Развивающее занятие по теме "Мир моих эмоций". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 1


1 этап 

«Давайте поздороваемся»

Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Действия детей и педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним приветствие, которое мы разучили на прошлом занятии. Улыбнуться друг другу. На слог здравст- хлопнуть в ладоши, на слог вуй- хлопнуть по ладошкам соседей, стоящих слева и справа, на слог те- хлопнуть себя по коленкам. Скажите, дети, У нас получились четкие ритмичные хлопки?  Кто ошибался? Почему? (Отметить лучших). Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте им хором скажем «Здравствуйте». Молодцы, присаживайтесь, пожалуйста, на свои стульчики.

Скажите мне, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг  друга?

2 этап

Интеллектуальная разминка

Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.

Пособия и материалы: мяч.

Действия детей и педагога-психолога: Наше занятие называется «Мир моих эмоции». Сегодня мы продолжим разговор об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.  А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку. Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их  противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий. Скажу я слово далекий, вы скажете мне…. Поняли задание? Скажу я слово злой, ответите мне….Скажу я слово трусливый, вы скажете… Скажу я громко слово грустный, вы скажете….

Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? У кого это получалось лучше? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции. А вспомнить эти эмоции нам поможет волшебный экран.

«Назови эмоцию»

Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).

Пособия и материалы: Картинки с изображением эмоций, карточки с изображением частей лица.

Действия детей и педагога-психолога: Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики (показать). Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях. Скажите мне, какой первый гномик? (Радостный) А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (Показать). А какой второй гном? (Злой) Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы? (Далее описываем эмоции страха и грусти).

Да, мы научились узнавать такие эмоции, как радость, страх, злость, грусть.

А для того, чтобы лучше их запомнить, мы поиграем с вами в игру «Собери эмоцию».

«Собери эмоцию»

Цель: Развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.

Пособия и материалы: Карточки с изображением эмоций. 

Действия детей и педагога-психолога: Ребята, сейчас я каждому из вас раздам половинки карточек с изображениями различных эмоций. Вы под музыку будете свободно передвигаться по ковру, держа каждый свою половинку. Как только музыка останавливается, вы должны найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.

Молодцы, давайте назовем, какие эмоции у вас нарисованы. Кто всех быстрее нашел свою пару? Кто ошибся? Кому было трудно выполнить задание?

Знакомство с эмоциональными состояниями  (удивление, любопытство)

Цель: Формирование представления детей об эмоциональных состояниях (удивление, любопытство).

Пособия и материалы: Картинки с изображением эмоций, карточки с изображением частей лица.

Действия детей и педагога-психолога: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Сегодня мы познакомимся еще с двумя эмоциями. Это удивление и любопытство. Посмотрите, пожалуйста, на экран. К нам выбежал еще один гном. (Показать рисунок). Как вы думаете, какой он? Что он делает? Правильно, этот гном удивляется. Птичка пролетит, облако проплывет, распустится красивый цветок, –  все вызывает у гномика удивление. Давайте внимательно рассмотрим гномика. Какие у него брови?... Правильно, они подняты вверх. Глаза?... Они широко раскрыты. Губы?... Они растянуты и похожи на букву «О». Удивление можно сравнить с легким прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. У вас замечательно получилось! А сейчас соберем из карточек удивленное лицо. Сравните с образцом, который на нашем волшебном экране. У всех так получилось?

А вот еще гномик. Какой он? Да, он любопытный. Видите, какие у него глазки? Они смотрят пристально. Рот полуоткрыт. Давайте соберем из карточек любопытное лицо. Давайте вспомним случаи, когда мы испытывали любопытство. (Интересный рассказ, картинка, мультфильм). А скажите, удивление и любопытство похожи? А чем они отличаются? (Удивление мимолетно, а любопытство связано с интересом и более продолжительно).

Повторим все эмоции еще раз. (Показать карточки с изображениями эмоций). Какая из них вам больше понравилась?

Этюд «Теремок»

Цели: Совершенствование навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения. Развитие  культуры речи в ситуациях приветствия, обращения за помощью, формирование групповой сплоченности.

Пособия и материалы: Атрибуты персонажей сказки.

Действия детей и педагога-психолога: Сейчас мы  попробуем с помощью слов, мимики и жестов выразить различные эмоции. Для этого  разыграем сказку «Теремок». В этой сказке все персонажи будут разные. Мышка – грустная,  лягушка – веселая, зайка всех боится, лиса – любопытная, волк – злой, медведь – удивленный. Конец сказки – другой. Мишка не будет ломать теремок, а попросит зверей: «Пустите меня в теремок». И звери его пустят. (Распределение ролей). Давайте сначала попробуем получается сыграть роли этих сказочных персонажей. (Разыгрывается этюд.)

Дети, какие эмоции вы испытывали,  разыгрывая сказку? Кому понравилось играть? Кому было трудно сыграть свою роль? Что было сделать особенно тяжело? У кого лучше всех получилось? Что вы чувствовали, когда обращались за помощью? Вам приятно было оказывать помощь, пускать к себе в теремок новых друзей? Скажите мне, а в жизни вы помогаете своим одноклассникам? А как часто вам самим приходится обращаться за помощью? Как нужно попросить, чтобы тебе помогли?

На следующих занятиях мы будем учиться обращаться за помощью и помогать друг другу в разных жизненных ситуациях.

«Закончи предложение»

Цель: Развитие навыков рефлексии.

Пособия и материалы: Бумажный цветок с отрывающимися лепестками.

Действия детей и педагога-психолога: А пока мы с вами беседовали, у нас в классе распустился красивый цветок. Этот цветок не простой. На его лепестках что-то написано. Сейчас каждый из вас по очереди будет отрывать по одному лепестку, читать предложение и заканчивать его. (Мне радостно, когда…Маме грустно, когда… Учительница удивляется, когда… Ребенок злиться, когда… Малышу страшно, когда… Мне любопытно, когда…)

«Пирог эмоций»

Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Действия детей и педагога-психолога: Сейчас мы с вами испечем пирог только с хорошими эмоциями и угостим всех собравшихся в классе. Повторяйте за мной.

Взяли мы немножко смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!

(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).

Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?

3 этап

Рефлексия

Цель: Развитие умения определять свое эмоциональное состояние.

Пособия и материалы: разноцветные бумажные цветы.

Действия детей и педагога-психолога: Ребята, наше занятие подошло к концу. И чтобы подвести его итог, я предлагаю вам выбрать для себя цветок. Кому сейчас радостно, пусть выберет красный цветок, грустно – фиолетовый цветок, кто испытывает спокойствие – выбирает желтый цветок. (Подводится итог.)

Прощание

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Пособия и материалы: Фонограмма «Улыбка».

Действия детей и педагога-психолога: Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю медаль с изображением радостного человечка. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».