Несколько лет назад огромную популярность приобрёл метод проекта. Он позволяет обучить школьников разнообразным видам деятельности, среди которых хочется выделить поисковую, исследовательскую, аналитическую, рецензионную и оформительскую. Он даёт возможность ученикам попробовать силы в планировании своей работы, в построении взаимоотношений сотрудничества с другими участниками проекта и помогает раскрыть их творческий потенциал.
В течение трёх лет я с удовольствием работаю по методу проекта и считаю его наиболее оптимальным способом повышения эффективности обучения иностранным языкам в целом и развития навыков устной и письменной речи в частности. Данный метод помогает ликвидировать многие противоречия, возникающие при изучении языка. Среди них можно выделить противоречия между:
- Коллективной формой обучения и индивидуальными способностями усвоения знаний учащимися.
- Желанием школьников проявить себя в общении на иностранном языке и невысоким уровнем подготовки к этому.
- Требованиями социального заказа и недостаточностью средств для их достижения.
В работе по выбранной проектной теме школьники часто пользуются ресурсами глобальной сети Internet, что позволяет им экономно расходовать своё время в поисках необходимой информации. Программа "Power Point" позволяет учащимся, обладая несложными познаниями в области применения компьютера, составлять самостоятельно зрелищные электронные презентации по проектам, над которыми они работали. Оформительские возможности, предлагаемые данной программой, помогают школьникам вносить необходимые изменения в логику своих презентаций по ходу работы, комбинировать информационный и визуальный ряды, с тем, чтобы полнее донести свои идеи до зрителей и слушателей.
В школе, где я работаю, преподавание английского языка ведётся по УМК "Enjoy English" М. З. Биболетовой и соавторов. Учебники данной серии поднимают важные проблемы современности, волнующие и подростков. Учащиеся 9 класса заинтересовались темой конфликтов, которую авторы учебника предлагают рассмотреть в третьей четверти, и выполнили проектную работу по ней, оформив результаты в виде электронной презентации. Этапы работы по этой теме были такими:
- Подготовка.
- Организация.
- Поисково - исследовательская работа учащихся.
- Консультативная помощь учителя.
- Оформление результатов.
- Презентация.
- Оценка.
- Рефлексия.
Критериями оценки проекта были выбраны:
- Актуальность темы.
- Практическая значимость.
- Объём проделанной работы.
- Оригинальность подхода.
- Самостоятельность мышления.
- Аргументированность выводов.
- Убедительность защиты.
- Качество подачи материала.
- Возможность дальнейшей разработки проблемы или выход на новую.
Технология работы над групповым исследовательским краткосрочным проектом со скрытой координацией "Conflicts. How to Avoid Them?" в 9-х классах включала:
- Цель: изучить проблему конфликтов, найти причины возникновения и способы их разрешения.
- Актуальность: наличие в современном мире большого количества конфликтов по разнообразным поводам, что тормозит прогресс и уменьшает население планеты.
- Гипотезу: если понять природу возникновения конфликтов, то возможно найти способы избежать их.
- Продукт: создание презентации по теме.
Ход работы состоял из следующих шагов:
- Постановка актуальной проблемы.
- Определение практической значимости работы.
- Деление учащихся на группы по исследованию отдельных аспектов проблемы.
- Проведение мини исследований.
- Консультация с учителем и участниками других групп.
- Обобщение результатов.
- Создание презентации.
- Защита проекта.
- Рефлексия.
- Определение дальнейших направлений работы.
Сама презентация делилась на такие этапы:
- Защита проекта представителями рабочих групп.
- Самоанализ и самооценка проделанной работы.
- Оценка проекта комиссией из учащихся и учителей.
- Дебаты по спорным вопросам.
- Выводы или выход на более глубокое изучение проблемы.
- Практическое использование проекта.
Создавая проект, школьники проделали большую работу, выполняя которую, они дали свою классификацию конфликтам, рассмотрели подробно некоторые из них, попытались определить способы, как их избежать и разрешить. После презентации были подведены итоги и сделан вывод, что метод проекта действительно помогает:
- развить речевые способности учащихся;
- увеличить их интеллектуальный и творческий потенциал;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- научить работать в команде и нести ответственность за общее дело;
- повысить интерес к изучению ИЯ;
- осуществить самореализацию учащихся;
- критически осмыслить свою работу.
Отрадно было то, что в проекте приняли участие не только ученики с отличным и хорошим знанием языка, но и школьники, имеющие удовлетворительные оценки. Признаю, что не каждый из участников в равной мере внёс свою лепту в его создание, но в большинстве своём учащиеся увлеклись данным видом работы и выразили желание продолжить проектную деятельность в будущем.
Результативность работы выразилась в следующем:
- 70 % учащихся с охотой участвовали в работе.
- 40% приняли активное участие в исследовательской работе.
- Учащиеся приобрели навык совместной исследовательской работы.
- Усовершенствовался их уровень владения навыками устной и письменной речи.
- Расширился их словарный запас.
- Повысился уровень ответственности школьников за результат работы.
- 20 % пожелали изучить некоторые аспекты проблемы более основательно.
Таким образом, становится ясно, что применять метод проекта в обучении школьников навыкам устной и письменной речи весьма целесообразно, он дает хорошие результаты в плане расширения коммуникативной компетенции, позволяет выстроить логически обоснованное высказывание по рассматриваемой проблеме и аргументировано подвести итог работы. Данный метод ориентирует учащихся на чёткий алгоритм действий при выполнении творческой части задания ЕГЭ. Техническое воплощение презентации помогает осуществить компьютерная программа "Power Point", которая отвечает всем требованиям наглядности и эстетики оформления результатов.
Конечный продукт, электронная презентация, может служить в будущем отличным визуальным пособием при изучении темы "Конфликты" и стать стимулом для учеников, чтобы применить свои творческие способности и умения для работы по методу проекта по выбранной ими проблеме.