Дети входят в зал под музыку.
Поют песню “Азбука”.
Ученики:
Хорошо сегодня в школе зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый всех гостей зовём.
Заходите, приходите, путь свободен, освещён.
Приглашаем мы сегодня всех проститься с Азбукой!
Если скуку ты отвёл и сомненья позади,
Если с другом не лукавил – заходи!
Если лень свою оставил, нарушенья позади,
То смелей скорее в двери – заходи!
Если всё у вас в порядке: книжки, ручки и
тетрадки,
Дружба с книгой навсегда, приглашаем вас сюда!
Мы собрали мам и пап, но не для потехи
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых, и у всех счастливый
вид -
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Разбудите меня ночью, в самой серединочке –
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!
Ведущая:
Дорогие, ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге. А сейчас мы вспомним, с чего всё начиналось.
Ученики:
Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки – в каждом слове слышны
звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут
заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать, и в колыбели ребёнка
качать.
А согласные-согласки: шелестеть, шептать,
свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.
Мы знаем буквы, знаем слоги, умеем говорить,
считать.
И постепенно, понемногу мы научились все читать.
Ведущая:
Азбука познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила. Давайте вспомним наши первые школьные правила.
Ученики:
Вставайте дружно всякий раз, когда учитель
входит в класс!
Парта – это не кровать и за ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно!
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
Учитель спросит – надо встать, когда он сесть
позволит – сядь!
Ведущая:
Ребята, прошло семь месяцев, как вы стали школьниками. Многому научились за это время. А сколько лет нужно учиться в школе расскажет…
Ученик:
Надо много лет учиться, не лениться, а
трудиться.
Год за годом промелькнут и от школьного порога
В жизнь откроется дорога. Машинисты и ткачи,
Лесорубы и шахтёры, комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы, водолазы и певцы.
Все когда-то в первый раз приходили в первый
класс.
Ведущая:
И все они, как и вы начинали с Азбуки. Праздник уже начался, а самого главного гостя Азбуки – нет. Давайте, ребята, позовём её.
Все: Азбука! Азбука! Азбука! Мы ждём тебя.
Азбука (входит в класс): Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука.
Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги
прочитать:
Про горы и долины, про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря…не обойтись им без меня!
- Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все жители волшебной страны – Букварины, которая расположена на страницах вашей Азбуки.
И пришла я к вам сегодня, не случайно. Сегодня мы отправляемся в далёкое путешествие – в мир знаний, в страну Литературию. Пришла со мной моя королевская дружина – все 33 моих богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии.
Они никогда вас не покинут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам. Моя верная дружина – это буквы.
Ведущая: Сейчас мы проведём перекличку – по очереди будем называть все буквы алфавита. Если назовём правильно, то буквы оживут и обязательно отзовутся.
Все:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираем всё бельё.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинку быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем на мосту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща.
Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.
Э, Ю, Я – вот и все мои друзья.
Ведущая: Азбука, по-моему, ребята справились с заданием.
Азбука: Ребята, а вы сможете рассказать стихи про буквы?
Ребята читают стихи.
А: Аллигатор азбуку получил, аллигатор азбуку
изучил,
Аллигатор знания поглотил, а потом и азбуку
проглотил.
Б: Букве “Б” и страх неведом: бой, барабан, боец, победа.
В: Воробья врачи спасли, в вертолёт его
внесли
Вертолёт вертел винтами, волновал траву с
цветами.
Г: Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
Д: Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик,
подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!
Е: Еда, еда, еда… Ежевика – ерунда! Если нет
еды на “Е”,
Мы её придумаЕ…
Кушай, дочка, кушай, сын, ЕМ - лянику, Е - пельсин.
Ё: Ёжик и ёршик – колючий, и всё же ёжик и
ёршик совсем не похожи:
Ёршик при виде врагов не тревожится, ёжик тотчас
же пытается съёжиться.
Ж: Жук жужжит в железной банке – жук не хочет
жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука!
З: Занят заклинатель змей звонкой музыкой
своей.
А под музыку, друзья, затанцует и змея.
И: Индюк из города идёт, игрушку новую везёт.
Игрушка не простая – игрушка расписная.
Й: Йод ребёнок каждый знает, йодом врач нам раны мажет.
К: Кот копеек накопил, кошке козочку купил,
А козе – капустки, кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка, кошке даст молока.
Л: Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил.
М: Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много чёл.
Н: Няня на ночь Нину мыла. Нина мыло не любила.
Но не ныла Нина. Нина – молодчина.
О: Осинку окрасила осень. Осинка мне нравится
очень.
Она позолотой блестит, одно только жаль - облетит.
П: Про пёстрых птиц поёт петух, про перья
пышные, про пух,
Про пастбище, про пастуха и про меня про петуха.
Р: Рыбке рак – ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли
страшен рак.
Рыбке страшен червячок, что посажен на крючок.
С: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Т: Тигр – свирепый зверь. Но всё же, тихим тигр
бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится.
У: Устала утка на пруду учить своих утят.
Утята плавать на пруду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится: - Ну что из них получится?
Ф: Федя полез за конфетой в буфет…
Факт, что в буфете не будет конфет.
Х: Хочешь великаном стать? На ходули надо
встать.
Ахи, охи, хохот, смех. Скоморохи выше всех.
Ц: Зачем такой носище цапле? Затем, чтоб цапли рыбок цапали.
Ч: “Ч” с четвёркой спутал чижик и прочёл: “Четыре ижек!”
Ш: Шпагоглотатель не шутил, пять шпаг
бесстрашно проглотил.
- Эй, шалуны, прибавьте шагу! Несите мне шестую
шпагу!
Щ: Щёголь щётку уважает. Щёткой щёголь пыль
счищает.
Если вещь не вычищать, не в чем будет щеголять.
Ъ: Обойди хоть всю планету, с твёрдым знаком
зверя нету.
Может где-то на Венере с твёрдым знаком рыщут
звери?
Ы: “Ы” - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Ь: Мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно.
Э: Эхо! Эхо! Вот потеха! Обезьянка это эхо.
Это эхо каждый раз передразнивает нас.
Ю: Юрки замёрзнуть не хотят, юрки от вьюг на юг
летят.
Юрки, вернитесь с юга, ушли мороз и вьюга.
Я: “Я” сказала про себя:
- Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит -
Гол! Закончен алфавит.
Азбука: Я рада, ребята, что вы так хорошо знаете все и 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники. (Все садятся на стулья)
Незнайка (вбегает): Ваше величество! Подождите! Я тоже хочу с вами! Я уже умею читать!
Ведущая: Ребята, кто это? Незнайка, ты не обманываешь нас?
Незнайка:
Кто сказал такую бяку: “ Не читал Незнайка
книг!”
Это враки, просто враки! Заявляю напрямик.
Я читаю без запинки десять тысяч книжек в год.
От картинки до картинки, а потом – наоборот!
Со страниц мелькают лица – я читаю всё подряд.
- Хотите послушать стихи, я хорошо запомнил?
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Ведущая:
Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Незнайка: Ну, подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Ведущая: Ну, что? Опять ошибка?
Незнайка: Ну, понял, понял. А вот это я только вчера выучил.
Врач напомнил дяде Мите:
- “Не забудьте об одном,
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!”
Ведущая: Опять ошибка!
Все: Не цапель, а капель.
Ведущая: Эх, Незнайка! Стихи заучивать не так просто. Ты допустил много ошибок. Давайте покажем Незнайке, как нужно учить стихи.
Игра “Доскажи словечко”
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели
Мы учили букву А
Мы учили букву У
Малыши кричат УА
Мы в лесу кричим АУ
С буквы А – арбуз и аист
Мы запомнить постарались
С буквы У у нас ребята ухо, удочка, утята
Вот чему на первый раз научился первый класс
Незнайка:
Подумаешь стихи, я лучше загадки для родителей загадаю, и, не простые!
- Долгожданный дан звонок – это кончился …
- Должен он пораньше встать, чтоб за партой не
зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке, в ранце ль
книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник: “Кто же это?”…
- Когда приходим мы в свой класс, она встречает
первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой, в мир знаний
открывает нам дорогу.
Кто это, назовите…
- Путешествую по странам, по морям и океанам,
И по суше, и средь вод – мне не нужен пароход,
Поезд, самолёт, автобус, потому, что есть, друзья,
Шар волшебный у меня, называется он …
- У каждой девчонки и у мальчишки есть эта книжка
– заветная книжка.
Читают и ныне, читали и в старь, чудесную книжку с
названьем …
Ведущая: Азбука, давай Незнайку возьмём с собой в путешествие.
Азбука: Конечно, возьмём. Ребята, но я вас ещё не всему научила. Подождите, сейчас я приведу вам гостью… (уходит и возвращается с Родной Речью)
Родная Речь: Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой! А вы знаете, кто я такая? Я – Родная Речь. Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, теперь мы станем друзьями.
Азбука: Ну а мне пора в путь.
Ведущая: Азбука, подожди, мы тебе песню на прощание споём. (Поют песню “33 родных сестрицы”)
Азбука: (Прощается и уходит.)
Родная Речь: Ну, а я вас поведу дальше, в страну Литературию. А помогать мне будут ваши любимые сказочные герои. Какие именно, сейчас узнаете.
Сейчас начнётся здесь парад,
К нам нынче выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встречи рад,-
Твои любимые герои…
Вот шелестят уже страницы,
И кто-то к нам уже стучится!
Баба Яга (вбегает): Фу-фу! Русским духом пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Ведущая: Здравствуйте, бабуля-красотуля!
Баба-Яга: Здравствуйте, коли не шутите. Зачем собрались? Дело пытаете, аль от дела лытаете?
Ведущая: Дело пытаем.
Баба-Яга: Ну, коль дело, ладно! Терпеть лодырей-бездельников не могу! На питание только и годятся.
Ведущая: Мы не лодыри. Мы прочитали свою первую книжку – Азбуку и сегодня с ней прощаемся, но знакомимся с новой книгой – Родной Речью.
Баба-Яга: Это хорошо! А я сейчас посмотрю, чему вы научились. Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать.
- Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- Чёрный Ивашка, деревянная рубашка
Где носом поведёт, там заметку кладёт.
- У меня чудесный дом. Всё, что нужно есть в нём.
А живут в доме том: книжки, ручки и альбом.
Золушка (входит в зал под музыку):
Я на балу никогда не была.
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?
- Я принесла вам танец. (Дети танцуют)
Мурзилка (входит в зал под музыку):
Со страницы Азбуки к вам явился я.
Но вы знаете едва ли, что родился я в журнале.
Кто бы мне сейчас назвал моё имя и журнал?
Вам вопрос хочу задать, ваше дело – отвечать.
Если вы со мной согласны, отвечайте хором братцы:
“Это я, это я, это все мои друзья”.
Если не согласны вы, то в ответ молчите.
- Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
- Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и
тетрадки?
- Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и
физкультуру?
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
- Кто из вас таких хороших загорать ходил в
калошах?
- Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?
Буратино (вбегает в зал под музыку)
Знаю: кто уроки учит, ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь, ты всегда откроешь
дверь.
Давайте поиграем в игру “А ну-ка!”
- А ну-ка, похлопай как я, а ну-ка, похлопай как я,
- А ну-ка, все вместе, все враз – так хлопают
только у вас.
- А ну-ка, потопай как я, а ну-ка, потопай как я,
- А ну-ка, все вместе, все враз – так топают только
у вас.
- А ну-ка, помяукай как я, а ну-ка, помяукай как я,
- А ну-ка, все вместе, все враз – так мяукают
только у вас.
- А ну-ка, погавкай как я, а ну-ка, погавкай как я,
- А ну-ка, все вместе, все враз – так гавкают
только у вас.
- А ну-ка, похрюкай как я, а ну-ка, похрюкай как я,
- А ну-ка, все вместе, все враз – так хрюкают
только у вас.
Молодцы, ребята! Вы очень весёлые и любите, как и я
играть!
Раздаётся стук.
Ведущая: Это кто к нам ещё стучится?
Печкин: Это я, почтальон Печкин. Я вам принёс посылку. Но я вам её просто так не отдам. Сначала выполните моё задание. Доскажите имя литературного героя.
Кот…, дед…, баба…, старуха…, доктор…, крокодил…, красная…, кощей…, муха…, черепаха…
- Молодцы!
Ведущая: Почтальон Печкин, а что у тебя в посылке?
Печкин: Это подарки. Помогите мне их раздать.
Ведущая: А кто же прислал ребятам эти книги?
Печкин: Родители.
Ведущая: Что им надо сказать?
Дети (хором) спасибо!
Ведущая: Эти сказочные герои, а с ними и многие другие будут идти с вами по дороге в страну Литературию. В добрый путь!