Цель урока: Учить детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими во время обсуждения, вырабатывать одну общую версию предполагаемого текста.
Задачи урока:
- Образовательные:
- совершенствовать умение читать слова, предложения
- формировать умение использовать ранее усвоенные знания и умения в новой ситуации
- Развивающие:
- развивать контроль и самоконтроль
- формировать познавательного интереса, познавательную самостоятельность
- развивать сенсорную сферу
- углубить читательский интерес
- Воспитательные:
- воспитание уважения к точке зрения собеседника.
- воспитание требовательности к себе
- воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других.
Структура урока:
1. Постановка цели (самостоятельное формирование целей урока)
2. Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения
Формы работы: фронтальная, групповая, диалог учителя и ребенка, индивидуальная.
Методы и приёмы работы: практикум, мини-исследование, разноуровневые задания, рефлексия, создание)
Применение знаний в стандартной ситуации («Помоги соседу»; «Проверь себя»; «Групповая работа»), разноуровневые задания (перенос умений и навыков в новую ситуацию) с организацией самопроверки.
3. Подведение итогов урока.
Формы работы: фронтальная, групповая, диалог учителя и ребенка, индивидуальная.
Методы и приёмы работы: практикум, мини-исследование, разноуровневые задания, рефлексия, создание проблемной ситуации.
Оборудование: карточки-задания, наглядные пособия (чучела морских животных, засушенные кораллы, фотографии морских животных и водорослей).
Урок проводился во 2-м классе по учебнику «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева.
Представленный урок является уроком систематизации полученных знаний.
Урок имеет личностно ориентированную направленность, подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, нацелен на повышение самостоятельности в учебной деятельности, создание для учеников ситуации успеха за счёт применения специально разработанного дидактического материала.
Разноуровневые задания: сравнение текста с содержанием прогнозов учащихся, что способствует включению непроизвольного внимания, вдумчивому чтению. Дотекстовая беседа. Устный прогноз по ключевым словам.
Социальные навыки: умение представить результат работы малой группы всей аудитории.
Деятельность ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности:
а) анализа и синтеза:
– через фронтальную работу (анализ текста)
– через выделения характерных особенностей
текста (сказка-рассказ, повествовательный
рассказ, реальные события).
б) сравнение:
– через выборочное чтение по вопросам, которые задаёт учитель.
в) абстрагирования:
– при выполнении графических заданий по дополнительной тетради на печатной основе.
г) обобщения и систематизации:
– через обобщение признаков текста по главам.
– через нестандартную ситуацию (деловая игра «Я
– учитель»)
– через умение делать выводы.
Развитие сенсорной сферы происходит за счёт выборочного чтения (зрительное восприятие, память: оперативная, эмоциональная, наглядно–образная; внимание: произвольное, непроизвольное, целенаправленное, организованное).
Значительное внимание на уроке уделено формированию художественно грамотной речи:
– развитию речевого умения в монологической
форме (умение логично и связно высказываться)
– развитию коммуникативных умений и навыков
– обогащению словарного запаса учеников.
Учитель задаёт положительный эмоциональный настрой, обогащает весь процесс позитивными эмоциями через доброжелательный тон, внимательное отношение к каждому ребёнку, собственную заинтересованность в происходящем.
ХОД УРОКА
1. Вводная часть
Учитель приветствует детей.
– Как вы себя чувствуете? (Настроение)
– Вы готовы работать на уроке?
2. Вспомнить число, месяц, год
3. Проверка домашнего задания
Стихотворение. В.Орлов. «Я рисую море». (Наизусть, 4-5 учащихся)
– Дети, рассказывая стихотворение, показывайте свои рисунки к тексту стихотворения.
Я рисую море
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!Я сижу тихонько
Около прибоя,
Окунаю кисточку
В море голубое.
4. Рефлексия эмоционального состояния после проверки домашнего задания:
– Какое у вас было настроение при чтении этого
стихотворения?
– Приклейте смайлик в тетрадь (тетрадь, где
прослеживаются чувства ребёнка в течение всего
урока).
5. Сообщение темы урока: Дж Родари «Как Алиса в море побывала» (записано на доске).
Дети читают заглавие, имя автора.
Беседа по теме сказки (гипотеза):
– Кто будет героем этой сказки?
– Где будут происходить события?
– Кто из вас отдыхал на море?
– Какие мысли у вас там появились? Представляли
ли вы себе какие-либо сказочные сцены?
6. Физминутка:«Море волнуется раз» (разные фигуры изображают дети)
Рассматривание иллюстрации по учебнику.
– Какой персонаж сказки подсказала нам
иллюстрация? (Дети предполагают)
– Что же могло произойти с этими героями? (Дети
предполагают сами)
Чтение ключевых слов с доски (Учитель открывает подготовленную заранее запись): Алиса, превращалась в рыбку, мальчик, нырнул, дельфин, дно морское, вернусь домой.
Работа с ключевыми словами.
– Дети, что обозначают, как помогают ключевые
слова (ответ).
– Как вы думаете, о чём сказка?
7. Рефлексия
– Вы по ключевым словам предположили, о чём текст сказки. Что вы почувствовали при своих догадках? (Нарисовать смайлик в тетрадь).
8. Физминутка
Стрекоза
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – присела,
На четыре полетела.
У воды остановилась,
Над водою покружилась.
9. Работа с текстом по частям во время чтения
Часть I
Читают дети для себя (самостоятельно).
Выборочное чтение (вслух по вопросам):
– Какая мечта была у Алисы? (Найти и прочитать)
– Почему она у неё появилась? (Найти и прочитать)
– Что можно сказать об Алисе? (Найти и прочитать)
– Какая это была девочка? (Она маленькая и
верит в то, что можно стать рыбкой: она –
выдумщица)
10. Рефлексия
– Ваше отношение к Алисе, какое чувство
вызывает эта героиня?
– Хотели бы вы стать рыбкой?
– Закройте глазки. Встаньте из-за парт
представьте, что вы рыбка, руки – плавники, вы
плывёте по морю. Вода тёплая, ласковая. Откройте
глазки. Тихонько присядьте.
Часть II
Чтение вслух с сопровождением показа наглядностей: чучела морских ежей, моллюск, морских звёздочек, коралл, двухстворчатые раковины. (См. Приложение)
Вопросы:
– Что вы узнали из первого абзаца о мальчике?
– Как мальчик превратился в дельфина?
– Поверила в это превращение Алиса? А вы?
– Кем хотела стать Алиса?
– Что из этого получилось?
– Чем ей понравилось морское дно?
– Что заставило Алису вернуться домой? (любовь к
родителям)
– Почему Алиса никогда и никому не рассказывала
о том, что с ней приключилось в море?
11. Физминутка: «Море волнуется раз».
Работа группами (две группы по дополнительной тетради на печатной основе).
Задание: Какой была Алиса? Соедини и допиши.
Маленькая ___________________ Серьёзная ___________________ Выдумщица ___________________ Добрая ___________________ Любящая ___________________ с богатой фантазией ___________________ |
Проверка. (Сравнение работ двух групп по заданию)
12. Итог
– Похоже ли прочитанное произведение
на сказку? (И да, и нет)
– Что в нём сказочного? (Приключение Алисы на
дне морском, превращения мальчика в дельфина)
– А чем не похоже на сказку? (Все приключения
Алисы – это её фантазии, представления, нет
сказочных примет).
13. Рефлексия в форме синквейа
Учитель комментирует правила составления синквейна (раздаточный материал):
- правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Например:
Сказка
Интересная, волшебная
Читаю, удивляюсь, радуюсь
Чудо
ВЫВОД:
– Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой Дж. Родари. Чему она научила вас? Что бы вы хотели взять для себя? Подумайте и дома нарисуйте иллюстрации к этой сказке.