Конспект занятия "Незнайка и компьютерная игра" (дифференциация звуков "В" – Вь")

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • закрепить навык правильного произношения звуков "в", "вь";
  • развивать фонематический слух;
  • учить дифференцировать звуки "в" - "вь";
  • закрепить навык звукового анализа и синтеза;
  • закрепить навык употребления существительных множественного числа в родительном падеже;
  • закрепить навык определения места звуков в словах (начало, середина, конец);
  • развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Незнайка, компьютер с заданиями, "Весёлый язычок" с картинками (чашечка, лопатка, иголочка, лошадка, забор, бублик), картинка с изображением вьюги, синие и зелёные круги на каждого ребенка, звуковые дорожки, лепестки с картинками (дерево, воробей, волк, вилка, велосипед, ваза, девочка, цветы, корова, пингвин, кит, виноград, грузовик), картинки для выполнения звукового анализа (вагон, буквы, диван, витамины, тыква, ива, винт, вата).

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Незнайка играл в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к нам, нужно выполнить трудные задания. Поможем Незнайке?

2. Выполнение артикуляционной гимнастики.

- Незнайка попал к "Весёлому язычку", у которого были картинки (чашечка, лопатка, иголочка, лошадка, забор, бублик) и ничего не смог понять. Научите Незнайку правильно выполнять упражнения.

3. Артикуляция и характеристика звуков "в", "вь".

А) - А теперь послушайте стихотворение:

У мороза есть подруга -
Хмурая седая вьюга.
Вьюга воет, завывает,
Все дороги заметает:
В - в - в, вь - вь - вь.

- Покажем, как воет вьюга: верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу.

- Как воет вьюга в трубе? Вращаем указательный палец правой руки в кулаке левой.

Б) Артикуляция и характеристика звуков "в", "вь".

4. Дифференциация звуков "В" - "Вь" в словах на слух (игра "Сигнальщики").

- Посигнальте, каким звуком выла вьюга в словах: твёрдым "В" или мягким "Вь": вечер, воет, ветер, сова, зовёт, волк, Вика, ветка, ворона.

5. Звуковой синтез (игра "Звуковые дорожки").

- Мчится вьюга по лесу. Видит впереди 6 дорожек к звукам. Назовите их. Какие это звуки? Почему они гласные?

<Рисунок 1>

- Забежала вьюга к каждому гласному звуку и спела с ним свою песенку. Что у них получилось? (ва, во, ву, ви, вы, вэ)

6. Дифференциация звуков "В" - "Вь" в словах (игра "Цветочная поляна").

А) - А теперь Незнайка попал на цветочную поляну. Помогите собрать цветы. Мальчики собирают цветок из лепестков с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук "В". А девочки - с мягким звуком "Вь".

Б) Определение места звуков "В", "Вь" в названиях картинок (начало, середина, конец слова).

В) Игра "Один - много": много цветов, девочек, волков, воробьёв и т.д.

Г) Выполнение пальчиковой гимнастики.

"Цветы"

Наши алые цветы распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

7. Звуковой анализ слов.

- Зашифруйте кружочками названия картинок.

Дети выполняют звуковой анализ названий картинок, а затем себя проверяют, переворачивая картинки.

8. Заучивание скороговорки.

Валентин и Валентина наблюдали, как львы и львята отдыхали под пальмой.

- Назовите слова со звуком "В".

- Как звали детей?

- Что они делали?

- Расскажите скороговорку тихо; громко; быстро.

9. Итог занятия.

- Молодцы, помогли Незнайке выйти из игры.