Исследование взаимосвязи отражения эйдетического представления о родителях дошкольниками и коммуникативной установкой родителей в постоянно меняющихся условиях социальной и предметной среде актуальна как в теоретическом, так и в прикладном плане. Возрастание психического напряжения, социальная и личностная нестабильность заставляет искать новые формы психологической помощи семье, и, в первую очередь,- социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть отнесены к благополучным. Среди последних, пожалуй, более других нуждаются в психологической поддержке дети, воспитывающиеся в семьях с признаками негативной коммуникативной установки. Психические и личностные особенности детей, специфическая социальная ситуация развития ставят задачу поиска и разработки таких форм психологической работы, которые позволили бы создать условия, необходимые для их позитивного личностного развития и социализации. Коммуникативная установка родителей воздействует в полной мере на характер детско-родительских отношений в семье, так как родители являются для ребенка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей самостоятельной жизни и как следствие находят отражение в поведение дошкольника сегодня. Причем все, что связано с родителями, воспринимается ребенком болезненно, неадекватно в силу невероятно острого эмоционального реагирования на любые вопросы, касающиеся темы семьи.
В сознании ребенка родители идеализируются, а значит, снижается критичность восприятия их образа жизни и поведения. Адаптация к образам негативных переживаний, внешний и внутренний опыт связанный с родителями и их поведением (сложные родительские нравоучения, конфликты в магазине, транспорте, семье, побои, пьянство) в сознании детей закрепляются в «абстрактные догматы». Если дети едва различают внешнее и внутреннее, то во взрослой жизни такое разделение становится свершившимся фактом. Родители являются носителями негативных моделей социального поведения, которые усваиваются детьми в силу особенностей их отношения к родителям.
«Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива» (А.Н. Леонтьев, 1981). Поэтому характер отношений между ребенком и социальным окружением: родители и педагоги, определяет развитие ребенка. И очевидно семейные отношения являются той средой, которая детерминирует развитие личности ребенка.
По мнению многих исследователей детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. В отношениях родителя и ребенка - с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самом. Особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка (Смирнова Е.О. 2000).
На наш взгляд следует обратить внимание на концептуальные основы разработки взаимосвязи между различными, отдельными личностями в целом это откроет возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.
Влияние коммуникативной установки родителей на эйдетическое отражение детьми дошкольного возраста представлений о родителях, их личностное развитие и жизненный путь не нашло необходимого освещения в психолого-педагогической литературе. Между тем, значимость этой проблемы очевидна: образ родителя в психике ребенка во многом определяет фундаментальные, базовые характеристики его личности.
Таким образом, с одной стороны существует определенный запрос у педагогов, родителей на организацию эффективного взаимодействия с ребенком с учетом индивидуальности ребенка, а также по осознанию родителями, педагогами взаимосвязи между своими индивидуальными особенностями, коммуникативными установками и нарушениями в поведении ребенка.
Это определило тему авторской программы: «Семь Я».
Методологическую основу составили положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи, прежде всего работы по возрастной, педагогической психологии, а также общей психологии отечественных и зарубежных психологов. Содержание программы коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников ориентируется на положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании дошкольника. Формирование положительной коммуникативной установки отражающей ценность доброжелательного отношения к окружающим, эмоционального прочувствования эмоциональных и физических состояний людей и своего поведения.
Программа «Семь Я» направлена на коррекцию коммуникативной установки и эмоциональных нарушений, а также профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в семье и ДОУ, создание благоприятной обстановки, отражающей доброжелательное отношение в связи с этим является коррекционно- развивающей.
Задачи психолога:
- Изучение и выявление связи между коммуникативной установкой родителей и отражением эйдетического представления о родителях дошкольниками;
- Проанализировать полученные взаимосвязи коммуникативных установок родителей и отражения эйдетического представления детей о родителях;
- Разработать общие рекомендации по индивидуальному подходу к ребенку в семье и ДОУ.
Научная новизна определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка проследить влияние коммуникативных установок родителей на эйдетическое представление о родителях детей дошкольного возраста и показать роль этих образов в формировании образа поведенческих и личностных особенностей у детей.
Теоретическая значимость: изучается наименее разработанный аспект процесса развития детей — представленность в их сознании образов родителей и их влияние на развитие личности и социализацию ребенка. Обосновывается понятие «коммуникативная установка» родителей, отражающее представление ребенка о своих родителях.
Практическая значимость: установленные в ходе исследования факты и закономерности использованы для построения коррекционно-развивающей программы: «Семь Я» для работы с воспитанниками детских образовательных учреждений. Результаты исследования способствуют дальнейшему развитию психолого-педагогической службы в подобных учреждениях. Материалы могут быть использованы при создании спецкурсов для студентов психолого-педагогических специальностей.
Программа «Семь Я» предполагает активное участие родителей и педагогов, что является главным критерием эффективности и проводится по следующим направлениям:
- дети-педагог-психолог;
- родители-педагог-психолог;
- педагоги-педагог-психолог.
Работа в ключе родители — педагог-психолог содержит следующий план:
- налаживание контакта с родителями и индивидуальная работа ориентированная на оказание психологической помощи;
- в процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить особенности коммуникативной установки принятой одним членом семьи или семьей в целом и ее влиянием на эмоциональное и поведенческое состояние ребенка;
- выработка единого подхода к осознанию необходимости воспитания себя и как следствие снижению эмоционального дискомфорта ребенка;
Формы работы с родителями: анкетирование; индивидуальные и групповые консультации; организация совместной деятельности родителей и детей; выполнение домашних заданий.
Работа в ключе педагоги — педагог-психолог заключается в психологической и информационной помощи:
- обучение адекватным способом взаимодействия с детьми, имеющими определенные трудности;
- повышение эмоционального комфорта ребенка и группы в целом;
- стимулирование положительных сторон личности дошкольника;
Формы работы с педагогами: анкетирование; индивидуальные консультации; организация совместной деятельности педагога и детей; организация самостоятельной деятельности детей; тренинги («Развитие коммуникативных навыков»; «Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции»; «Релаксация как психотерапевтическое средство» и т.д.).
Работа в ключе дети — педагог-психолог реализуется в рамках специально организованных занятий коррекционно-развивающей работы.
Цель программы:
- Коррекция негативной коммуникативной установки родителей и как следствие негативных тенденций эмоционального развития детей.
- Развитие положительной коммуникативной установки отражающей ценность доброжелательного отношения к окружающим, эмоционального благополучия ребенка через прочувствования эмоциональных и физических состояний людей и своего поведения.
Задачи программы:
- Адекватное реагирование на жизненные ситуации, развитие поведенческих реакций;
- Формирование установки «Семь моих положительных Я, семь положительных Я моей семьи»;
- Формирование способности эмоционального саморегулирования.
Принципы программы:
- Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывать поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников;
- Принцип активности и свободы самовыражения: постановка ребенка и взрослого в позицию самоконтроля и саморегуляции;
- Ценностно-ориентированный принцип: ценность личности- эмоция, способствующая благополучию и комфорту ребенка и его психологического здоровья.
Программа составлена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Общее число занятий: 10, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 35—40 минут.
Количество детей в группе: 6 человек.
Отбор детей производиться на основе диагностического обследования.
Применение групповой формы работы способствует обучению детей владеть положительной коммуникативной установкой по отношению друг с другом, со взрослыми.
Тематический план
№. Темы |
Содержание |
Методические приемы |
Обеспечение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Я |
Осознание ребенком собственной неповторимости |
1. Знакомство-Игра Ход: дети сидят в кругу. Ведущий дает сидящему рядом ребенку камень. Ребенок представляется. Пока камень не вернется к ведущему. 2. Камнетерапия. Автопортрет Ход: Выложить из камней образ себя. 3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
2. Семь Я |
Осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям |
1. Беседа: Назови качества, которые тебе нравятся в своей семье. Начинает ведущий. 2. Камнетерапия. Портрет семьи Ход: Выложить из камней образ своей семьи. 3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
3. Я чувствую |
Осознание ребенком эмоциональных состояний других, умение понимать и принимать других людей |
1. Игра «Я чувствую» Ход: детям предлагаются фотокарточки детей (зверей) с изображением различных эмоций. Ребенок называет чувство, и когда оно могло возникнуть, в какой ситуации. 2. Психогимнастика: «Вкусные конфеты», «Храбрый заяц» Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: изобразить по очереди чувства. 3. Игра «Руки» Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться, поссориться, помириться руками. |
Фотокарточки с изображением эмоций |
4. Я и семья |
Осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье |
1. Игра «Комплимент» Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие. 2. Камнетерапия. Портрет семьи Ход: Выложить из камней образ своей семьи. 3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
5. Я умница |
Осознание и принятие себя, своих особенностей преодоление негативного настроя |
1.Игра «Я такой» Ход: детям предлагаются фотокарточки с изображением различных зверей. Ребенок называет почему он выбрал это животное, группа поддерживает и наделяет изображение положительными чертами называя их. 2. Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением животных, цветов. |
6. Я хороший |
Осознание понимания себя и других., снижение барьеров общения |
1. Игра «Цветы» Ход: Детям предлагаются на выбор различные фото карточки с цветами. При ответе ребенок называет почему он выбрал этот цветок, ответ начинает с фразы: «Я хороший потому что я ...», группа поддерживает и наделяет изображение положительными чертами называя их. 2.Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением цветов. |
7. Я дающий |
Осознание умения позитивного взаимодействия |
1. Игра «Дарю тебе» Ход: дети встают в пару и паре предлагаются на выбор различные фотокарточки с цветами, необходимо выбрать цветы, которые подарят друг другу. При ответе ребенок называет почему он выбрал этот цветок, ответ начинает с фразы: «Я дарю тебе этот цветок потому что ты ...», группа поддерживает и помогает. 2.Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением цветов. |
8. Сказочный Я |
Нахождение способов преодоления негативных черт характера. Осознание и принятие себя. |
1. Игра «Я сказочный герой» Ход: детям предлагаются фотокарточки с изображением сказочных героев. Ребенок называет почему он выбрал это го героя и объясняет сходство с ним мы похожи потому что я и он, обладаем положительными качествами называя их. 2. Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Фотокарточки с изображением сказочных героев. |
9. Идеальная семья |
Развитие ребенком умения соотносить свои желания с действиями и желаниями других. |
1. Беседа Назови семь качеств которые тебе нравится в своей семье. Начинает ведущий. 2. Камнетерапия. Портрет моя идеальная семья Ход: Выложить из камней образ семьи. 3. Беседа по изображениям |
Галька и камни разного размера |
10.Семья и Я |
Расширение опыта позитивного взаимодействия проводится совместно с родителями |
1. Знакомство-Игра Ход: все сидят в кругу. Ведущий дает сидящему рядом камень. Каждый, пока камень не вернется к ведущему, представляется. 2. Создание коллажа «Семья» 3. Обратная связь «Мне понравилось ...» |
Бумага, журналы, газеты, карандаши, пастель, восковые мелки, краски, фотокарточки с различными изображениями |
В программе элементы камнетерапии включены и используются в форме терапии отношений, способствующей обогащению опыта отреагирования и налаживания отношений ребенка с окружающими его детьми и взрослыми.
Камень – это величайшая природная энергия нашей планеты, энергия, полученная от Солнца и трансформированная в другие виды энергии.
«Галькотерапия» и «камнетерапия» нормализуют давление. К такому выводу пришли Джон Фишер и его коллеги из Исследовательского института Орегона (США). По словам Фишера, во время путешествия с коллегами по Китаю он обратил внимание на то, что многие жители этой страны специально ходят по булыжным мостовым или просто стоят на них, переминаясь с ноги на ногу. Это наблюдение заставило ученых задуматься о цели необычной зарядки.
Стоунтерапия (stone therapy) активно используется множеством современных альтернативных клиник как оздоровительная , анти-усталостная процедура. В сущности, это древневосточная культурная традиция, получившая название шаманизм. Но, будучи осмысленным, это древнее знание, использующее силы природы, может быть использовано и развито, что и нашло отражение в современном мире.
Известно, что ладони являются мощным источником энергии. Дело в том, что нервные окончания и капилляры кожи реагируют на соприкосновение с камнем: расширяются сосуды, ускоряется ток крови, усиливаются обмен веществ и потоотделение, рост клеток и регенерация (восстановление) тканей. Возрастающая кровяная циркуляция в мускулах увеличивает метаболический обмен, который, в свою очередь, усиливает действие иммунной системы организма, улучшает питание мускулов, резко повышает снабжение тканей кислородом. Увеличившийся кровоток в периферических органах тела человека приводит к снижению артериального давления, мышечного и эмоционального напряжения, человек расслабляется и успокаивается.