На протяжении нескольких лет я в своей педагогической практике использую следующие технологии: педагогическая мастерская, ИКТ, здоровьесберегающая. Считаю, что эти технологии являются эффективными в современной школе и результативными в обучении учащихся.
ИКТ-технология – технология XXI века. Работа с компьютером, общение в Интернете – это необходимость современного школьника, будущего выпускника, человека. А на уроке это не только повышение навыков работы с техникой, но и наглядность, создание необходимых условий для обучения предмету.
Мы с учащимися создаем презентации по темам курса биологии, творческие отчеты по экскурсиям, защиты проектов и исследовательских работ, а так же проводим праздники с использованием мультимедийной наглядности и творческих заданий.
Здоровьесберегающие методы стали тоже необходимостью, ведь неумение ребенка вовремя расслабиться, снять напряжение, правильно сидеть за партой или компьютерным столом ведет к формированию школьных болезней. Поэтому на уроке в среднем звене мы используем не только физминутки, но и психологические тренинги, мудры, релаксацию, не боясь потратить время на неурочный материал. Чтобы ученик на уроке не испытывал давления и психологического напряжения, я использую методы дифференцированного подхода в обучении с учетом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися, что позволяет каждому ребенку работать в своем режиме и в комфортной именно для него обстановке.
«Педагогическая мастерская» – это поиск и творчество. Ученики ищут ответы на поставленные или свои собственные вопросы, в результате чего приобретают не только биологические знания, но и овладевают способами познания мира, познают не только окружающий мир, но и себя в этом мире, раскрывают не только секреты мироздания, но и свой собственный творческий и личностный потенциал. Главная задача приема заключается в предъявлении учащимся такого задания, для выполнения которого им необходимо актуализировать личный жизненный опыт, привлечь не только имеющиеся знания, но и психические характеристики: память, воображение, интуицию, ассоциации и др.
Все задания на уроке выстраиваются в логическую цепочку. Новые задания, а с ними и новые факты, заставляют детский ум усомниться в окончательности, истинности, достаточности прежних знаний. И ученик, придя домой, снова размышляет, ищет доказательство или включается в исследование. Результаты собственного поиска всегда интересно сопоставить с мнением и решениями других. Поэтому ученики на уроке всегда находятся в диалоге. А работа с учебником и научным текстом становится иной, чем на традиционном уроке. Учебник (чаще всего недостаточно удобный для самостоятельной работы, не всегда правдив в источнике познания, и мн. др.) перестает быть сводом правильных ответов на имеющиеся вопросы, это воплощенный в знаковой форме результат научных поисков, аналогичных тем, которые ведут участники мастерской. Работа с текстом – это сопоставление собственного понимания с точкой зрения другого.
Выбранные мной технологии и методики помогают решить одну из главных задач современной школы – научить школьника учиться.
Цели и задачи урока:
- совершенствовать и расширить знания учащихся: познакомить учащихся с новыми фактами и теориями появления жизни на Земле;
- углубить понимание сущности известного понятия – жизнь;
- сформировать новые понятия: креационизм, биогенез, панспермия;
- продолжить формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность;
- воспитывать ответственность к учебному труду;
- этические отношения к окружающему миру, культуру мышления и речи;
- познавательный интерес к биологии и окружающим явлениям;
- формировать коммуникативные, когнитивные и конструктивные навыки учащихся.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие – физминутки, психологические тренинги, методы дифференцированного подхода в обучении с учетом мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися.
- Элементы педагогической мастерской (ЖФЕН) – суть приема – в предъявлении учащимся заданий, для выполнения которых им необходимо активизировать личный, жизненный опыт, привлечь не только имеющиеся знания, но и воображение, интуицию, осуществить выдвижение гипотез (даже фантастических) и их доказательство, результаты собственного поиска сопоставить с мнением и решением других (коммуникативные, когнитивные и конструктивные навыки). Закон мастерской – «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам».
- ИКТ – слайды, презентация «Теории происхождения жизни на Земле».
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация «Теории происхождения жизни на Земле», доска, цветные мелки, листы бумаги.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: психологический тренинг «Мудра Земли».
II. Постановка задач урока для учащихся
«Итак, время действия – 4,6 млрд. лет назад.
Планета безжизненная. Газово – пылевое вещество,
послужившее для нее материалом и образованное
взрывом сверхновых звезд, полностью
стерилизовано жестким космическим
излучением. Ни атмосферы, ни океана.
Космический холод. Солнце светит на треть слабее,
чем в наши дни.
Но в недрах планеты исподволь уже идет
радиоактивный разогрев, отчего уменьшается
вязкость всего заключенного в ней вещества…» -
это описание картины дано в книге Льва
Юдасина «Перипетии жизни»
Какие мысли возникли у вас в голове? Давайте
проведем аукцион ваших идей.
(Учащиеся выдвигают гипотезу и
предлагают ее доказательство).
Итак, идей много. А кто из вас прав?
III. Изучение нового материала
I. Индивидуальная работа учащихся: Нарисуйте
рисунок – портрет нашей планеты.
1. Психологическая пауза: «Наша планета
прекрасна».
2. Работа со слайдом «Планеты Солнечной системы» (Приложение 3 и Приложение 1).
3. Вопрос классу: Чем Земля отличается от других
планет Солнечной системы?
4. Рефлексия: На Земле есть вода, атмосфера богатый кислородом, почва для жизни растительных организмов (продуцентов).
5. Класс делится на 3 группы.
Работа в группах: Предположите, как эти компоненты неживой природы появились на Земле.
Работа у доски по составлению схем – ответов на вопрос.
Группа № 1: Как появилась на планете вода?
Предполагаемая схема «Вода = водород + кислород
(электрический разряд и другие условия)».
Группа № 2: Как появился на Земле
кислород?
Кислород (21%) = растения (фотосинтез) - схема
Группа № 3: Как образовалась на планете
почва?
Почва = материнская порода (выветривание) +
питательные вещества – схема на доске.
6. Выводы делают учащиеся, учитель только по просьбе учащихся вступает в работу.
7. Физминутка: «Ветреная мельница» для улучшения мозгового кровообращения.
II. Вопрос классу: Что такое «жизнь» и как она возникла на нашей Земле?
Учащиеся работают в группе и фиксируют даже фантастические гипотезы.
8. Рефлексия: Выдвижение и доказательство своей
теории. Сравнение своего понятия «жизнь» с
научным источником (Приложение
2).
А кто же прав?
9. Работа со слайдами презентации «Теории происхождения Жизни на Земле» (проектирование на экран).
Озвучивание слайдов:
Среди главных теорий возникновения жизни на Земле следует обратить внимание на следующие:
- Креационизм
- Самопроизвольное зарождение
- Теория стационарного состояния
- Панспермия
- Биохимическая эволюция (слайд № 2)
Креационизм – учение о том, что жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время. В 1650 году архиепископ Ашер из города Арма (Ирландия) вычислил, что бог сотворил мир в октябре 4004 года до нашей эры и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра, создав человека. Ашер получил эту дату, сложив возраст всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии, - от Адама до Христа (слайд № 3).
Самопроизвольное зарождение – теория была распространена в древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384 – 322 до н. э.), придерживался этой теории. Ван Гельмонт (1577 – 1644), весьма знаменитый и удачливый ученый, описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал живой организм. Для этого нужны были темный шкаф, горсть пшеницы и грязная, потная рубашка. Созданным организмом была мышь.активным началом в процессе зарождения мыши Ван Гельмонт считал человеческий пот (слайд № 4).
В 1688 году итальянский биолог и врач Франческо
Реди, подошел к проблеме возникновения жизни
более строго и подверг сомнению теорию и
результаты экспериментов спонтанного
зарождения. Реди установил, что только после того
как муха побывает в сосуде с мясом или рыбой, на
гниющем продукте появляются белые червячки.
Проведя ряд экспериментов, он получил данные,
подтверждающие мысль о том, что жизнь может,
возникнуть только из предсуществующей жизни –
так возникла концепция биогенеза.
Познее в 1765 году Ладзаро Спалланцани провел
опыты с применением высоких температур – живые
организмы не появлялись.
В 1860 году Луи Пастер предложил способ
стерилизации тем самым подтвердил теорию
биогенеза, окончательно опроверг теорию
спонтанного зарождения (слайд № 5).
Биогенез – учение о возникновении живого существа только от себе подобного.
Теория стационарного состояния – Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда. По современным оценкам Земля существует 5 миллиардов лет (слайд № 6).
Теория панспермии – эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Жизнь могла возникнуть один или несколько раз в разное время и в разных частях Галактики или Вселенной. При изучении материала метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого», которые сыграли роль «семян», падавших на голую Землю (слайд № 7).
Биохимическая эволюция – по мнению многих биологов, в далеком прошлом состояние нашей планеты было мало похоже на нынешнее: по всей вероятности, температура ее поверхности была очень высокой (4000 – 8000оС), и по мере того, как Земля остывала, углерод и более тугоплавкие металлы конденсировались и образовали земную кору; поверхность планеты была, вероятно, голой и неровной, так как на ней в результате вулканической активности, непрерывных подвижек коры и сжатия, вызванного охлаждением, происходило образование складок и разрывов. Легкие газы атмосферы – азот, водород, гелий, кислород, аргон – уходили из атмосферы, так как гравитационное поле нашей еще недостаточно плотной планеты не могло их удержать. Однако простые соединения, содержащие эти элементы, должны были удерживаться; к ним относятся вода, аммиак, двуокись углерода и метан.
В 1923 году А. И Опарин высказал мнение, что органические вещества могли создаваться в океане из более простых соединений; энергию для этих реакций доставляла интенсивная солнечная радиация, падавшая на Землю до того, как образовался озоновый слой. Из накопившихся органических веществ образовался тот «первичный бульон», в котором могла возникнуть жизнь.
В 1953 году Стэнли Миллер в ряде экспериментов синтезировал многие органические вещества биологического значения, в том числе ряд аминокислот, аденин и простые сахара. Позднее были синтезированы нуклеотидные цепи длиной в шесть мономеров (слайд № 8).
10. Физпауза: релаксация, гимнастика для глаз.
11. Запись в тетрадь: теория, понятия: креационизм, биогенез.
12. Задание классу: Назовите несколько существительных связанных с понятием «жизнь» (запись на доске). Взяв одно понятие напишите на листе бумаги синквейн – пятистрочье на тему «жизнь. Природа. Земля».
Алгоритм написания синквейна:
В первой строке – имя существительное,
выражающее суть темы (пауза для размышления и
письма).
Во второй строчке – два прилагательных или
причастия, характеризующих ваше
существительное.
В третьей строчке – три глагола, три действия,
характерных для этого существительного.
В четвертой – фраза из четырех слов, отражающая
сущность описываемого существительного.
В пятой – существительное, являющееся антонимом
к первому, выбранному вами для синквейна.
IV. Афиширование работ
V. Рефлексия по уроку: Что тебе сегодня удалось, чем бы ты мог поделиться со всеми?
VI. Психологический тренинг: «Пожелай соседу…»
VII. Домашнее задание:
1. Мини-сочинение «Жизненные сложности»;
2. Выдвижение и доказательство своей гипотезы о
происхождении жизни на Земле;
3. Синквейн.
4. Реферат по теме.