Дж.Родари "Как Алиса в море побывала"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Учить детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими во время обсуждения, вырабатывать одну общую версию предполагаемого текста.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • совершенствовать умение читать слова, предложения
    • формировать умение использовать ранее усвоенные знания и умения в новой ситуации
  • Развивающие:
    • развивать контроль и самоконтроль
    • формировать познавательного интереса, познавательную самостоятельность
    • развивать сенсорную сферу
    • углубить читательский интерес
  • Воспитательные:
    • воспитание уважения к точке зрения собеседника.
    • воспитание требовательности к себе
    • воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других.

Структура урока:

1. Постановка цели (самостоятельное формирование целей урока)

2. Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения

Формы работы: фронтальная, групповая, диалог учителя и ребенка, индивидуальная.

Методы и приёмы работы: практикум, мини-исследование, разноуровневые задания, рефлексия, создание)

Применение знаний в стандартной ситуации («Помоги соседу»; «Проверь себя»; «Групповая работа»), разноуровневые задания (перенос умений и навыков в новую ситуацию) с организацией самопроверки.

3. Подведение итогов урока.

Формы работы: фронтальная, групповая, диалог учителя и ребенка, индивидуальная.

Методы и приёмы работы: практикум, мини-исследование, разноуровневые задания, рефлексия, создание проблемной ситуации.

Оборудование: карточки-задания, наглядные пособия (чучела морских животных, засушенные кораллы, фотографии морских животных и водорослей).

Урок проводился во 2-м классе по учебнику «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева.

Представленный урок является уроком систематизации полученных знаний.

Урок имеет личностно ориентированную направленность, подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, нацелен на повышение самостоятельности в учебной деятельности, создание для учеников ситуации успеха за счёт применения специально разработанного дидактического материала.

Разноуровневые задания: сравнение текста с содержанием прогнозов учащихся, что способствует включению непроизвольного внимания, вдумчивому чтению. Дотекстовая беседа. Устный прогноз по ключевым словам.

Социальные навыки: умение представить результат работы малой группы всей аудитории.

Деятельность ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности:

а) анализа и синтеза:

– через фронтальную работу (анализ текста)
– через выделения характерных особенностей текста (сказка-рассказ, повествовательный рассказ, реальные события).

б) сравнение:

– через выборочное чтение по вопросам, которые задаёт учитель.

в) абстрагирования:

– при выполнении графических заданий по дополнительной тетради на печатной основе.

г) обобщения и систематизации:

– через обобщение признаков текста по главам.
– через нестандартную ситуацию (деловая игра «Я – учитель»)
– через умение делать выводы.

Развитие сенсорной сферы происходит за счёт выборочного чтения (зрительное восприятие, память: оперативная, эмоциональная, наглядно–образная; внимание: произвольное, непроизвольное, целенаправленное, организованное).

Значительное внимание на уроке уделено формированию художественно грамотной речи:

– развитию речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться)
– развитию коммуникативных умений и навыков
– обогащению словарного запаса учеников.

Учитель задаёт положительный эмоциональный настрой, обогащает весь процесс позитивными эмоциями через доброжелательный тон, внимательное отношение к каждому ребёнку, собственную заинтересованность в происходящем.

ХОД УРОКА

1. Вводная часть

Учитель приветствует детей.
– Как вы себя чувствуете? (Настроение)
– Вы готовы работать на уроке?

2. Вспомнить число, месяц, год

3. Проверка домашнего задания

Стихотворение. В.Орлов. «Я рисую море». (Наизусть, 4-5 учащихся)

– Дети, рассказывая стихотворение, показывайте свои рисунки к тексту стихотворения.

Я рисую море

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!

У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!

Я сижу тихонько
Около прибоя,
Окунаю кисточку
В море голубое.

4. Рефлексия эмоционального состояния после проверки домашнего задания:

– Какое у вас было настроение при чтении этого стихотворения?
– Приклейте смайлик в тетрадь (тетрадь, где прослеживаются чувства ребёнка в течение всего урока).

5. Сообщение темы урока: Дж Родари «Как Алиса в море побывала» (записано на доске).

Дети читают заглавие, имя автора.

Беседа по теме сказки (гипотеза):

– Кто будет героем этой сказки?
– Где будут происходить события?
– Кто из вас отдыхал на море?
– Какие мысли у вас там появились? Представляли ли вы себе какие-либо сказочные сцены?

6. Физминутка:«Море волнуется раз» (разные фигуры изображают дети)

Рассматривание иллюстрации по учебнику.

– Какой персонаж сказки подсказала нам иллюстрация? (Дети предполагают)
– Что же могло произойти с этими героями? (Дети предполагают сами)

Чтение ключевых слов с доски (Учитель открывает подготовленную заранее запись): Алиса, превращалась в рыбку, мальчик, нырнул, дельфин, дно морское, вернусь домой.

Работа с ключевыми словами.

– Дети, что обозначают, как помогают ключевые слова (ответ).
– Как вы думаете, о чём сказка?

7. Рефлексия

– Вы по ключевым словам предположили, о чём текст сказки. Что вы почувствовали при своих догадках? (Нарисовать смайлик в тетрадь).

8. Физминутка

Стрекоза

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – присела,
На четыре полетела.
У воды остановилась,
Над водою покружилась.

9. Работа с текстом по частям во время чтения

Часть I

Читают дети для себя (самостоятельно).
Выборочное чтение (вслух по вопросам):
– Какая мечта была у Алисы? (Найти и прочитать)
– Почему она у неё появилась? (Найти и прочитать)
– Что можно сказать об Алисе? (Найти и прочитать)
– Какая это была девочка? (Она маленькая и верит в то, что можно стать рыбкой: она – выдумщица)

10. Рефлексия

– Ваше отношение к Алисе, какое чувство вызывает эта героиня?
– Хотели бы вы стать рыбкой?
– Закройте глазки. Встаньте из-за парт представьте, что вы рыбка, руки – плавники, вы плывёте по морю. Вода тёплая, ласковая. Откройте глазки. Тихонько присядьте.

Часть II

Чтение вслух с сопровождением показа наглядностей: чучела морских ежей, моллюск, морских звёздочек, коралл, двухстворчатые раковины. (См. Приложение)

Вопросы:

– Что вы узнали из первого абзаца о мальчике?
– Как мальчик превратился в дельфина?
– Поверила в это превращение Алиса? А вы?
– Кем хотела стать Алиса?
– Что из этого получилось?
– Чем ей понравилось морское дно?
– Что заставило Алису вернуться домой? (любовь к родителям)
– Почему Алиса никогда и никому не рассказывала о том, что с ней приключилось в море?

11. Физминутка: «Море волнуется раз».

Работа группами (две группы по дополнительной тетради на печатной основе).

Задание: Какой была Алиса? Соедини и допиши.

Маленькая ___________________
Серьёзная ___________________
Выдумщица ___________________
Добрая ___________________
Любящая ___________________
с богатой фантазией ___________________

Проверка. (Сравнение работ двух групп по заданию)

12. Итог

Похоже ли прочитанное произведение на сказку? (И да, и нет)
– Что в нём сказочного? (Приключение Алисы на дне морском, превращения мальчика в дельфина)
– А чем не похоже на сказку? (Все приключения Алисы – это её фантазии, представления, нет сказочных примет).

13. Рефлексия в форме синквейа

Учитель комментирует правила составления синквейна (раздаточный материал):

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Например:

Сказка
Интересная, волшебная
Читаю, удивляюсь, радуюсь
Чудо

ВЫВОД:

– Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой Дж. Родари. Чему она научила вас? Что бы вы хотели взять для себя? Подумайте и дома нарисуйте иллюстрации к этой сказке.