Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.
Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.
Задачи:
- учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
- раскрыть технологию следующих приёмов:
- перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
- чтение слов по слогам и орфоэпически;
- чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
- воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
I. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
— Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.
— Садитесь.
— А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.
— А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)
II. Повторение.
— С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]
— Какой буквой обозначаем? («эр»)
— Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´] )
— Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука мягкого и твёрдого, и двумя письменными)
1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)
— Как это слово употребляется в тексте? (мрáмор и т.д.)
2. Чтение предложений.
— Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов.)
(Предложение выражает законченную мысль.)
(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)
(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))
У Арины мыло.
— Сколько слов в предложение? (3)
— Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)
— Как его употребляем в речи?
Арина умыла Длину.
— Читаем орфоэпически.
— Сколько слов в предложение? (3)
— Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)
Роман намылил (значение слова — руки.)
— Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.
3. Индивидуальное сообщение.
Сказка «О буквах»
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью — видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.
Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук — слышать, пропеть, произносить, сказать.
III. Звуковой анализ слов
1. — Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?
— А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)
— Что нарисовано на первой картинке? (улей)
— Что такое улей? (домик для пчёл)
— Прочитаем звуковую формулу слова.
— произносим.
— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке? (ий)
— Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)
— А как называется пчелиная семья? (рой)
— Прочитаем звуковую формулу слова.
— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?
Проговорить й — й
— Сравните оба слова:
улей —
рой —
— Где слышите звук [й´]? (в конце слова)
— Что вы можете сказать о звуке [й´]? (Встречает преграду.)
— А какой буквой обозначаем? («ий»)
Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.
Звук [й´] — обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.
Обратите внимание, что он только мягкий.
2. Конструирование буквы
Й — 1,2(3,4),5(6,7,8),20
Й — 5,6(7,8),9(10,11,12),20
VI. Физминутка
Музыкальное сопровождение.
V. Звуковой анализ слов
— Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)
— Чем поливают цветы на картинке?
— Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].
[л´] [э´] [й´] □ [а]
— Где стоит этот звук? (в середине слова)
— Дадим характеристику звукам.
Приготовьте квадратики.
[л´] — согласный, звонкий, мягкий
— Обозначаем буквой «ЭЛЬ».
[э´] — это гласный, ударный звук.
— Обозначаем буквой «Э».
[й´] — это согл., звонкий, всегда мягкий
— Обозначаем буквой «Й».
[ ] — не изучали
[а] — гласный, безударный
— Обозначаем буквой «а».
— Сколько звуков отметили в схеме? (5)
— Сколько понадобится букв для написания? (5)
— Делим на слоги:
— Как посчитали слоги?
— А что делает девочка?
— Давайте дадим ей имя.
— Произнесём звуковую форму слова.
[м] [о] [й´]
— Дадим характеристику каждому звуку.
[м] — согл., звонкий, твёрдый
— Обозначаем буквой «ЭМ».
[о] — гласный, под ударением
— Обозначаем буквой «О».
[й´] — согл., мягкий, звонкий
— Обозначаем буквой «ИЙ».
— Сколько звуков отметили? (3)
— Сколько понадобится букв для написания?
— Сколько в слове слогов? (1)
— Как определили? (по гласным)
— А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)
— Произнесём звуковую форму слова.
[м] [о] [й´] □ [а]
— Дадим характеристику звукам.
[м] — согл., твёрдый, звонкий.
— Обозначаем буквой « ЭМ».
[ó] — ударный, гласный
— Обозначается буквой «О»,
[й´] — согл., мягкий, звонкий.
— Обозначаем буквой «ИЙ».
[ ] — не изучали.
[а] — гласный, безударный.
— Обозначаем буквой «А».
Делим на слоги:
— Как определить сколько слогов в слове?
VI. Подведение итога урока.
— С каким звуком познакомились на уроке? ([Й´])
— Дайте ему характеристику.
— Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)
— Покажи в алфавите.
— Что запомнилось на уроке?
— Что показалось особенно трудным?
Урон окончен. Спасибо.
Иллюстрации к уроку в приложении.