Цель: расширить и уточнить представления детей о ветре;
- объяснить причины возникновения ветра;
- раскрыть значение этого явления для жизни человека, растений и животных;
- использовать в работе нетрадиционные методы рисования;
- развивать творческие и художественные способности.
Материал и оборудование: бумажные вееры, тазики с водой, бумага для рисования, поролон, клеевые кисти, вата, слайды,
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы узнали с вами секрет хорошо знакомых нам явлений. Отгадайте, о чем пойдет сегодня речь:
Хоть, без рук, а не летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде!
( ветер).
Приложение № 1*
Опыт № 1. предложить детям взять листочки бумаги сложенной в форме веера и помахать перед лицом.
Воспитатель: - Что вы почувствовали? ( ветер).
- Откуда он взялся?
Вывод: - мы заставили воздух двигаться.
Опыт № 2. Открыть форточку, ветер колышет занавески.
Невидимка – озорник
В нашу комнату проник
Заплясали занавески
Календарь пустился в пляс.
Хорошо, что сразу с треском
Дверь захлопнулась у нас ?
Воспитатель: - Что это? Сквозняк или легкий ветерок. Ветерок любит играть с листвой, цветами, приносит людям запах цветов, прохладу. Люди рады такому ветру. Приложение № 2*
- А как называются спокойные и тихие ветры? (ответы детей)
Правильно, муссоны и бриз.
Приложение №3*
Опыт № 3. предложить детям подуть на воду сначала тихонечко, затем посильнее.
Воспитатель: Но как все-таки появляется ветер?
Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный
тяжелее, он стелиться понизу.
Вывод: Ветер – это воздух, который приходит в движение.
Приложение № 3*
Солнце греет землю и от земли нагревается воздух, но на земле есть
Растения, дома, вода – они нагреваются неодинаково, а значит воздух
Над ними разной температуры. Над полями, морями, лесами, жаркими
Пустынями все время движется воздух. Вокруг всей земли воздух
кружится, то сильнее, то слабее дует ветер. Ветер – это движущийся
воздух.
Приложение № 4*
Воспитатель:- Но есть и другие ветры, как они называются? (ответы детей).
Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.
Буря мчится и летит
Ветер воет и свистит
Буря страшная ревет
Буря крышу с дома рвет.
- Какие бывают бури? (ответы детей)
- Бури бывают снежные, песчаные.
Приложение № 5*
Воспитатель: - скажите, пожалуйста, может ли ветер перенести дом на новое место, как в сказке Волкова « Волшебник изумрудного города» ? (ответы)
Сброшенные с рельсов поезда, разрушенные здания, вырванные
с корнями деревья – все это проделки урагана « Торнадо», что
значит – «крутить».
Приложение № 6, 7*
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
( смерч, ураган).
Приложение № 8*
Физминутка «Ветерок, ветер, ветрище».
Цель: развить внимание, воображение, координацию движений, слух.
- ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;
- ветер гнет веточки- покачивание корпуса и рук;
- ураган гнет деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.
( движения выполняются под музыку)
Воспитатель: Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, они несут
разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но
ученые следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом
они получают со спутников.
Приложение. № 9, 10*
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем это нужно людям?
- Расскажите, как человек использует ветер в мирных целях?
( рассуждения детей о роли ветра в жизни человека, растений и животных)
Приложение № 11*
Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Дети приглашаются к столам с красками, бумагой и другим материалом.
Задание: Подобрать краски, которые соответствуют ветерку, бризу, бури, урагану и передать впечатления на бумаге, используя нетрадиционные методы рисования.
Итог занятия.
Литература.
- Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.
- Т.И. Попова Мир вокруг нас. 1998 г.
- Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.
- И. Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.
*Приложения можно получить у автора работы.