Цель: Воспитать вдумчивого читателя.
Задачи:
- формировать умение понимать содержание текста;
- формировать умение понимать последовательность смысловых частей текста;
- формировать умение видеть языковые средства;
- формировать умение понимать авторский замысел;
- учить соотносить прочитанное со своим жизненным опытом;
- развивать воображение;
- продолжить формировать умение составлять план текста.
Конспект урока
1. Работа с текстом до чтения. (слайд 1)
а) литературная викторина.
- Назовите произведения, героями которых являются животные (слайд 2.)
- Кто авторы этих произведений?
- А кто это? (портрет Пришвина) (слайд 3)
б) сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина. Он называется “Изобретатель”. (слайд 4)
- Кто же такой изобретатель? (ответы детей)
- А вот что написано в толковом словаре: изобретатель – тот, кто изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное. (слайд 5)
- Как вы думаете, почему слово “изобретатель” написано в кавычках?
- О чём может быть этот рассказ? (предположения детей) (слайд 6)
2. Работа с текстом во время чтения.
а) мотивация к чтению
- Попробуйте ответить на такие вопросы:
- Кто может высиживать утиные яйца, кроме утки?
- Птенцы какой птицы умеют свистеть?
- Изобретателем может быть только человек или животное тоже? (ответы детей)
- Сейчас вы прочитаете рассказ и сможете узнать, как на эти вопросы ответил автор.
б)чтение вслух (по предполагаемым частям) с вопросами после каждой части.
1 часть (Дикие утята)
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.
Вопросы:
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял их себе на воспитание)
2 часть (Как Пиковая дама стала утиной мамой)
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнезда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную черную курицу — Пиковую Даму.
- Кто может высиживать утиные яйца, кроме утки?
- Почему автор назвал утку Мусю “пустая голова”?
- Кто такая Пиковая дама?
3 часть (Почему рассердилась Пиковая дама)
Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.
Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.
— Свись-свись! — утята в пруду.
— Кряк-кряк! — отвечает им утка.
— Свись-свись! — утята в огороде.
— Квох-квох! — отвечает им курица.
Утята, конечно, не могут понять, что значит “квох-квох”, а что слышится с пруда, это им хорошо известно.
“Свись-свись” — это значит: “свои к своим”.
А “кряк-кряк” — значит: “вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!”
И они, конечно, глядят туда, к пруду.
— Свои к своим!
И бегут.
— Плывите, плывите!
И плывут.
— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу. Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.
Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!
— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.
А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.
- Чьи птенцы свистят?
- Почему Пиковая Дама была сердита?
4 часть (Как он выбрался из корзинки?)
Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.
Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.
На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.
— Слышите? — спросил я своих ребят.
Они прислушались.
— Слышим! — закричали.
И пошли в кухню.
Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?
- Кого автор называет “воин ростом с огурец?”
- Почему автор назвал утёнка ВОИНОМ?
- Какой вопрос задаёт сам себе и нам тоже автор ?
5 часть (Эксперимент с ленточкой)
Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.
Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.
На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.
Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:
— Он что-то придумал.
— Он изобретатель! — крикнул Лева.
Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот “изобретатель” решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.
И вот побелело окно. Стало светать.
— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.
— Свись-свись! — ответил единственный утенок.
И все замерло. Спали ребята, спали утята.
Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.
— Кряк-кряк! — повторила Дуся.
Никто не ответил. Я понял: “изобретателю” сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как вы думаете, как утёнок мог вылезти из корзины?
6 часть (Изобретатель) – читает учитель
Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.
Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.
А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Почему сначала автор говорит про утёнка “изобретатель”, а потом - изобретатель?
- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос “могут ли животные быть изобретателями , или только люди могут что-то изобрести?
- Слайды “животные –изобретатели (слайды 7, 8, 9, 10.)
3. Обобщающая беседа.
- Каким человеком должен быть автор этого рассказа?
- Современники иногда называли Пришвина “птичником”. Почему?
- Есть ли у птиц Пришвина прозвища, имена? Докажи.
- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определённое поведение, индивидуальный характер? Докажи.
- Чем необычны птицы в изображении Пришвина?
- Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание птицы или создание её характера? Докажи.
4. Итог урока. (слайд 11)
- Какое произведение сегодня читали?
- Что узнали нового для себя, чего раньше не знали?
5. Коллективный пересказ.
- Давайте вспомним, что происходило в рассказе (с помощью слайдов 12,13,14,15,16,17 дети вспоминают содержание рассказа.
6. Самостоятельная работа.
Создание плана рассказа при помощи деформированного плана.
(детям выдаётся листочек с деформированным планом)
Деформированный план
- Эксперимент с ленточкой.
- Дикие утята.
- Как Пиковая дама стала утиной мамой.
- Изобретатель.
- Как он выбрался из корзины?
- Почему рассердилась Пиковая дама?
7. Выборочная проверка итогов самостоятельной работы.
8. Домашнее задание. Пересказ по плану (краткий)