Цель: изучить свойства кислорода, как простого вещества.
Задачи: научить учащихся составлять уравнения химических реакции получения и химических свойств кислорода; дать определение реакциям горения и рассмотреть условия их протекания; решать расчетные задачи с применением химических формул, применять ранее полученные знания, развивать память, логическое мышление, речь, умение работать с дополнительной литературой и учебником, учиться слушать и быть услышанным, воспитывать любовь к окружающей среде, предмету.
Тип урока: изучение нового материала с элементами опережающего обучения.
Технологии: индивидуальная и групповая работы.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, раздаточный материал для групп, колбы, ложки для сжигания веществ, спиртовка, пробирка, вата, газоотводная трубка, лучина, штатив, штатив для пробирок, спички.
Реактивы: перманганат калия, красный фосфор, порошок магния.
Последовательность отдельных этапов урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы
2.1 а) Нахождение в природе
б) Положение химического элемента в ПСХЭ.
в) Физические свойства простого вещества
г) Групповая работа
2.2. а) Историческая справка
б) Промышленные и лабораторные способы получения кислорода
в) Демонстрационный опыт. Получение кислорода из перманганата калия
2.3. а) Оксиды. Реакции горения простых веществ
б) Демонстрационный опыт: Горение фосфора и магния в кислороде
в) Реакции горения сложных веществ
г) Групповая работа
2.4. Значение кислорода для живых организмов
3. Домашнее задание
4. Подведение итогов, выставление оценок
(класс за 1 неделю до данного урока делится на 4 группы, выбираются ученики, которые готовят сообщения к уроку)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы. Слайд 1,2,3
Сообщение 1 группы (красные)
а) Нахождение в природе. Слайд 4
б) Положение элемента в ПСХЭ Менделеева (работа у таблицы)
в) Физические свойства кислорода. Слайд 5
г) Выполнение групповой работы (Задания 1 блока)
Групповые задания (выполняются после прослушивании каждого блока информации).На выполнение дается 5-6 мин. Затем задания сдаются на проверку наблюдателям, которые проверяют их и выставляют сумму набранных командой баллов в протокол(см. прложение 1)
Во время выполнения групповых задании по 1 учащемуся от каждой группы, на своей части доски, выполняют индивидуальные задания на оценку (см. прложение 2)
Наблюдатели выбираются заранее из числа учащихся старших классов или учителей-предметников.
Сообщение 2 группы (желтые)
а) Историческая справка (кто, когда и как впервые получил кислород) Слайд 6.
Демонстрация видеоролика. Получение кислорода из оксида ртути(II) [5, Урок 10]
б) Способы собирания (метод вытеснения воздуха и метод вытеснения воды) Cлайд 7,8.
Демонстрация видеоролика. Собирание кислорода. [5, Урок 11]
в) Получение в промышленности.
На доске: 2H2O >2H2+ O2 -Q
Демонстрация видеоролика. Получение кислорода электролизом воды. [5, Урок 14]
Получение в лаборатории:
На доске: 2H2O2 >2H2O + O2 катализатор: MnO2
2 KClO3>2 KCl + 3O2 катализатор: MnO2
2HgO> 2Hg + O2
2NaNO3 > 2NaNO2 + O2
г) Демонстрационный опыт (получение кислорода из КМnО4 показывает учащийся)
д) Групповая работа (Задания 2 блока)
Сообщение 3 группы (зеленые)
а) Оксиды. Реакции окисления. Горение простых веществ.
На доске: С + O2=СО2 +Q
S + O2=SО2 +Q
Демонстрация видеоролика. Горение углерода и серы в кислороде. [1]
б) Демонстрационный опыт. Горение фосфора и магния (Выполняет один из учащихся)
в) Горение сложных веществ (объяснения учителя)
В кислороде сгорают не только простые, но и сложные вещества. Например, вещества, являющиеся составной частью топлива:
Демонстрация видеоролика. Горение метана в кислороде. [1]
На доске: Метан СН4 + 2О2 =СО2 + 2Н2О +Q
Этан 2С2Н6 +7 О2 =4СО2 + 6Н2О+Q
Пропан С3Н8 + 5О2 =3СО2 + 4Н2О+Q (объясняет расстановку коэффициентов)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: В кислороде горят как простые, так и сложные вещества с образованием оксидов.
Г) Групповая работа (задания 3 блока)
Сообщение 4 группы (синие)
а) Значение для человека. Кислородное голодание.
б) Значение для растении. Фотосинтез. Слайд 10.
3. Обобщение.
4. Д/з:
1. Применение кислорода(по учебнику)
2. Кроссворд (см.приложение 3)
5. Подведение итога. Выставление оценок.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Ахлебанин А.К., Образовательная коллекция. Химия для всех - ХХI.СД. Калуга.2004г;
- Кузнецова Н.Е., Химия.8 класс, М. Вант-Гоффа, 2006г
- Шведова Н.Ю., Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. СД. Азбуковник,2004г
- Электронные уроки и тесты. Химия. Вещества и их превращения. СД. П-Медиа,2005г