Цели:
- Познакомить с крупными озёрами нашего края.
- Развивать кругозор, любознательность, логическое мышление, воображение, восприятие, память, речь. Умение работать с контурной картой.
- Воспитывать патриотизм. Бережное отношение к воде. Прививать интерес к истории родного края.
Ход урока
1. Орг. момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем. Запоминаем
Ни минуты не теряем
2. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Т. Татьяничева.
По тропинкам, по лесам
Поднимаясь к небесам
И на озере Зюраткуль
Подивитесь чудесам.
Как на топкие разводья
Медуничною тропой
По реке косули водят
Косулят на водопой.
Ты послушай, как приветно
В этой сказочной тиши
Прозвенит печалью светлой
Эхо девичьей души.
Перехватят отголосок
Брат Лукаш и брат Нургуш
И вернут прибрежным лозам
Через пихтовую глушь.
– Названия, каких рек вам встретились?
– Какие названия рек вы знаете ещё?
– В стихотворении кроме названия рек встретились названия озёр.
3. Новая тема.
Тема нашего урока: «Озёра Челябинской области».
Что такое озеро?
По Ожегову: озеро – замкнутый в берегах большой, естественный водоём.
Озеро – это большое природное углубление, заполненное водой.
Южный Урал недаром называют краем озёр. На территории Челябинской области их насчитывают 3170. Большинство из них малые. Много озёр находится на севере и востоке области. Самые глубокие и красивые озёра образовались в разломах земной коры.
Много тайн и легенд хранит Земля Уральская. Из уст в уста передавались они нашими предками друг другу и до нас дошли.
– Сегодня мы поговорим об удивительных озёрах нашего края. Послушаем легенды.
Показ слайдов (Приложение 1).
1) озеро Увильды
Легенда озера Увильды
Захотел старый и жестокий мурза Карым иметь в своём гареме свободолюбивую красавицу Сайму.
Долго плакала Сайма, глядя на чёрную жемчужину, подаренную Карымом. Не хотела она расставаться с родным домом, с речкой, с лесом. Её горькие слёзы капали на жемчужину и все заметили, что жемчужина стала менять цвет. Вскоре она стала отливать голубой волной.
И с тех пор, там, где, когда-то речка бежала, дворец Карыма стоял, образовалось озеро с прозрачной, будто хрусталь, водой. Народ стал называть это озеро Увильды – голубой жемчужиной.
2) озеро Тургояк
Младший брат Байкала
Жил на берегу озера прекрасный юноша, звали его Тур. Много путешествовал он. Один раз в чужих краях увидел он красивое озеро. А на берегу сидела девушка по имени Гояк.
Красивая девушка, только глаза очень печальные. Почему ты такая печальная, спросил Тур. Злая колдунья, позавидовала моей красоте и здоровью, лишила меня зрения.
Ответила девушка. И прозреют мои глаза тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной как слеза.
Тур знал, где есть такая вода. Эта вода в озере Байкал. Принёс юноша воды, умылась девушка и прозрела. Навсегда остались вместе Тур и Гояк. А озеро стали называть Тургояк, в память о юноше и девушке.
А ещё его называют младшим братом Байкала.
3) Озеро Инышко
Тайна озера Инышко
Об озере Инышко есть удивительное предание.
Пришла на Урал весть, появился человек по имени Емельян по прозвищу Пугачёв, который встал на защиту бедных. Крепкую думу задал Пугачёв уральским заводчикам.
Решили они откупиться от него. Собрали золота две бочки и послали к нему навстречу человека. А стоял Пугачёв со своим отрядом у озера Инышко. Озеро было как все озера. Долго думал Пугачёв, что делать с золотом, а потом приказал, бросить бочки с золотом в озеро. И сказал: Братцы, это не золото, а слёзы Народные.
С той поры глубже стало озеро, поднялась в нём вода. Многие люди пытались найти то золото. Однако нет на дне озера никакого золота. Растворилось оно в воде, потому, что из слёз народных оно собрано было. Вот почему всех выше поднялось озеро Инышко.
4) Озеро Тургояк
И рядом, но повыше
Инышко – братишка
А солнце жарко улыбаясь
Глядит в озеро как в зеркало
Вода прозрачно – голубая
Его совсем не исковеркала
И смотрят в озеро леса
Никак не могут насмотреться
Блестит песчаная коса
И скалы вылезли погреться.
А вот гранитная плита
Нырнула в воду осторожно
Вокруг такая красота
Что на душе моей тревожно.
(А. Кочетков)
5) Озеро Зюраткуль
Тайна озера Зюраткуль
Давным-давно это было. Жило племя рыбаков и охотников.
Жила в этом племени девушка по имени Амина. Невиданной красоты она была. Многие охотники хотели взять её в жёны. Даже сам вождь, Великий Повелитель Гор – Таганай добивался любви. Но сердце девушки тянулось к отважному охотнику Акбулату. Ушли охотники в дальние горы, затосковала девушка, стала приходить к озеру и любоваться своей красотой. С той поры стала приходить каждую ночь и любоваться собой. Вскоре забыла юношу.
Сердце её выскользнуло из груди и растворилось в озере. А сама превратилась в каменную глыбу.
Вода с тех пор стала в озере вода всегда холодной и кристально чистой. И стали это горное озеро называть Юрак-куль, то есть озеро потерянного сердца. Или просто сердце – озеро, на дне которого, согласно легенде покоится сердце красавицы Амины. А уж Зюраткулем оно стало позднее.
Рассказ учениками легенд.
Работа с контурными картами (на контурной карте показать города).
6) Зюраткульский национальный парк
Эту удивительную горную страну по праву называют Синегорьем. Издали хребты, покрытые таёжными лесами. Действительно кажутся синими. Здесь созданы все условия для активного отдыха.
(Стихотворение читают дети)
Физ. минутка
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два. Три, четыре
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе – раз. Это – брасс
Одной, другой – это кроль
Все как один плывём. Как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой
4. Охрана водоёмов.
При первом взгляде на карту Челябинской области кажется, что воды вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит в тому. Что вода становится непригодной для питья. Такому загрязнению подверглись реки. Уй, Урал, Ай, Теча.
Проблема качества воды очень остро ощущается в южных и юго-восточных районах нашей области, где пользуются подземными водами.
В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику. В сельской местности питьевую воду развозят в цистернах.
5. Закрепление.
Тест.
6. Итог урока.
Хочется верить. Что ваше поколение будет искренне заботиться о настоящем и будущем нашего края. (слова Ушинского)
7. Домашнее задание. Выставка книг о природе нашего края.
Узнайте названия озёр Увельского района. По возможности, откуда получили такое название.