1. Приоритетные направления в работе МОУ СОШ №5 г. Нефтеюганска
МОУ «СОШ №5» основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. В образовательном учреждении создана программа для профилактики правонарушений среди обучающихся школы и сокращения количества детей, имеющих отклоняющее поведение.
Цель программы: cоздание условий для формирования у обучающихся норм законопослушания и профилактики противоправного поведения в обществе.
Задачи:
1. Создать условия для освоения подростками
норм общества.
2. Формировать правовое, позитивное поведение
обучающихся.
3. Выявить индивидуальные качества личности
ребенка.
4.Совершенствовать педагогические формы и методы
работы участников образовательного процесса в
вопросах ранней профилактики.
5. Оказать помощь в достижении позитивного
разрешения проблем.
Основные направления работы:
- Изучение методов и приемов профилактической работы с обучающимися .
- Выявление факторов, влияющих на асоциальный тип поведения детей.
- Диагностика обучающихся.
- Проведение системы мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов воспитательной работы (обучающие семинары, круглые столы, родительские собрания и всеобучи, психологические тренинги).
- Отработка механизма взаимодействия участников программы по профилактике отклоняющегося поведения подростков.
- Индивидуальное психологическое и педагогическое консультирование родителей по вопросам ранней профилактики.
- Разработка конкретных рекомендаций по работе
с детьми, имеющими трудности в поведении
данной возрастной категории:
- формы и приёмы в работе для учителей-предметников;
- формы и приёмы в работе для классных руководителей;
- механизм взаимодействия участников образовательного процесса.
- Создание банка методических разработок (тематических классных часов и уроков профилактики) для классных руководителей.
- Создание памяток для родителей по вопросам ранней профилактики.
- Анализ и соотнесение полученных результатов с поставленными целями.
Содержание системы мероприятий:
№ | Ключевые компоненты | Формы работы | Сроки | Ответственные |
1. Диагностика обучающихся | ||||
1 | Целенаправленная работа по диагностике выпускников МОУ «НОШ № 5» | Изучение личных дел, характеристик 4-х классов, выявление степени подготовленности детей к средней школе | апрель-май | Психолог, зам директора по УВР, учителя-предметники. |
2 | Изучение пятиклассников и вновь прибывших обучающихся | Диагностика обучающихся, выявление первоочередных задач обучения и воспитания | сентябрь-ноябрь | Классные руководители, психолог, учителя-предметники |
3 | Изучение коллективов 5-х, 10-х классов | Индивидуальные беседы с учениками, их родителями, составление социального паспорта класса, занятости обучающихся во внеурочное время | сентябрь | Классные руководители |
4 | Выявление причин отклоняющегося
поведения обучающихся:
|
Наблюдение в процессе организации и проведении КТД класса, школы, дежурства по школе, классных часов, тренингов общения, посещения семей, родительских собраний, тестирования и анкетирования. | в течение года | Классные руководители, психолог, социальный педагог |
5 | Постановка на учёт обучающихся, имеющих отклонения в поведении | в течение года | классные руководители, социальный педагог | |
2. Профилактическая работа с обучающимися | ||||
6 | Культура общения и поведения | Цикл классных часов и общешкольные мероприятия | в течение года | классный руководитель, педагог-организатор, |
7 | Законы общества, права и обязанности граждан | Учебные предметы | в течение года | учителя-предметники |
8 | Ответственность подростков. Правонарушения и преступления | Встречи с инспектором ОДН, КДН, УВД | в течение года | социальный педагог |
9 | Профилактика вредных привычек | Встречи со специалистами служб города | в течение года | Ответственный за оздоровительную работу с обучающимися. |
3. Коррекционная работа с обучающимися, имеющими отклонения в поведении | ||||
7 | Коррекционная работа с обучающимися,
имеющими отклонения в поведении: на уровне
класса на уровне школы на уровне города |
Составление карты индивидуального сопровождения обучающегося
|
в течение года |
классный руководитель зам. дир. по ВР педагог-организатор, зам. дир. по ВР социальный педагог инспектор ОДН административная комиссия |
4. Анализ достигнутого результата |
||||
8 | Подведение итогов профилактики, поиск путей решения проблемы | Круглый стол, малый педсовет, | в течение года | зам. дир. по ВР |
9 | Принятие решения | Управляющий совет, педсовет |
в течение года | администрация |
5. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей-предметников, родителей |
||||
5 | Классные руководители, учителя-предметники: изучение форм и методов работы с обучающимися, имеющими отклонения в поведении | Семинары, методические рекомендации, педсоветы, совещания | в течение года | Администрация школы |
6 | Педагогическое просвещение родителей | Лектории, собрания, встречи. | в течение года | Классные руководители, психолог, администрация |
2. Организация работы социального педагога.
Информация по социальному паспорту школы (5-11 классы) за 2009-2010 учебный год:
– На внутришкольном учете в параллелях 5-11
классов состоит 26 человек: 6 кл. – 1; 7 кл. – 5; 8 кл. –
9; 9 кл. – 7; 10 кл. – нет; 11 кл. – нет.
– Основная причина постановки на учет – это
пропуски уроков без уважительной причины и как
следствие низкая успеваемость.
– 6 неблагополучных семей.
– 19 подростков состоят на профилактическом
учете в ОДН УВД .
– 10 детей состоят на учете в КДН и ЗП.
– 6 семей в ЦСПС и Д «Веста».
– 10 опекаемых детей.
– 19 многодетных семей, из них 13семей (пользуются
льготным питанием).
– 28 малообеспеченных семей.
Информация о проделанной работе за 2009-2010 учебный год:
– Написано и отправлено 10 представлений в КДН.
– Написано и отправлено 58 представлений ОДН.
– Написано и оправлено 2 сообщения в Департамент
образования об отчислении обучающихся
из образовательного учреждения.
– Написано и отправлено 19 ходатайств в ОДН
УВД, с просьбой принять меры
административного воздействия по отношению к
родителям.
– Написано и отправлено 4 сообщения в ЦСПС и Д
«Веста».
– Написано и отправлено 42 сообщения в Комитет
опеки и попечительства.
– Написано и отправлено 10 сообщений в БОУ ХМАО
–Югра «Детский дом «Светозар».
– Отправлены 29 характеристик в ОДН УВД.
– Осуществлено 30 посещения семьи.
– Рассмотрено 52 объяснительных и докладных.
– Проведено 9 Советов профилактики: приглашались
56 человек.
Информация о проведенных внеклассных мероприятиях за 2009-2010 учебный год:
– Родительские собрания в классах,
общешкольные родительские собрания.
– Выступление на педсовете на тему: «Организация
работы классных руководителей с подростками, попавшими
в трудную жизненную ситуацию».
– Совместно с психологами ЦСПС и Д «Веста» и
проводились беседы с детьми отклоняющего
поведения.
– Проведена серия классных часов в классах,
совместно с инспектором ОДН на тему
«Административная и уголовная ответственность
несовершеннолетних подростков».
– Индивидуальные беседы с подростками, попавших
в трудную жизненную ситуацию и их родителями.
– Индивидуальные беседы с воспитанниками
детского дома «Светозар» и воспитателями.
– Занятость в летний период.
В ходе проведенной работы были получены следующие результаты:
– 2 обучающихся отчислены из списков
школы;
– увеличилось количество детей, состоящих на
внутришкольном профилактическом учете (26
человек) Это можно объяснить тем, что повысился
уровень выявляемости отклонений в поведении
подростков, что дает возможность своевременно
осуществлять профилактические мероприятия;
– уменьшилось количество семей обучающихся
стоящих на учете в ЦСПС и Д «Веста» на 62% (с 16 до 6
семей);
– уменьшилось количество обучающихся стоящих на
учете в ОДН УВД на 24 % (с 25 до 19 человек):
– к концу учебного года снизилось количество
обучающихся, пропускающих уроки без
уважительной причины на 69 % (с 13 до 1 человека), за
счет усиления контроля со стороны классных
руководителей и профилактических мероприятий со
стороны специалистов образовательного
учреждения.
– создан банк данных подростков, попавших в
трудную жизненную ситуацию и их семей,
состоящих на всех видах учета;
– разработана система профилактических
мероприятий со всеми участниками
образовательного процесса.
Для нормального развития подростков, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в школе и социуме необходимы определенные условия, которые должны создать взрослые:
- информирование о современной жизни (правах и обязанностях, сочетание свободы и ответственности),
- организация совместной деятельности со взрослыми (общественно-полезный труд, социальное проектирование),
- положительный пример достойного поведения со стороны родителей,
- помощь в профессиональном самоопределении.
3. Приоритетные направления социального педагога образовательного учреждения.
Направления работы:
- Посредническое (работа с обучающимися, с родителями)
- Профилактическое
- Организационно-управленческое.
- Социально-правовое
Индивидуальная работа с обучающимися пропускающих учебные занятия без уважительной причины:
- Изучение условий жизни обучающихся, составление актов материально-бытовых условий .
- Оформление писем по месту жительства родителям обучающихся.
- Оформление представлений в ОДН УВД, КДН и ЗП, ЦСПС и Д «Веста».
- Предупреждение родителей об ответственности за воспитание.
Консультативная работа
За 2009-2010 учебный год было проведено 120
индивидуальных бесед с обучающимися, их
родителями и учителями.
Велась работа по каждому виду обращений.
Оказывалась при этом социально-педагогическая
помощь разнообразного характера (оказание
материальной помощи малообеспеченным семьям,
оказание психологической поддержки опекаемым и
проблемным обучающимся, посещение семей).
Для решения других вопросов привлекались
представители межведомственных организаций:
инспектор ОДН УВД, КДН и ЗП, специалисты
центра социальной защиты, специалисты отдела
опеки, медицинский работник.
Контакты с семьей
Работа с семьей – составная часть работы социального педагога. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества, а значит, и училища. Социальный педагог, руководствуясь педагогическим тактом, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли посредника, между ребенком и родителями и консультанта. Важно отметить, что некоторые родители, определив ребенка в школу, не уделяют достаточного внимания своим детям, зачастую многие родители не знают о пропусках их детьми учебных занятий, и как следствие о задолженностях по предметам, не аттестации, исходя из этого вытекают следующие направления работы социального педагога по работе с семьей:
Направления работы социального педагога по работе с семьей:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого образовательным учреждением.
- Своевременное информирование родителей о проблемах обучающихся .
- Корректировка воспитания в семьях отдельных обучающихся.
- Взаимодействие с заместителем директора по УВР, общественными организациями родителей, Советом профилактики, с ОДН УВД, КДН и ЗП и других служб города.
Практика по вовлечению родителей в совместную
с детьми деятельность предполагает, решение
следующих воспитательных задач:
– установление дружественных отношения
сотрудничества;
– нормализацию отношений детей и родителей за
счет позитивного переживания;
– родители лучше узнают своих детей, а
социальный педагог – родителей;
– достигается большой охват учащихся различными
формами воспитательной работы, положительное
влияние на подростков различных людей.
Профилактическое направление:
Работа по профилактике правонарушений складывается из нескольких направлений деятельности:
– работа с детьми «группы риска»;
– работа с родителями;
– взаимодействие с ОДН УВД, КДН и ЗП и другие
службы города.
– с целью профилактики правонарушений
использовался наглядный материал – памятки по
профилактики правонарушений (оформление стенда).
– в течение года анкетирование с целью
профилактики правонарушений и повышения в
области права;
– в течение года лектории по профилактике
правонарушений и безнадзорности;
– в течение года запланированы классные часы
с показом презентаций о вреде алкоголя, курения,
токсических и наркотических веществ;
– в течение года запланированы проведение
бесед совместно с инспектором ОДН УВД с
обучающимися.
Социально-правовая защита
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
|
На опеке | 4 |
5 |
6 |
10 |
Приемные семьи | нет |
нет |
нет |
нет |
Поддерживается связь социального педагога с опекунами, отделом опеки и попечительства через выходы в семьи.
На 2010-2011 учебный год для организации профилактической работы были поставлены следующие задачи:
1. Продолжить работу программы
образовательного учреждения.
2. Продолжить обучающие встречи и беседы с
классными руководителями о методах и формах
работы с детьми отклоняющего поведения с целью
повышения эффективности профилактической
деятельности.
3. Обеспечить посещаемость обучающихся,
состоящих на внутришкольном учете, стоящих на
учете в других службах города школьных занятий, с
целью предупреждения повторного года обучения.
Ожидаемый результат работы:
1. Создание базы данных по накоплению
материалов, отражающих динамику коррекции
детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в
поведении в сферу положительного
воспитательного воздействия (общешкольные
мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и
спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися
без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на
всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после
окончания образовательного учреждения.
Вывод:
Проблема современности: семья переживает не
лучшие времена и не выполняет на должном уровне
свои социально обусловленные функции.
Причинами этого являются кризисные явления,
идущие в семье. В первую очередь нестабильность
семьи (разводы), во вторую очередь дезорганизация
семьи (конфликты). Нравственно-психологический
климат в семье, является определяющим фактором в
социализации личности.
Отсюда можно сделать вывод, что необходима
социальная работа образовательного
учреждения с семьей.
Интегрированное влияние школы, различных служб,
в том числе и социальных, требует обширной
диагностической информации – общих данных о
семьях и т.д;
Своевременное выявление функционально
несостоятельных семей и коррекция успешного
семейного воспитания,
Социологическое изучение и коррекция факторов
среды – важный элемент профилактики семейного
неблагополучия, социального сиротства и детской
безнадзорности.