Современные города очень быстро развиваются и растут, увеличивается количество автомашин и интенсивность движения на дорогах. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах будут увеличиваться и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Часто в результате дорожно-транспортных происшествий страдают дети и не всегда только по вине водителей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравнимо большей интенсивности автомобильного движения. Вследствие этого, необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс разнообразных мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на дороге. Знакомить с правилами поведения необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны и становятся нормой поведения.
Цель программы: Учить детей безопасному поведению на дорогах.
Задачи программы:
- Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения; учить уважать и соблюдать дорожные правила – основу безопасности на дорогах.
- Развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.
- Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.
Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
- Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
- принцип учета возрастных особенностей. Занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
- Принцип постепенности. Знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
- Принцип интеграции. Тематика работы по ПДД включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей.
- Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических знаний в практические умения.
- Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Конечные цели обучения:
Младшая группа.
- Уметь ориентироваться в пространстве: впереди – сзади, больше – меньше, длиннее – короче, лево – право.
- Знать основные цвета.
- Знать и различать некоторые виды транспорта: легковой, грузовой транспорт, автобус, трамвай, троллейбус. Кто им управляет, чем отличается, для чего служит.
- Усвоить понятия «тротуар», «проезжая часть», знать их назначение, а также понятия «пешеход», «водитель».
- Уметь действовать по сигналу.
- Знать некоторые правила поведения: нельзя играть на проезжей части, нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
Средняя группа.
Необходимо закреплять и систематизировать знания, полученные ранее. А также:
- Знать и различать общественный транспорт.
- Уметь производить классификацию видов транспорта: наземный, воздушный, водный, железнодорожный, подземный.
- Усвоить понятия: «транспортное средство», «пассажир», «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «городской общественный транспорт».
- Знать дорожные знаки: «наземный пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Знать дорожные знаки, сопутствующие железной дороге
- Знать дорожную разметку: «зебру», разделительную полосу – знать их назначение.
- Усвоить правила поведения в транспорте.
- Знать правила перехода дороги.
Старшая группа.
Необходимо закреплять и систематизировать знания, полученные ранее. А также:
- Уметь пользоваться схемой.
- Классифицировать виды транспорта.
- Знать некоторые запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные знаки.
- Усвоить понятия «тормозной путь», «регулировщик», «дорожная разметка», «опасная дорога», «дорога с односторонним (двусторонним) движением».
Подготовительная к школе группа.
К моменту поступления в школу ребенок должен хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, правильно реагировать на изменения в ней, знать основные правила для пешеходов и пассажиров. Для выполнения правил дорожного движения пешеходам также необходимо знать некоторые дорожные знаки.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Некоторые ребята считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять игру.
Одним из условий успешного усвоения дошкольниками правил дорожного движения и овладения навыками безопасного поведения на дороге является создание соответствующей материальной базы. Это:
- художественная литература по дорожной тематике (сборники загадок стихов, рассказов),
- разнообразный иллюстративный материал, плакаты, диафильмы, схемы, сюжетные картины,
- атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным играм (жезл, свисток, фуражка, нагрудные знаки с изображением транспорта, рули и др.),
- наборы дорожных знаков, светофоры, транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые автомобили, автобусы, поезд и др.),
- разнообразные игры: настольно-печатные, дидактические, пазлы и др.
- методическая литература,
- макеты,
- специально оборудованные кабинеты и площадки.
Работа по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге осуществляется в различной форме (Схема 1). Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Необходимо развивать такие важные качества как, внимание, осторожность, собранность, наблюдательность и ответственность. Часто бывает, что отсутствие этих качеств и становится причиной дорожных происшествий.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок наиболее прочно усваивает знания, они становятся собственными знаниями ребенка и нормой поведения на дороге. Основной формой работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге являются занятия познавательного цикла, в которые включены разнообразные игры: подвижные («Найди свой цвет», «Светофор», «Стоп», «Веселые пешеходы», «Лошадки», «Воробушки и автомобиль», «К своим знакам»), дидактические игры («Сложи дорожный знак», «Транспорт», «Загадочное лото», «Сложи картинку», «Что изменилось», «Четвертый лишний») настольные («Дорожная азбука»), сюжетно-ролевые («Гараж», «Пассажиры») и другие игры. На занятиях продуктивными видами деятельности находит отражение тема обучения детей ПДД.
Схема 1. Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге.
Основную форму работы составляют, конечно же, специально организованные занятия – путешествия с любимыми персонажами – Смешариками (Приложение 1), с применением компьютерных презентаций.
Спортивные досуги и музыкальные развлечения приносят не только радость и создают мотивацию успеха, но также являются одним из методов прочного закрепления знаний, полученных на занятиях. Ребенка-дошкольника отличает любопытство и любознательность, это возраст почемучек. Знакомя ребенка произведениями художественной литературы, мы расширяем их кругозор, даем дополнительную информацию, отвечаем на их вопросы.
Необходимость отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений. Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, нами используются тестовые задания. В дошкольном возрасте мышление ребенка наглядно-образное, поэтому содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос (назови…, скажи…) или задание (расставь…, раскрась…), которые предлагаются ребенку индивидуально. Это в значительной мере увеличивает затрачиваемое на диагностику время, однако позволит получить более точные результаты. По итогам тестирования заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей ПДД. (Приложение 2)
Большое внимание следует уделять работе с родителями. Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Она [работа с родителями] может принимать разнообразные формы:
- Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
- Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
- Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
- Анкетирование.
- Показательные занятия.
- Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
- Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.
- Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успешное усвоение детьми навыков безопасного поведения. Это позволит им [детям] обеспечить собственную безопасность, а также не создавать опасных для других ситуаций. Важно чтобы взрослые были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.