Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Улыбка 2010» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период в условиях Крайнего Севера. |
3 | Направления деятельности | Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложение. |
5 | Автор программы | Начальник лагеря С.А.Сулейманова |
6 | Муниципальное образовательное
учреждение, представившее программу |
МОУ СОШ № 13 г. Новый Уренгой |
7 | Адрес, телефон | ЯНАО, г. Новый Уренгой, мн. Мирный 5\6. Тел. 97-38-32 |
8 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МОУ СОШ № 13 |
9 | Количество, учащихся возраст учащихся | 186 учащихся с 6-14 лет |
10 | Сроки проведения, количество смен | Июнь-июль 2010года, 1 и 2 смена |
Содержание программы:
I. Введение
II. Цель и задачи программы
III. Принципы, используемые при планировании и
проведении лагерной смены
IV. Направление и виды деятельности
V. Механизм реализации программы
VI. Организация взаимодействия пришкольного
летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей «Улыбка» с социумом
VII. Условия реализации программы
VIII. Диагностика
IX. Ожидаемые результаты
X. Список используемой литературы
Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий
счастливее больного короля
Артур Шопенгауэр
I. Введение
Лагерь – это сфера активного отдыха,
разнообразная общественно значимая
досуговая деятельность, отличная от типовой
назидательной, дидактической словесной
школьной деятельности. Лагерь дает возможность
любому ребенку раскрыться, приблизиться к
высоким уровням самоуважения и
самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием
учащихся призван создать оптимальные условия
для полноценного отдыха детей, которые находятся
в условиях Крайнего Севера. Детские
оздоровительные лагеря являются частью
социальной среды, в которой дети реализуют свои
возможности, потребности в индивидуальной,
физической и социальной компенсации в
свободное время. Пришкольная летняя
оздоровительная площадка с дневным пребыванием
детей и подростков (в дальнейшем площадка)
создается на базе общеобразовательного
учреждения для реализации образовательных
программ и оздоровительной работы с учащимися в
возрасте от 6 до 14 лет на территории
муниципального образования города в летний
период.
Ежегодно для учащихся проводится
оздоровительная смена в лагере дневного
пребывания на базе МОУ СОШ № 13 г. Новый Уренгой. В
нем отдыхают учащиеся начального и среднего
звена.
- Право на бесплатное получение путевки имеют:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети из малоимущих семей, состоящие на учете в Управлении социальной защиты населения;
- дети из семей, находящихся в социально опасном положении, состоящие на учете в Управлении социальной защиты населения.
II. Цели и задачи программы
Цель – лагерь создается с целью укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры; реализации медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей и подростков.
Задачи:
- создание условий для укрепления здоровья детей и подростков;
- развитие их гигиенической и физической культуры;
- реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных, культурно-досуговых программ.
III. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
- Безусловная безопасность всех мероприятий
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне
IV. Направления и виды деятельности
- Художественно-творческое направление
- Трудовая деятельность
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
- Досуговая деятельность
- Кружковая деятельность
- Туристко-краеведческой и экскурсионной деятельности
- Эстетическая деятельность
- Образовательная деятельность
Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя зарядка
- Спортивные и подвижные игры.
- Городские соревнования для пришкольных летних площадок
- Элементы видов спорта;
- Индивидуальные задания для самостоятельного выполнения в течение дня;
- Закаливающие процедуры;
- Оздоровительные процедуры.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в
природе, и в обществе, и в отношениях между
людьми. Надо только его видеть, чувствовать и
понимать. Ростки этого чудесного умения заложены
в каждом ребенке. Развивать их – значит
воспитывать эстетически. Вот почему
эстетическое воспитание всегда было и остается
важнейшей частью педагогической
деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- Формировать навыки культурного поведения и общения;
- Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общения с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
- Посещение кинотеатров, музеев, организаций;
- Конкурсы;
- Оформление отрядных уголков.
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера
человеческой активности, в которой
личность не преследует никаких других целей,
кроме получения удовольствия от проявления
духовных и физических сил. Основным назначением
творческой деятельности в лагере является
развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой
деятельности:
- Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный уголок», конкурс стенгазет и рисунков «За здоровый образ жизни», «Мой город – 35лет»).
- Конкурсные программы («Мисс лето – 2010», «Рыцарский турнир»).
- Творческие конкурсы, выставки работ из природного материала.
- Игровые творческие программы («Поле чудес», «Рыцарский турнир»).
- Концерты
- Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- Бытовой самообслуживающий труд;
- Общественно значимый труд. (Уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслужичающий труд имеет целью
удовлетворения бытовых потребностей ребенка и
группы детей за счет личных трудовых усилий.
Бытовой труд ребенка включает в себе уборку
постели, уход за одеждой и обувью.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере
включает дежурство по отряду. Уборку мусора на
прилегающей к отряду территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях,
кружках, в которых они занимаются.
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
- Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
- Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
- Поездки, экскурсии
- Посещение кинотеатров, городские мероприятия, спортивно-оздоровительные, профилактическая работа.
- Психологический тренинг
Определенный интерес у детей вызывают психологические тренинги, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
- Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
- Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, дискотек, спектаклей , экскурсий, спортивных соревнований, прогулки;
- отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора,
развитие познавательных интересов и творческих
способностей детей.
Включает в себе развитие детей средствами
совместного творчества, в процессе которого идет
закрепление норм поведения и правил
этикета, знакомство с новыми предметами и
явлениями, воспитание бережного отношения к
природе, любви к труду. Создаются условия для
реализации собственных интересов детей в
наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
- Изучение интересов детей;
- Презентация кружков на линейке в начале смены;
- Ознакомление детей с режимом работы кружков;
- Самоопределение детей и запись их в кружков;
- Самоопределение детей и запись их в кружки;
- Деятельность ребят в кружках;
- Текущее отражение результатов деятельности детей;
- Подведение итогов работы кружков в конце смены.
V. Механизм реализации программы
1 этап. Подготовительный – апрель-май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца
до открытия пришкольного летнего
оздоровительного лагеря начинается подготовка к
летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
- Проведение совещаний с начальником УО, директором и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- Издание приказа по УО и по школе о проведении летней кампании;
- Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Улыбка – 2010»;
- Подготовка методического материала для работников лагеря;
- Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, приказы, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
2 этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней,
всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- Запуск программы «Улыбка - 2010»
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3 этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- Работа творческих мастерских.
4 этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- Подведение итогов смены;
- Выработка перспектив деятельности организации;
- Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
VI. Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Улыбка» с социумом
Обязательная номенклатура дел летнего лагеря с дневным пребыванием детей
В состав документации площадки должны входить:
- Постановление Главы города Новый Уренгой «Об организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи в 2010 году»;
- приказы и инструктивные письма руководящих органов для летней площадки с дневным пребыванием детей;
- данное Положение о летней площадки с дневным пребыванием детей и подростков;
- паспорт площадки;
- разрешение на открытие площадки, выданное территориальным отделом Территориального Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в городе Новом Уренгое;
- акт приемки площадки;
- книга приказов по основной деятельности (страницы прошиты, пронумерованы, скреплены печатью);
- штатное расписание, утвержденное начальником площадки и согласованное с экономистом бухгалтерии;
- должностные инструкции для сотрудников площадки;
- режим дня и правила внутреннего распорядка площадки;
- планы культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий с детьми;
- график питания детей в столовой;
- график работы автобуса (с указанием маршрута);
- график посещения бассейна (при работе бассейна в смену площадки);
- график проведения оздоровительных процедур на базе МУЗ ЦГБ и ее филиалов;
- список детей для прохождения оздоровления;
- книга регистрации заявлений родителей (с указанием срока пребывания ребенка на площадке);
- справки о состоянии здоровья детей;
- списки детей по установленной форме;
- списки детей для занятий физкультурой с разбивкой на основную, подготовительную и специальную группы;
- списки и медицинские книжки сотрудников;
- договора с родителями (законными представителями) об условиях организованного отдыха детей;
- правила внутреннего распорядка для работников;
- журнал инструктажа по технике безопасности, по пожарной безопасности;
- инструкции по технике безопасности;
- правила действия в чрезвычайных ситуациях;
- протоколы соревнований, конкурсов, иных мероприятий;
- книга замечаний и предложений инспектирующих организаций;
- сметы расходов, установленная бухгалтерская отчетность;
- договора о материальной ответственности;
- программа деятельности площадки;
- акты территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в городе Новом Уренгое;
- отчет о проделанной работе по сменам;
- анализ и отчет о деятельности за июнь-август;
- результаты изучения мнения детей и родителей о площадке, пожелания по улучшению его деятельности (результаты анкетирования детей и родителей);
- списки сотрудников на поощрение по итогам летней оздоровительной кампании (с указанием Ф.И.О., должности, периода работы на площадке, основания для поощрения);
- документация на имеющиеся на площадке оборудование, приборы, аппаратуру, культурный и спортивный инвентарь и оборудование, туристское снаряжение необходима для их безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
6.2. На площадке документация должна вовремя пересматриваться, в неё вносятся изменения.
VII. Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МОУ СОШ № 13
Материально-технические условия предусматривает
Финансирование, бухгалтерский учет и отчетность
1. Площадка содержится за счет средств бюджета муниципального образования город Новый Уренгой, Фонда социального страхования и родительской платы. Другими источниками финансирования площадки могут быть:
- внебюджетные средства;
- добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
- иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Денежные средства поступают на счет централизованной бухгалтерии Управления образования и расходуются ею целенаправленно на содержание площадки. Все финансовые расходы на содержание площадки осуществляются централизованной бухгалтерией согласно утвержденной бюджетной смете.
2. Стоимость путевки устанавливается Управлением образования по согласованию с Управлением экономики и инвестиционной политики Администрации муниципального образования город Новый Уренгой.
3. Размер родительской платы за содержание детей и подростков на площадке составляет 15% от стоимости путевки, независимо от места работы родителей. Оплата стоимости путевки вносится родителями (законными представителями) в централизованную бухгалтерию Управления образования или в кассу образовательных учреждений, на базе которых базируется площадка и имеющих самостоятельную бухгалтерию.
4. Средства, полученные за счет родительской платы за содержание детей на площадке (п.п.5.3.), используются на проведение мероприятий для детей и подростков, отдыхающих на площадке, а также на частичное погашение расходов на питание, транспорт, и прочие услуги.
5. Право на бесплатное получение путевки имеют:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети из малоимущих семей, состоящие на учете в Управлении социальной защиты населения;
- дети из семей, находящихся в социально опасном положении, состоящие на учете в Управлении социальной защиты населения.
Кадры, условия труда работников
1. Начальник площадки назначается из числа педагогических работников образовательных учреждений приказом директора образовательного учреждения (на базе которого организуется площадка) на срок, необходимый для подготовки и проведения смены.
2. Начальник площадки утверждает структуру площадки, штатное расписание, должностные инструкции и осуществляет прием педагогического и технического персонала, согласно штатному расписанию.
3. На штатные педагогические должности на площадке принимаются лица, достигшие 18 лет, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
4. Численность воспитателей в штатном расписании устанавливается из расчета 2 ставки при наполняемости отрядов в лагере 20-25 человек.
5. Начальник площадки несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
- обеспечение жизнедеятельности смены площадки;
- создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье детей и сотрудников;
- качество реализуемых программ деятельности смены площадки;
- соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям детей;
- соблюдение прав и свобод детей и сотрудников.
6. В целях оказания методической помощи
педагогическим работникам в организации работы
с детьми, повышения их профессионального
мастерства и творческого роста во время смены
площадки может быть создан педагогический
(методический) совет.
7. При приеме на работу каждый сотрудник площадки
должен представить медицинское заключение
(справку), документ об образовании, ознакомиться
с Положением, условиями труда, Правилами
внутреннего распорядка, должностными
обязанностями.
8. При приеме на работу персонал площадки
проходит обязательный инструктаж по технике
безопасности, вопросам профилактики
травматизма, предупреждения несчастных случаев
с детьми и подростками, соблюдения
санитарно-гигиенических Правил и Правил
пожарной безопасности. На площадке назначаются
лица, ответственные за надлежащее состояние дел
в этих вопросах.
9. Оплата труда педагогических работников, находящихся в отпуске и занятых на площадках, производится на основании заключенного договора на оказание услуг. Фонд оплаты труда формируется исходя из нормативно-правовых актов по оплате труда работников образовательных учреждений с учетом премиального фонда в размере 30%.
VIII. Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и
предпочтений, первичное выяснение
психологического климата в детских коллективах:
|
Пошаговая диагностика | Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Беседы в отрядах |
IX. Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление
их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил
детей и подростков, развитие лидерских и
организаторских качеств, приобретение новых
знаний, развитие творческих способностей,
детской самостоятельности.
3. Расширение кругозора детей.
4. Личный рост участников смены.
5. Повышение общей культуры учащихся, привитие им
социально – нравственных норм.
6. Развитие коммуникабельности способностей и
толетарности.
7. Приобретение новых знаний и умений в
результате занятий в кружках: разучивание песен,
игр, составление проектов.
X. Список используемой литературы:
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях. – Педагогическое общество России, 2002.
- Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко -2009».
- Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Организация досуговых, творчсеких и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.