А.И. Введенский "Ученый Петя", "Лошадка" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1. Познакомить детей со стихами А.И. Введенского “Ученый Петя”, “Лошадка”.

2. Развивать умение интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворений, свое отношение к происходящему.

3. Совершенствовать навыки чтения – выразительность, осознанность, правильность. Развивать внимание к слову.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (дети читают стихотворение Ю.Владимирова).

3. Постановка цели урока:

- Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского.

4. Изучение нового материала:

1) Работа над выразительностью и правильностью речи.

- Прочитайте радостно <Рисунок 1>:

Вот сидит перед вами Петя
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.

- А теперь прочитайте тот же текст обижено <Рисунок 2>.

Гордо <Рисунок 3>.

Устало <Рисунок 4>.

Строго <Рисунок 5>.

2) Рассказ учителя о поэте.

Александр Иванович Введенский – автор более 40 книг для детей дошкольного и школьного возраста. Он переводил сказки Шарля Перро и братьев Гримм. Родился А.И. Введенский в 1904 году в семье Петроградского служащего. Получил филологическое образование в университете. Дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым, Н. Заболоцким <Рисунок 6>. В своем поэтическом творчестве опирался на русское народное творчество. Его искусство выросло из небылиц, докучных сказок, заклинаний. Послушайте его стихотворение “Песенка о дождике” и определите, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь.
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки,
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем под дождем!

(Стихотворение похоже на народную песенку-закличку).

3) Первичное чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем.

4) Первичная проверка понимания. Работа с текстом.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно создает?

- Что происходит в это стихотворении?

- Похоже ли оно на стихотворении “Вы знаете...”? Чем?

- Какие персонажи действуют в стихотворении? Отметьте карандашом их слова.

- Найдите в тексте обращения. Как их надо читать?

- Как вы считаете, как можно назвать Петю?

- Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?

- С какими интонациями нужно читать слова детей?

- А слова Пети?

- Какие движения и мимика могут сопровождать речь детей?

- Какие движения, и какое выражение лица могут быть у Пети?

5) Выразительное чтение детьми.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение изучения нового материала.

1) Работа над техникой чтения (плавное чтение целыми словами).

ко-рич-не-вы-е

пред-по-ла-га-ет-ся

рас-сер-ди-лись

вос-пре-ща-ет-ся

под-ско-чи-ла

за-кла-ды-ва-ли

во-до-про-вод

по-хло-па-ли

о-ста-но-ви-лись

по-смо-тре-ла

2) Чтение учителем стихотворения “Лошадка” <Рисунок 7>.

3) Работа с текстом.

- Дрожки – легкий четырехколесный экипаж, повозка для перевозки людей.

- Найдите слова, в которых спрятались другие слова.

ила, лошадка, ножки, старушки, ладошки, закладывали, дрожки, бежит, гладкий, вдруг, столбик, плакат, строжайше, проход, предполагается, водопровод, говорят, тележка, столбах, сухарь, похвалили и т.д.) <Презентация>.

4) Выразительное чтение учащимися.

7. Итог урока.

- Стихи какого поэта мы сегодня читали?

- Подумайте, какими языками владел А.И. Введенский, если переводил сказки Ш. Перро, братьев Гримм?

8. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению любого из стихотворений.