Урок новых знаний по теме "Координаты на прямой"

Разделы: Математика


Цели урока:

Обучающие:

  • открыть множество отрицательных чисел;
  • вести их обозначение;
  • уметь определять их место на координатной прямой.

Развивающие:

  • развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание чувства взаимопомощи.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. На доске слова французского писателя Анатоля Франса: "Учится надо весело. Чтобы переварить знания, нужно их поглотить с аппетитом".

- Что значат эти слова?

Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Назовите слова, имеющие противоположный смысл для данных:

тепло - (холодно);

влево - (вправо);

прибыль - (долг);

плюс - (минус).

Обратить внимание учащихся на слово "минус" , которое будет играть важную роль в изучении темы : "Положительные и отрицательные числа".

б) Найти значения выражений:

3,5 - 2,8;

10 - 7,14;

12 - 15.

(Возникла проблемная ситуация. Как найти выход из нее?)

Вывод: необходимо ввести новые числа. Это мы сделаем с помощью изучения темы: "Координатная прямая". Учащиеся записывают тему в тетрадях. Постановка задач урока перед учащимися:

  • узнать, что представляют собой новые числа, как они называются;
  • узнать, что такое координатная прямая;
  • уметь отмечать новые числа на координатной прямой.

Изучение нового материала.

Задание:

а) Начертить координатный луч так, чтобы его начало было посредине тетради, единичный отрезок одна клетка (перед этим повторить, что называется координатным лучом.

б) Отметьте на луче точку А(4), отложите вправо два единичных отрезка. Какая получилась точка?

в) Отложите влево от точки А пять единичных отрезков (координатный луч не позволяет отметить такую точку, поэтому ищем выход, послушать предложения учащихся).

г) Продолжить координатный луч влево. Какая фигура получилась? Теперь отметьте на этой прямой заданную точку. Какую координату она будет иметь?

д) Работа с учебником п.26, рисунок 48 (отработка понятий "положительные и отрицательные числа").

е) Запись чисел под диктовку:

-2; +5; -4,6; 0; +7; -4,2.

- К каким числам будет относиться 0?

ж) По рисунку 50 вывести определение координатной прямой.

з) Начертить координатную прямую и отметить на ней 3 отрицательных и 3 положительных числа (один учащийся у доски).

Первичное закрепление новой темы.

а) №897, №898 у доски.

Физминутка (упражнения на внимание)

б) Работа с рубрикой "Говори правильно" (Название занаков "+" и "-" при числе во всех случаях не склоняют).

в) Работа с демонстрационным термометром:

- установить столбик так, чтобы термометр показывал -12 градусов, -7 градусов, +3 градуса, -8 градусов.

Рассмотреть другие виды термометров (рисунок 58).

Самостоятельная работа обучающего характера. (на карточках)

Задание:

Отметить на координатной прямой точки, единичный отрезок две клетки:

1 вариант: 2 вариант:
А (-4,5); А(2,5);
Z (3.5); М (-3);
C (-2); К (6);
Д (5); Р (-5,5);
Е (-1). N (-1).

Взаимопроверка.

(Готовый вариант ответов на обратной стороне доски).

Подведение итогов урока.

Итак, чтобы узнать кто из вас знания поглощал с аппетитом, предлагаю следующее задание.

- Где в жизни вы встречались с моделью координатной прямой?

Рефлексия.

Просигналить кружками понимание темы (зеленый - усвоил; красный - нет; желтый - не совсем).

Оценить ответы учащихся за урок.

Домашнее задание.

П. 26. №920, 921, 925.