Раздумья классного руководителя

Разделы: Классное руководство


2009 год – был Годом Молодежи. Предыдущий год был Годом Семьи. На смену пришел Год Учителя. Мой год. Случайно ли этот временной отрезок (2008-2010) обозначен данными понятиями: семья, молодежь, учитель? Наверное, нет. В истории все закономерно. Даже кажущиеся случайными события со временем оказываются исторически обоснованными. Если вдуматься в значение каждого из этих слов (семья, молодежь, учитель), становится очевидной их взаимосвязь, их общая значимость для жизни нашей страны.

В начале нового столетия стало ясно уже всем, что российская семья претерпевает страшное время. Семья стала слабой, малодетной, незащищенной. В результате этого - легко разрушающейся. Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, воспитании детей, можно найти уже в древнейших произведениях человечества. Так, в Библии, древнейшей книге христиан, говорится: “Почитай отца твоего и матерь твою… чтобы продлились дни твои” и “Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”.

О важности института семьи много говорится и в педагогических сочинениях 18 века в России. “…Воспитание детей весьма важно… для отца и для матери;…пренебреженные в воспитании дети накажут их за их беспечность, и вместо того, чтобы быть утехою и радостью старости их, будут разрушителями их покоя и удовольствия”, - писал Н. И. Новиков. Именно этот факт наблюдался и сейчас существует: “пренебреженные” дети разрушают покой родителей.

Нет сомнения, что первыми воспитателями детей должны быть их родители. В идеале должно быть так. И это близко и понятно любому нормальному человеку. Но ненормальность в том, что тысячи брошенных младенцев не знают ни матери своей, ни отца. И кормят их и наставляют чужие люди.

А если ребенок живет в своей семье, все ли в этом случае благополучно? В нынешней семье развиваются процессы кризисных явлений. Проявляется это, прежде всего, в ее нестабильности, в разводимости. К нестабильности семьи стоит добавить ее дезорганизацию, т. е. увеличение числа конфликтных семей, где муж и жена не ладят друг с другом, следовательно, не могут найти общих подходов и в воспитании детей. Помимо этого, налицо изменения в финансовой и экономической ситуации; дисгармония и разобщенность в эмоционально – психологических проявлениях; увеличение числа неполных семей. Все это делает семью нестойкой, ей трудно выстоять в волнах экономического кризиса, который породил также кризис нравственности и духовности. И дети, которых мы учим, страдают больше нас, взрослых. 13 – 17 – летние почти не знают, что такое патриотизм, милосердие, доброта, взаимопомощь. Они выбиты из нормальной семейной жизни. И школа, абсолютно образовательное учреждение, добровольно взяла на себя и роль воспитателя, помощника, наставника. Раньше этому учили бабушки и дедушки, пока родители были на производстве. А сейчас семья в большинстве случаев состоит из двух поколений: родителей и детей; бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. По этой причине родители не используют опыт предыдущих поколений, в своей семейной жизни. А в дезорганизованной семье, как правило, отсутствуют необходимые морально – психологические условия для нормального развития ребенка, его социализации и развития личности. На уроках они невнимательны, неусидчивы; на переменах обидчивы, неуступчивы. Их родители чаще всего в оппозиции к школе и к учителям.

У детей из неблагополучных семей отмечаются явления депрессии, агрессии, подозрительности. Но учителя не делают на уроках различия для успевающих и отстающих, послушных и “трудных”. Да есть дифференцированный подход к детям с разными уровнями подготовки, но учим их всех, относимся к ним одинаково. Они все наши. Чужих детей не бывает. А еще, самое главное, их нужно любить. Дети нуждаются в любви, им нужна любовь, как дереву нужно солнце, чтобы вырасти. “Чтобы изменить людей, их надо любить” Иоганн Песталоцци.

Трудностей воспитания очень много, “ведь всякая несчастливая семья несчастлива по – своему”.

Преодолевать несчастья традиционно возлагается на молодую часть населения страны. 2009г объявили Годом Молодежи. На нашу молодежь возложена и ответственность, и надежда. Нужно возродить высокий статус семьи. Мать окружить заботой и вниманием. Поддержать материально. Декретные, “материнский капитал” на второго ребенка, увеличение детских пособий и т. д. государство не скупится. Ведь именно молодежь создает семью. Как бы сильно ни отличались эти семьи от традиционных, но уже есть надежда, что у молодых все будет по - другому, лучше, чем это есть сейчас. Они менее подвержены (т. е. мы, я ведь тоже “молодежь”) косности в мышлении, легко перенимают инновации, у них больше перспектив и оптимизма в делах. Но молодежи свойственно ошибаться. Пусть ошибаются, иначе не приобрести опыта. Обычно взрослые так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок в жизни, что, по сути, часто не дают им жить. Они попирают их права, данные им от рождения, а потом удивляются их инфантильности, несамостоятельности, личной несостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. Чем опасна гиперопека? У ребенка (подростка, молодого человека) не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он не знает, как ему следует поступить. Он оказывается дезоринтерированным в своем поведении. Практически наступает паралич воли. В какие бы красивые одежды ни рядилась гиперопека: заботливость, желание добра и блага во спасение – она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания.

В Год Молодежи были положительные перемены в нашей стране. Надежды наши оправдаются.

А среди учителей молодежи все меньше и меньше. Мужчин в педагогике почти нет. Причина этого очевидна: трудно быть главой семьи с зарплатой учителя. Очень грустная статистика. Проблемы семьи государство пытается как–то решить, уже есть хорошие результаты (повышается рождаемость). Может, и о учителях подумают. Сейчас, конечно, никто уже не скажет: “Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!”

Но многие учителя достойны глубокого уважения, хотя бы потому, что не бросили школу в самые трудные годы, продолжали сеять “разумное, доброе, вечное”.

Учитель – это не профессия, это нравственная позиция. Именно нравственность не позволяет бросить детей в беде. И речь в таких случаях идет не о зарплате. Нужно еще немного, чтобы отношение к учителю изменилось. Накануне Года Учителя мы верим, что так и будет. Нужно верить, потому что, как писал Владимир Бехтерев “нужно, чтобы вера ничуть не колебалась, когда человек встречается с … крушением идеалов, когда, по его мнению, лучшие общественные идеалы нагло и непрестанно попираются”.

И задача учителя, классного руководителя – заразить этой верой детей. И вера, и здоровье, и любовь заразны, как болезнь. Если бы даже и не было Года Учителя – будем воспитывать наших детей любовью. И опять классный руководитель дает рекомендации родителям:

  • Обязанность без любви делает человека раздражительным!
  • Ответственность без любви делает человека бесцеремонным!
  • Справедливость без любви делает человека жестоким!
  • Правда без любви делает человека критиканом!
  • Воспитание без любви делает человека двуликим!
  • Ум без любви делает человека хитрым!
  • Приветливость без любви делает человека лицемерным!
  • Компетентность без любви делает человека неуступчивым!
  • Власть без любви делает человека насильником!
  • Честь без любви делает человека высокомерным!
  • Богатство без любви делает человека жадным!
  • Вера без любви делает человека фанатиком!

“Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека - воспитание”. (А.С. Экзюпери)