Мягкий согласный звук [й"] и буква й

Разделы: Начальная школа


Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.

Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.

Задачи:

  • учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
  • раскрыть технологию следующих приёмов:
    • перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
    • чтение слов по слогам и орфоэпически;
    • чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

— Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.

— Садитесь.

— А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.

— А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)

II. Повторение.

— С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]

— Какой буквой обозначаем? («эр»)

— Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´] )

— Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука рис.1 мягкого и твёрдого, и двумя письменными)

1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)

рис.2

— Как это слово употребляется в тексте? (мрáмор и т.д.)

2. Чтение предложений.

— Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов.)

(Предложение выражает законченную мысль.)

(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)

(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))

У Арины мыло.

— Сколько слов в предложение? (3)

— Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)

— Как его употребляем в речи?

Арина умыла Длину.

— Читаем орфоэпически.

— Сколько слов в предложение? (3)

— Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)

Роман намылил рис.3 (значение слова — руки.)

—  Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.

3. Индивидуальное сообщение.

Сказка «О буквах»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью — видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.

Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук — слышать, пропеть, произносить, сказать.

III. Звуковой анализ слов

1. — Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?

— А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)

— Что нарисовано на первой картинке? (улей)

— Что такое улей? (домик для пчёл)

— Прочитаем звуковую формулу слова.

рис.4 — произносим.

— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке? (ий)

— Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)

— А как называется пчелиная семья? (рой)

— Прочитаем звуковую формулу слова.

рис.5

— Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?

Проговорить й — й

— Сравните оба слова:

улей

рой

— Где слышите звук [й´]? (в конце слова)

— Что вы можете сказать о звуке [й´]? (Встречает преграду.)

— А какой буквой обозначаем? («ий»)

Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.

рис.6 Звук [й´] — обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.

Обратите внимание, что он только мягкий.

2. Конструирование буквы

Й — 1,2(3,4),5(6,7,8),20

Й — 5,6(7,8),9(10,11,12),20

VI. Физминутка

Музыкальное сопровождение.

V. Звуковой анализ слов

— Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)

— Чем поливают цветы на картинке?

— Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

[л´] [э´] [й´] □ [а]

— Где стоит этот звук? (в середине слова)

— Дадим характеристику звукам.

Приготовьте квадратики.

[л´] — согласный, звонкий, мягкий

— Обозначаем буквой «ЭЛЬ».

[э´] — это гласный, ударный звук.

— Обозначаем буквой «Э».

[й´] — это согл., звонкий, всегда мягкий

— Обозначаем буквой «Й».

[  ] — не изучали

[а] — гласный, безударный

— Обозначаем буквой «а».

— Сколько звуков отметили в схеме? (5)

— Сколько понадобится букв для написания? (5)

— Делим на слоги:

рис.7

— Как посчитали слоги?

— А что делает девочка?

— Давайте дадим ей имя.

— Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´]

— Дадим характеристику каждому звуку.

[м] — согл., звонкий, твёрдый

— Обозначаем буквой «ЭМ».

[о] — гласный, под ударением

— Обозначаем буквой «О».

[й´] — согл., мягкий, звонкий

— Обозначаем буквой «ИЙ».

— Сколько звуков отметили? (3)

— Сколько понадобится букв для написания?

— Сколько в слове слогов? (1)

— Как определили? (по гласным)

— А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

— Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

— Дадим характеристику звукам.

[м] — согл., твёрдый, звонкий.

— Обозначаем буквой « ЭМ».

[ó] — ударный, гласный

— Обозначается буквой «О»,

[й´] — согл., мягкий, звонкий.

— Обозначаем буквой «ИЙ».

[  ] — не изучали.

[а] — гласный, безударный.

— Обозначаем буквой «А».

Делим на слоги:

рис.8

— Как определить сколько слогов в слове?

VI. Подведение итога урока.

— С каким звуком познакомились на уроке? ([Й´])

— Дайте ему характеристику.

— Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)

— Покажи в алфавите.

— Что запомнилось на уроке?

— Что показалось особенно трудным?

Урон окончен. Спасибо.

Иллюстрации к уроку в приложении.