Предназначение: для проведения урока по русскому языку.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии: презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов (фото).
(Слайд 2) Чистописание. Кликнуть мышкой на знак в правом верхнем углу. При появлении экрана кликнуть на «прописные», затем навести курсор на букву Ц, затем на строчные, навести курсор на буквы ц, а, е.
(Слайд 7) Гиперссылка на физминутку. Двойной щелчок мышки для возвращения на слайд. (Приложение 1)
(Слайд 10) Использование триггеров. Нажать на рисунок для перемещения.
(Слайд 16) Использование гиперссылки для повторения.
Тема урока: Общее понятие об имени существительном.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщённым лексическим значением.
Задачи:
- учить различать предмет и слово как часть речи;
- формировать умение различать существительные среди других частей речи,
- учить соотносить вопросы кто? и что? и слово – название предмета;
- вести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные существительные,
- научить распознать одушевленные/неодушевленные существительные.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать речь учащихся.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
– У вас хорошее настроение?
– Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
– Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз: наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю вывод.
II. Чистописание.
(Слайд 2)
– Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы.
– Какой звук произносим в начале каждого слова? (Звук ц)
– Расскажите про этот звук. (Согласный, глухой, твёрдый)
– Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц, ц.
(Работа с анимацией «Чистописание»)
– А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы).
– Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». (В конце слова – «цы»)
– Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая)
– Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные).
– Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.
III. Работа над новым материалом.
Лексико-грамматические признаки имен существительных.
(Слайд 3)
Работа со словарным словом. Отгадайте ребус.
Расскажите о слове: (2 слога; опасная гласная в 1 слоге; 5 букв, 4 звука)
Что обозначает это слово? (Предмет)
Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают.
(Слайд 4)
– На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.
Коньки, думать, весёлый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь бежать, хороший, рисовать, золотой
(Слайд 5)
коньки свадьба медведь дождь |
весёлый большой хороший золотой |
думать играть бежать рисовать |
– Что обозначают слова каждой группы? (1 – предметы, 2 – признаки, 3 – действия)
– Мы остановимся только на первой группе слов.
– Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе? (Предметы, явления природы, состояние)
– Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.
(Слайд 6)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
Первичное закрепление во внешней речи: (клик мышкой) «Жужжащее» чтение стихотворения.
– В какие слова из стихотворения может превратиться дедушка Существительное?
– Назовите их! Докажите, что правильно нашли слово.
(Слайд 7)
Упражнение №208
– В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
- Явления природы: что? мороз, ....
- События: что? праздник, ....
- Состояние: что? обида, ....
Проверка записи у детей.
(Слайд 8)
Введение понятия «одушевленное/неодушевленное»
– С каким словом сегодня знакомились? (Коньки)
– Какие бывают коньки? (Рисунок – ответы детей)
– Назови лишний предмет? Почему? (Он живой)
(клик мышкой – выводится слово «одушевленные»)
Такие предметы называются одушевлённые.
– Как вы понимаете это слово? (Те, у кого есть душа – животные и люди)
– Они отвечают на вопрос Кто?
– А как можно назвать все остальные существительные? (Придумывают названия – бездушные, ...., неодушевленные)
– Они отвечают на вопрос Что?
(Слайд 9)
Правило. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, обозначают живые предметы, называются одушевлёнными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают неживые предметы и называются неодушевлёнными.
(Слайд 10)
Первичное закрепление: Игра «Рассади пассажиров».
– Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?
– По какому признаку вы разделили слова? (Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов)
– Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? (Животных; людей; живые существа)
– Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? (Разные предметы; неживое; неживые предметы)
(Слайд 11)
Выполним упражнение №220.
Вариант I выписывает неодушевлённые существительные, вариант II – одушевлённые.
Проверь. (клик мышкой)
(Слайд 12)
Проверка усвоения.
А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа) – (клик мышкой у каждого слова)
Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого? (клик мышкой)
кол капля дверь мак дом |
вол цапля зверь рак сом |
(Слайд 13)
– Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?
– Объясните, почему вы так думаете. (Дети комментируют свой выбор лишних слов).
Мозговой штурм. Акитивизация всех знаний о существительном.
(Слайд 14)
В выбранных словах убираем «лишнее» методом исключения.
- Кабанчик – одушевлённое
- Рубаха – 3 слога
- Ковшик – парная согласная
- Слово «полка» – «не опасное»
(Слайд 15)
– Спишите с доски. Подчеркните имена существительные.
Аисты свили гн.здо на крыше дома. В гн.зде п.щ.ли пт.нцы
– Проверьте орфографию (клик мышкой – вывод образца)
– Были ли трудности в подборе проверочных слов? Кто готов дать справку?
– Проверьте, все ли существительные вы нашли?
– По каким приметам вы узнали имена существительные?
(Слайд 16) Рефлексия. Итог урока
– Какое задание вам понравилось?
– Что называется именем существительным? (Слайд 6)
– Какие бывают имена существительные? (Слайд 9)
(Слайд 17) Домашнее задание
– Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8-10 слов).
– Посмотреть, если нужно, значения слов в словаре.
- вариант I – записать одушевленные существительные
- вариант II – неодушевленные существительные