Памяти русского воинства (105-летию подвига в русско-японской войне посвящается)

Разделы: История и обществознание


Наш народ доказал, что умеет
"Умирать за Родину", но нам
надо научиться жить ради неё.
В. Вернадский.

Цели урока:

  • Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XX века, основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX - начале XX века и активности России на Дальнем Востоке.
  • Способствовать развитию познавательного интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе дискуссии.
  • Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, источниками (анализ, конспектирование, подготовка сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы), учиться проводить исторические аналогии.
  • Воспитание чувства законной гордости за предков. (Примеры героизма и мужества русских воинов в русско-японской войне 1904-1905 г.).

Методы обучения:

  • Поиск, исследование, решение проблемы (аналогия);
  • Опережающий характер домашнего задания;
  • Консультация: учитель-ученик, ученик-ученик.

Функции на уроке:

  • учитель - регулятивная и организаторская;
  • учащиеся - информационная, самовыражение, самореализация.

Оборудование:

  • Мультимедийный урок "Русско-японская война 1904 - 1905 гг.";
  • Карта "Территориальный раздел мира"-1914 г.;
  • Карта "Русско-японская война 1904-1905 г.",
  • Музыкальное сопровождение: "Варяг", "На сопках Манчжурии".

Основные понятия:

  • Экспансия;
  • Геополитика;
  • Стратегические интересы;
  • Раздел сфер влияния;
  • Гонка вооружений;
  • Сателлит;
  • Милитаризация;
  • Пацифизм.

Вступление.

В нашем историческом сознании русско-японская война 1904-1905 гг. воспринималась как катастрофа и национальное унижение, как некое преддверие социальных потрясений. Эта тема не потеряла своей актуальности и сегодня. 105 лет назад правителям России казалось, что военная кампания, начинавшаяся на Дальне-Восточных рубежах станет "маленькой победоносной войной", обернулась она, несмотря на мужество русских воинов, позором, поражением, ускорившим начало русской революции, а апогеем - октябрь 1917 года и гражданская война.

На родине Американской независимости, городе Филадельфии, более века в Андреевском соборе поминальной молитвой чтут память русских моряков, погибших за Отечество. Андреевский собор - это первый среди морских зарубежных храмов России, и своим рождением единственная в городе православная церковь обязана "Варягу", рождённому 31.10.1989 г. в городе Филадельфия, навсегда покинувшему его вечером 23.03.1901 г. 23.12.1903 г. "Варяг" прибыл в Корейский порт Чемульпо для несения службы. Командиром крейсера с 27.01.1904 г. был назначен капитан первого ранга Всеволод Фёдорович Руднев.

План изучения и обобщения нового материала.

Международное положение и внешняя политика России в конце XIX - начале XX века.

Основные направления внешней политики самодержавия конца XIX - начала XX века.

Активизация России на Дальнем Востоке.

Русско-японская война 1904-1905 года. Причины, ход и итоги войны. Портсмутский мир.

Подвиг русских воинов.

История и современность: Россия и Япония.

Империализм начала XX века. Усиление неравномерности развития капиталистических стран. Молодые США, Германия и Япония, обогнав по темпам и уровню развития старые колониальные державы Англию и Францию стремились: захватить территории и новые рынки сбыта, сложилась напряжённая международная ситуация.

Соперничество.

Активизация России на Дальнем Востоке.

Хроника событий.

1814 г. Японо-Китайская война. Россия, осознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке предложила Японии отказаться от Ляодунского полуострова, Япония уступила.

1896 г. Россия +Китай = оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве КВЖД.

1898 г. Россия получила в аренду от Китая Порт-Артур с правом превращения его в военную базу.

1899 г. Империалистические державы проводят доктрину "Открытых дверей". Началась экспансия Китая. Россия под предлогом охраны КВЖД ввела войска в Маньчжурию, что обострило отношения России с Японией и Англией.

1902 г. Союзный договор Англии и Японии против России (их поддержали США).

1903 г. Союз Особого совещания по делам Дальнего Востока (Николай II).

Результаты:

Ускоренная подготовка к войне с Японией.

Позиция С.Ю. Витте (1902-поездка на Дальний Восток). Россия к войне не готова. Миссия должна быть не военной, а экономической.

Николай II считал "Азиатскую политику" задачей своего направления и не согласился с выводами С.Ю.Витте.

1903 г. (лето). Япония предложила проект России, соглашение о Корее и Маньчжурии, в котором оставляла за собой исключительные права, в том числе и военную помощь Корее. Задержав ответную ноту русского правительства на телеграфе, Япония разорвала 25.01.1904 г. дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26.01.1904 г. без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Так началась русско-японская война. Без этой войны трудно представить себе не только историю русской армии, но и политическую историю России. Борьба двух монархий явилась существенным фактором разногласий на Дальнем Востоке в первые годы нашего века; отголоски этих событий звучат в этом регионе до настоящего времени.

Работа в группах. Дифференцированные задания.

Составить карту-схему хода военных действий русско-японской войны;

Составить хронологическую таблицу "Основные события Русско-японской войны";

В чём заключалась "большая азиатская программа" Николая II.

Подготовить ответы на вопросы:

Назвать причины русско-японской войны. Почему она не пользовалась популярностью в обществе?

Рассказать:

  • О сухопутных сражениях и о 156-дневной обороне Порт-Артура.
  • Назвать крупные морские сражения русско-японской войны. В каких из них российские вооруженные силы были наиболее близки к победе?
  • В чём на ваш взгляд, заключались причины поражения России в русско-японской войне?
  • Каковы условия Портсмутского мира? Почему они оказались сравнительно лёгкими для России?

В чем, на ваш взгляд, заключались причины поражения России в русско-японской войне?

Каковы условия Портсмутского мира? Почему они оказались сравнительно лёгкими для России?

Компьютерные сообщения о героизме моряков, презентации учащихся по "Русско-японской войне". Обсудить в группах и сделать вывод о причинах поражения России в русско-японской войне.

Выводы:

  • Экономическая и военно-техническая отсталость страны.
  • Бездарность и ошибки ряда царских военоначальников.
  • Помощь Японии со стороны Англии и США.
  • Нестабильность в стране в связи с начавшейся революцией 1905-1907 г.

Итоги. Портсмут.

23 августа 1905 г. в Портсмуте был подписан мирный договор Россия-Япония. Япония получила арендные права на: Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурскую железную дорогу, южную часть Сахалина, а также права рыболовства вдоль русских территориальных вод.

Какой вывод можно сделать?

Русско-японская война показала неспособность царского правительства управлять страной.

Явилась тем катализатором, который ускорил созревание предпосылок революции 1905-1907 г., 1917 г. и гражданской войны, которые изменили ход мировой истории.

Русско-японская война за 105 летнюю историю не потеряла своей актуальности и сегодня. Более того, судя по количеству публикаций, интерес к ней резко возрос. Этот интерес связан не только с героизмом участников войны (никто никогда не ставил под сомнение их подвиг), но и со стремлением разобраться в причинах, приведших к национальной катастрофе. 25 мая 2005 года отмечалось 100-летие Цусимского сражения - одного из самых скорбных в российской военной истории. Наши соседи по Дальнему Востоку (Япония) сейчас гордятся своим пацифизмом, не увлекаются барабанным боем по случаю бывалых побед и поэтому постарались провести соответствующие мероприятия в духе примирения былых врагов. Но мы знаем, что ежегодно требуют передать 4 российских острова Японии (бывший премьер-министр Д. Коидзуми, М. Судзуки- депутат парламента и другие)

Подумайте и напишите в группе эссе:

Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну 1904-1905 гг. с военными действиями советской Армии в августе-сентябре 1945г. Какие исторические аналогии прослеживаются, чем вы можете их объяснить?

Выполнить индивидуальные тестовые задания по русско-японской войне (1-8 задания)

Тестовые задания по русско-японской войне.

I. Укажите какое событие выпадает из общего логического ряда

А. Гибель крейсера "Варяг"

Б. Оборона Порт-Артура

В. Цусимская битва

Г. Брусиловский прорыв

II. Приведите в соответствие имена и факты

А. С.Ю.Витте

Б. Николай II

В. С.О.Макаров

Г. А.М.Стессель

Д. А.Н.Куропаткин

Е.З.П.РожКественский

А. "Гаагская международная конференция"

Б. гибель крейсера "Петропавловск"

В. Цусимское сражение

Г. Сдача Порт-Артура

Е. Мукденская катастрофа

III. Расставьте следующие события в хронологической последовательности

А. Сражение под Ляояном

Б. Падение Порт-Артура

В. Сражение у реки Шахэ

Г. Цусимская битва

Д. Сражение под Мукденом

IV. Портсмутский мирный договор предусматривал:

А. Возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 1000000000,00 золотых рублей

Б. Оккупацию японскими войсками острова Сахалин

В. Передачу Японии Южного Сахалина

Г. Пердачу Японии в аренду Ляодунского полуострова

V. Какой художник погиб в русско-японскую войну:

А. Иванов Б. Серов В. Верещагин Г. Айвазовский

VI. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке был (была):

А. Корея. Б. Китай. В США. Г. Япония

VII. Первая для России война XX в. Началась с события:

А. нападение японской эскадры на Порт-Артур

Б. битва под Ляодуном

В. Сражение на реке Шахэ

Г. Цусимской битвы

VIII. В 1904 г. русские войска проиграли сражение:

А. под Ляояном. Б. на реке Шахэ под Мукденом, (0.2.1905г.) Г. в Порт-Артуре

Мнение учителя.

Япония после 1905 года превратилась в колониальную державу, которая подмяла под себя Корею, принялась за Китай и захлестнулась, когда попыталась создать собственную суперимперию от Индии до Австралии. Япония стала первой в половине XX в. "врагом Азии", которая строила свою стратегию на захватах и угнетении покорённых народов. Победа привела к невиданной милитаризации Японии и резкому возвышению роли военных. Историки Японии уверены, что именно разгром России убедил Токио в соей непобедимости и в конечном итоге привёл страну к трагедии Второй мировой войны, а нынешнее возрождение военной роли Японии должно строиться с учётом в первую очередь самых болезненных уроков истории, когда помнить нужно "Не о триумфе 1905 г., а скорее о горе и слезах 1945 г.".

История и современность.

Для российско-японских отношений 2009 год ознаменовался как активными контактами на высшем уровне, так и резким спадом в двухсторонней торговле под влиянием мирового экономического кризиса.

К власти в Японии пришёл лидер Демократической партии Юкио Хатояма, не раз заявлявший о своём стремлении улучшить отношения с Россией и заключение с ней мирного договора. Он полагал, что для этого нужно в первую очередь установить отношения подлинного взаимопонимания с российским руководством, убедить его в искренности новых японских властей. "Если говорить о России - сказал премьер - то в отношениях с ней я намерен активно продвигать вперед политику и экономику как колёса одной машины и активно работать над тем, чтобы в конечном итоге подписать мирный договор, разрешить вопросы о северных территориях - крупнейшую проблему между нами. Мы будем укреплять отношения сотрудничества с Россией, рассматривая её как партнера в азиатско-тихоокеанском регионе".

При предыдущих правительствах Японии в диалоге с Россией произошёл откат, поскольку они следовали за США, нынешний премьер в отличие от своих предшественников имеет знания о России, он настроен на взаимное уважение, при котором можно найти такое решение территориального вопроса, которое будет благоприятно для обеих стран.

На двухсторонней встрече в рамках Саммита АТЭС в Сингапуре и Нью-Йорке Д.А.Медведев - президент России и Юкио Хатояма стороны договорились активизировать работу по выработке мирного договора и решению спора о Южных Курилах.

Май 2010 года: премьер министр Японии подал в отставку и проблема спорных территорий осталась неразрешенной. Реального прогресса в этом вопросе нет.

Президент Д.А.Медведев считает, что Японию надо вовлекать в наши дела, наши проекты, в модернизацию российской экономики. Для неё необходимо оборудование и технологии, которых у нас нет, оборудование устарело и изношенно. Все это можно приобрести в Японии и японцам активизация сотрудничества с Россией выгодна:

Обсудить и ответить.

Почему, несмотря на произвол самодержавия и государственной власти, русский воин защитил интересы государства?

Каковы отличительные черты русского человека?

В чём выразился патриотизм солдат, моряков в русско-японскую войну?

Ваше отношение на требование Японии в настоящее время о возврате им островов?

Какие знаете выражения, пословицы, поговорки о Родине, о патриотизме, о мужестве?

"Прост человек, а придёт суровая беда в большом и малом, и поднимется в нём великая сила - человеческая красота. Самые святое, что есть у человека - это Родина и народ".

"Это моя Родина, моя родная земля, моё Отечество - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства чем любовь к тебе:".

"Дух войны, сопровождающийся во всей истории человечества, должен уступить духу любви:"

Список литературы:

  1. История Второй Мировой войны том 12.,1982г, Москва.
  2. "Преподавание истории в школе", №4, 1999г.
  3. "История России" XX- начало XXI века, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. 2003г.
  4. "История России" XX- начало XXI века, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина А.В.Пыжиков 2005г.
  5. "Николай II. Жизнь и смерть"; Э.Радзинский.
  6. Медведев. Николай и Марина Сванидзе, Сант-Петербург. Издательство "Амфора"-2008 г.
  7. Приложение к газете "1 сентября" История №5-6 - 1994 г.
  8. "Эхо планеты" №35-2000 г., №20-2001 г., № 5-2002 г., №7-2004 г., №23-2005 г., №44-2009 г., №4-2010 г.
  9. Мультимедийный учебник "Уроки Отечественной истории" XXвек. Виртуальная школа.
  10. Неофициальная история России. В.Н. Балязин. Москва ЗАО "ОЛМА Медиа Групп" 2007г.
  11. Когда, где, как и почему это произошло. "Ридерс Дайджест"1998г.