Наш народ доказал, что умеет
"Умирать за Родину", но нам
надо научиться жить ради неё.
В. Вернадский.
Цели урока:
- Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XX века, основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX - начале XX века и активности России на Дальнем Востоке.
- Способствовать развитию познавательного интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе дискуссии.
- Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, источниками (анализ, конспектирование, подготовка сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы), учиться проводить исторические аналогии.
- Воспитание чувства законной гордости за предков. (Примеры героизма и мужества русских воинов в русско-японской войне 1904-1905 г.).
Методы обучения:
- Поиск, исследование, решение проблемы (аналогия);
- Опережающий характер домашнего задания;
- Консультация: учитель-ученик, ученик-ученик.
Функции на уроке:
- учитель - регулятивная и организаторская;
- учащиеся - информационная, самовыражение, самореализация.
Оборудование:
- Мультимедийный урок "Русско-японская война 1904 - 1905 гг.";
- Карта "Территориальный раздел мира"-1914 г.;
- Карта "Русско-японская война 1904-1905 г.",
- Музыкальное сопровождение: "Варяг", "На сопках Манчжурии".
Основные понятия:
- Экспансия;
- Геополитика;
- Стратегические интересы;
- Раздел сфер влияния;
- Гонка вооружений;
- Сателлит;
- Милитаризация;
- Пацифизм.
Вступление.
В нашем историческом сознании русско-японская война 1904-1905 гг. воспринималась как катастрофа и национальное унижение, как некое преддверие социальных потрясений. Эта тема не потеряла своей актуальности и сегодня. 105 лет назад правителям России казалось, что военная кампания, начинавшаяся на Дальне-Восточных рубежах станет "маленькой победоносной войной", обернулась она, несмотря на мужество русских воинов, позором, поражением, ускорившим начало русской революции, а апогеем - октябрь 1917 года и гражданская война.
На родине Американской независимости, городе Филадельфии, более века в Андреевском соборе поминальной молитвой чтут память русских моряков, погибших за Отечество. Андреевский собор - это первый среди морских зарубежных храмов России, и своим рождением единственная в городе православная церковь обязана "Варягу", рождённому 31.10.1989 г. в городе Филадельфия, навсегда покинувшему его вечером 23.03.1901 г. 23.12.1903 г. "Варяг" прибыл в Корейский порт Чемульпо для несения службы. Командиром крейсера с 27.01.1904 г. был назначен капитан первого ранга Всеволод Фёдорович Руднев.
План изучения и обобщения нового материала.
Международное положение и внешняя политика России в конце XIX - начале XX века.
Основные направления внешней политики самодержавия конца XIX - начала XX века.
Активизация России на Дальнем Востоке.
Русско-японская война 1904-1905 года. Причины, ход и итоги войны. Портсмутский мир.
Подвиг русских воинов.
История и современность: Россия и Япония.
Империализм начала XX века. Усиление неравномерности развития капиталистических стран. Молодые США, Германия и Япония, обогнав по темпам и уровню развития старые колониальные державы Англию и Францию стремились: захватить территории и новые рынки сбыта, сложилась напряжённая международная ситуация.
Соперничество.
Активизация России на Дальнем Востоке.
Хроника событий.
1814 г. Японо-Китайская война. Россия, осознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке предложила Японии отказаться от Ляодунского полуострова, Япония уступила.
1896 г. Россия +Китай = оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве КВЖД.
1898 г. Россия получила в аренду от Китая Порт-Артур с правом превращения его в военную базу.
1899 г. Империалистические державы проводят доктрину "Открытых дверей". Началась экспансия Китая. Россия под предлогом охраны КВЖД ввела войска в Маньчжурию, что обострило отношения России с Японией и Англией.
1902 г. Союзный договор Англии и Японии против России (их поддержали США).
1903 г. Союз Особого совещания по делам Дальнего Востока (Николай II).
Результаты:
Ускоренная подготовка к войне с Японией.
Позиция С.Ю. Витте (1902-поездка на Дальний Восток). Россия к войне не готова. Миссия должна быть не военной, а экономической.
Николай II считал "Азиатскую политику" задачей своего направления и не согласился с выводами С.Ю.Витте.
1903 г. (лето). Япония предложила проект России, соглашение о Корее и Маньчжурии, в котором оставляла за собой исключительные права, в том числе и военную помощь Корее. Задержав ответную ноту русского правительства на телеграфе, Япония разорвала 25.01.1904 г. дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26.01.1904 г. без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Так началась русско-японская война. Без этой войны трудно представить себе не только историю русской армии, но и политическую историю России. Борьба двух монархий явилась существенным фактором разногласий на Дальнем Востоке в первые годы нашего века; отголоски этих событий звучат в этом регионе до настоящего времени.
Работа в группах. Дифференцированные задания.
Составить карту-схему хода военных действий русско-японской войны;
Составить хронологическую таблицу "Основные события Русско-японской войны";
В чём заключалась "большая азиатская программа" Николая II.
Подготовить ответы на вопросы:
Назвать причины русско-японской войны. Почему она не пользовалась популярностью в обществе?
Рассказать:
- О сухопутных сражениях и о 156-дневной обороне Порт-Артура.
- Назвать крупные морские сражения русско-японской войны. В каких из них российские вооруженные силы были наиболее близки к победе?
- В чём на ваш взгляд, заключались причины поражения России в русско-японской войне?
- Каковы условия Портсмутского мира? Почему они оказались сравнительно лёгкими для России?
В чем, на ваш взгляд, заключались причины поражения России в русско-японской войне?
Каковы условия Портсмутского мира? Почему они оказались сравнительно лёгкими для России?
Компьютерные сообщения о героизме моряков, презентации учащихся по "Русско-японской войне". Обсудить в группах и сделать вывод о причинах поражения России в русско-японской войне.
Выводы:
- Экономическая и военно-техническая отсталость страны.
- Бездарность и ошибки ряда царских военоначальников.
- Помощь Японии со стороны Англии и США.
- Нестабильность в стране в связи с начавшейся революцией 1905-1907 г.
Итоги. Портсмут.
23 августа 1905 г. в Портсмуте был подписан мирный договор Россия-Япония. Япония получила арендные права на: Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурскую железную дорогу, южную часть Сахалина, а также права рыболовства вдоль русских территориальных вод.
Какой вывод можно сделать?
Русско-японская война показала неспособность царского правительства управлять страной.
Явилась тем катализатором, который ускорил созревание предпосылок революции 1905-1907 г., 1917 г. и гражданской войны, которые изменили ход мировой истории.
Русско-японская война за 105 летнюю историю не потеряла своей актуальности и сегодня. Более того, судя по количеству публикаций, интерес к ней резко возрос. Этот интерес связан не только с героизмом участников войны (никто никогда не ставил под сомнение их подвиг), но и со стремлением разобраться в причинах, приведших к национальной катастрофе. 25 мая 2005 года отмечалось 100-летие Цусимского сражения - одного из самых скорбных в российской военной истории. Наши соседи по Дальнему Востоку (Япония) сейчас гордятся своим пацифизмом, не увлекаются барабанным боем по случаю бывалых побед и поэтому постарались провести соответствующие мероприятия в духе примирения былых врагов. Но мы знаем, что ежегодно требуют передать 4 российских острова Японии (бывший премьер-министр Д. Коидзуми, М. Судзуки- депутат парламента и другие)
Подумайте и напишите в группе эссе:
Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну 1904-1905 гг. с военными действиями советской Армии в августе-сентябре 1945г. Какие исторические аналогии прослеживаются, чем вы можете их объяснить?
Выполнить индивидуальные тестовые задания по русско-японской войне (1-8 задания)
Тестовые задания по русско-японской войне.
I. Укажите какое событие выпадает из общего логического ряда
А. Гибель крейсера "Варяг"
Б. Оборона Порт-Артура
В. Цусимская битва
Г. Брусиловский прорыв
II. Приведите в соответствие имена и факты
А. С.Ю.Витте
Б. Николай II
В. С.О.Макаров
Г. А.М.Стессель
Д. А.Н.Куропаткин
Е.З.П.РожКественский
А. "Гаагская международная конференция"
Б. гибель крейсера "Петропавловск"
В. Цусимское сражение
Г. Сдача Порт-Артура
Е. Мукденская катастрофа
III. Расставьте следующие события в хронологической последовательности
А. Сражение под Ляояном
Б. Падение Порт-Артура
В. Сражение у реки Шахэ
Г. Цусимская битва
Д. Сражение под Мукденом
IV. Портсмутский мирный договор предусматривал:
А. Возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 1000000000,00 золотых рублей
Б. Оккупацию японскими войсками острова Сахалин
В. Передачу Японии Южного Сахалина
Г. Пердачу Японии в аренду Ляодунского полуострова
V. Какой художник погиб в русско-японскую войну:
А. Иванов Б. Серов В. Верещагин Г. Айвазовский
VI. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке был (была):
А. Корея. Б. Китай. В США. Г. Япония
VII. Первая для России война XX в. Началась с события:
А. нападение японской эскадры на Порт-Артур
Б. битва под Ляодуном
В. Сражение на реке Шахэ
Г. Цусимской битвы
VIII. В 1904 г. русские войска проиграли сражение:
А. под Ляояном. Б. на реке Шахэ под Мукденом, (0.2.1905г.) Г. в Порт-Артуре
Мнение учителя.
Япония после 1905 года превратилась в колониальную державу, которая подмяла под себя Корею, принялась за Китай и захлестнулась, когда попыталась создать собственную суперимперию от Индии до Австралии. Япония стала первой в половине XX в. "врагом Азии", которая строила свою стратегию на захватах и угнетении покорённых народов. Победа привела к невиданной милитаризации Японии и резкому возвышению роли военных. Историки Японии уверены, что именно разгром России убедил Токио в соей непобедимости и в конечном итоге привёл страну к трагедии Второй мировой войны, а нынешнее возрождение военной роли Японии должно строиться с учётом в первую очередь самых болезненных уроков истории, когда помнить нужно "Не о триумфе 1905 г., а скорее о горе и слезах 1945 г.".
История и современность.
Для российско-японских отношений 2009 год ознаменовался как активными контактами на высшем уровне, так и резким спадом в двухсторонней торговле под влиянием мирового экономического кризиса.
К власти в Японии пришёл лидер Демократической партии Юкио Хатояма, не раз заявлявший о своём стремлении улучшить отношения с Россией и заключение с ней мирного договора. Он полагал, что для этого нужно в первую очередь установить отношения подлинного взаимопонимания с российским руководством, убедить его в искренности новых японских властей. "Если говорить о России - сказал премьер - то в отношениях с ней я намерен активно продвигать вперед политику и экономику как колёса одной машины и активно работать над тем, чтобы в конечном итоге подписать мирный договор, разрешить вопросы о северных территориях - крупнейшую проблему между нами. Мы будем укреплять отношения сотрудничества с Россией, рассматривая её как партнера в азиатско-тихоокеанском регионе".
При предыдущих правительствах Японии в диалоге с Россией произошёл откат, поскольку они следовали за США, нынешний премьер в отличие от своих предшественников имеет знания о России, он настроен на взаимное уважение, при котором можно найти такое решение территориального вопроса, которое будет благоприятно для обеих стран.
На двухсторонней встрече в рамках Саммита АТЭС в Сингапуре и Нью-Йорке Д.А.Медведев - президент России и Юкио Хатояма стороны договорились активизировать работу по выработке мирного договора и решению спора о Южных Курилах.
Май 2010 года: премьер министр Японии подал в отставку и проблема спорных территорий осталась неразрешенной. Реального прогресса в этом вопросе нет.
Президент Д.А.Медведев считает, что Японию надо вовлекать в наши дела, наши проекты, в модернизацию российской экономики. Для неё необходимо оборудование и технологии, которых у нас нет, оборудование устарело и изношенно. Все это можно приобрести в Японии и японцам активизация сотрудничества с Россией выгодна:
Обсудить и ответить.
Почему, несмотря на произвол самодержавия и государственной власти, русский воин защитил интересы государства?
Каковы отличительные черты русского человека?
В чём выразился патриотизм солдат, моряков в русско-японскую войну?
Ваше отношение на требование Японии в настоящее время о возврате им островов?
Какие знаете выражения, пословицы, поговорки о Родине, о патриотизме, о мужестве?
"Прост человек, а придёт суровая беда в большом и малом, и поднимется в нём великая сила - человеческая красота. Самые святое, что есть у человека - это Родина и народ".
"Это моя Родина, моя родная земля, моё Отечество - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства чем любовь к тебе:".
"Дух войны, сопровождающийся во всей истории человечества, должен уступить духу любви:"
Список литературы: