Информационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: Воспитать вдумчивого читателя.

Задачи:

  • формировать умение понимать содержание текста;
  • формировать умение понимать последовательность смысловых частей текста;
  • формировать умение видеть языковые средства;
  • формировать умение понимать авторский замысел;
  • учить соотносить прочитанное со своим жизненным опытом;
  • развивать воображение;
  • продолжить формировать умение составлять план текста.

Конспект урока

Презентация.

1. Работа с текстом до чтения. (слайд 1)

а) литературная викторина.

- Назовите произведения, героями которых являются животные (слайд 2.)

- Кто авторы этих произведений?

- А кто это? (портрет Пришвина) (слайд 3)

б) сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина. Он называется “Изобретатель”. (слайд 4)

- Кто же такой изобретатель? (ответы детей)

- А вот что написано в толковом словаре: изобретатель – тот, кто изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное. (слайд 5)

- Как вы думаете, почему слово “изобретатель” написано в кавычках?

- О чём может быть этот рассказ? (предположения детей) (слайд 6)

2. Работа с текстом во время чтения.

а) мотивация к чтению

- Попробуйте ответить на такие вопросы:

- Кто может высиживать утиные яйца, кроме утки?

- Птенцы какой птицы умеют свистеть?

- Изобретателем может быть только человек или животное тоже? (ответы детей)

- Сейчас вы прочитаете рассказ и сможете узнать, как на эти вопросы ответил автор.

б)чтение вслух (по предполагаемым частям) с вопросами после каждой части.

1 часть (Дикие утята)

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

Вопросы:

- Как утята появились у рассказчика? (автор взял их себе на воспитание)

2 часть (Как Пиковая дама стала утиной мамой)

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнезда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную черную курицу — Пиковую Даму.

- Кто может высиживать утиные яйца, кроме утки?

- Почему автор назвал утку Мусю “пустая голова”?

- Кто такая Пиковая дама?

3 часть (Почему рассердилась Пиковая дама)

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

Утята, конечно, не могут понять, что значит “квох-квох”, а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

“Свись-свись” — это значит: “свои к своим”.

А “кряк-кряк” — значит: “вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!”

И они, конечно, глядят туда, к пруду.

— Свои к своим!

И бегут.

— Плывите, плывите!

И плывут.

— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу. Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

- Чьи птенцы свистят?

- Почему Пиковая Дама была сердита?

4 часть (Как он выбрался из корзинки?)

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.

На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.

— Слышите? — спросил я своих ребят.

Они прислушались.

— Слышим! — закричали.

И пошли в кухню.

Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

- Кого автор называет “воин ростом с огурец?”

- Почему автор назвал утёнка ВОИНОМ?

- Какой вопрос задаёт сам себе и нам тоже автор ?

5 часть (Эксперимент с ленточкой)

Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.

На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.

Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:

— Он что-то придумал.

— Он изобретатель! — крикнул Лева.

Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот “изобретатель” решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.

И вот побелело окно. Стало светать.

— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.

— Свись-свись! — ответил единственный утенок.

И все замерло. Спали ребята, спали утята.

Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

— Кряк-кряк! — повторила Дуся.

Никто не ответил. Я понял: “изобретателю” сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как вы думаете, как утёнок мог вылезти из корзины?

6 часть (Изобретатель) – читает учитель

Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Почему сначала автор говорит про утёнка “изобретатель”, а потом - изобретатель?

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос “могут ли животные быть изобретателями , или только люди могут что-то изобрести?

- Слайды “животные –изобретатели (слайды 7, 8, 9, 10.)

3. Обобщающая беседа.

- Каким человеком должен быть автор этого рассказа?

- Современники иногда называли Пришвина “птичником”. Почему?

- Есть ли у птиц Пришвина прозвища, имена? Докажи.

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определённое поведение, индивидуальный характер? Докажи.

- Чем необычны птицы в изображении Пришвина?

- Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание птицы или создание её характера? Докажи.

4. Итог урока. (слайд 11)

- Какое произведение сегодня читали?

- Что узнали нового для себя, чего раньше не знали?

5. Коллективный пересказ.

- Давайте вспомним, что происходило в рассказе (с помощью слайдов 12,13,14,15,16,17 дети вспоминают содержание рассказа.

6. Самостоятельная работа.

Создание плана рассказа при помощи деформированного плана.

(детям выдаётся листочек с деформированным планом)

Деформированный план

  • Эксперимент с ленточкой.
  • Дикие утята.
  • Как Пиковая дама стала утиной мамой.
  • Изобретатель.
  • Как он выбрался из корзины?
  • Почему рассердилась Пиковая дама?

7. Выборочная проверка итогов самостоятельной работы.

8. Домашнее задание. Пересказ по плану (краткий)