Цели и задачи:
- Образовательные : сформировать и углубить знания и представления о стихийных явлениях и стихийных бедствиях; рассмотреть причины, вызывающие стихийные явления и способы борьбы с ними.
- Коррекционные: развивать аналитико-синтетические навыки; умения устанавливать причинно-следственные связи; систематизировать и анализировать материал, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг.
- Воспитательные: активизировать познавательный интерес учащихся; прививать чувство патриотизма, любви к природе и бережного отношения к природным объектам; развивать творческие способности учащихся.
Место проведения: класс.
Оборудование: настенная физическая карта России; видеофрагменты о стихийных явлениях природы; картины "Извержение вулкана","Смерч"; таблички с названиями стихийных явлений и их проявлениями - "землетрясения", "лавина", "обвал", "извержение вулкана", "сель", "ураган", "наводнение", "цунами", "засуха", "оползни", "смерч".
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Форма урока: урок-суд.
Ход урока
I. Предварительная подготовка (распределение ролей - судья, адвокат, прокурор, природа, свидетели-обвинители по всем стихийным явлениям, представитель МЧС, свидетель защиты, секретарь). К уроку требуется предварительная подготовка учащихся, подбор материала, освоение ролей.
II. Основная часть.
Секретарь (учитель): слушается дело по обвинению природы человеком в проявлении стихийных явлениях и стихийных бедствиях.
Встать! Суд идет! Ваша честь, в зале на заседании по делу" Человек обвиняет природу" присутствуют обвиняемая природа, свидетели обвинения, адвокат, свидетель защиты, прокурор, представитель Министерства по чрезвычайным событиям.
Судья. Сегодня по делу обвиняются - землетрясения, вулканы, лавины, сели, ураганы, обвалы, наводнения, засуха, приносящие человечеству огромный материальный ущерб, а часто приводящие к человеческим жертвам. Чем отличаются стихийные явления от стихийных бедствий?
Стихийные явления - это неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения правильного хода природных явлений.
Стихийные бедствия - катастрофические природные явления и процессы, которые могут вызвать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.
Человек обвиняет Природу.
Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения землетрясения.
1 свидетель (обвиняет Природу в разрушительных землетрясениях).
/показываются видеоматериалы катастрофических землетрясений/
Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе, Камчатке и Курилах, в горах Прибайкалья.
Я был свидетелем землетрясения в 1995 году на острове Сахалин (показывает по карте). Был стерт с лица земли поселок нефтяников Нефтегорск. Жертвами стали 2 тысячи человек-женщин, детей, стариков. Полностью разрушены все 17 жилых домов. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать поселок на этом месте.
Дальний Восток известен и подводными землетрясениями, которые порождают волны огромной разрушительной силы - цунами. Их скорость может быть 1000 км в час, а высота у побережья - 50 м и более. В 1952 году цунами, обрушившееся на Северные Курилы, привело к значительным разрушениям и человеческим жертвам.
Судья. Прошу объяснить Природу причину столь сильного землетрясения.
Природа. На Дальнем Востоке - сейсмическая зона, здесь проходит граница литосферных плит. Это очень подвижный участок земной коры.
Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения извержения вулканов.
2 свидетель (обвиняет Природу в разрушительных действиях вулканов).
/показываются видеоматериалы извержения вулканов/
Извержения вулканов происходят на Камчатке и Курильских островах (показывает по карте). Их около 60. При извержении изливается лава, которая сжигает все на своем пути. Из кратера вулкана поднимается на огромную высоту столб тепла, газов. Очень сильное извержение вулкана Толбачик сопровождалось взрывами, излиянием лавы, которая разливалась со скоростью 3,5 км в час. Жертв удалось избежать, т.к. Этот район имеет очень редкое население. Крупнейший из действующих вулканов России - Ключевская Сопка. Извергается он довольно часто-примерно 1 раз в 7 лет. Грохот извержения слышен в радиусе 200-300 км.
Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения наводнений.
3 свидетель (обвиняет Природу в разрушительных действиях наводнений).
/показываются видеоматериалы наводнений/
Возникают наводнения чаще всего во время высоких половодий и паводков, вызванных притоком в русле талой и дождевой воды. Наводнения - это затопление водой обширных участков территории вместе с населенными пунктами, дорогами, промышленными и сельскохозяйственными объектами.
В России от наводнений страдают города и деревни, находящиеся в долинах рек, текущих на север. Весной во время половодья большая вода с верховий, а также лед не могут пройти вниз по течению, т.к. река в низовьях еще стоит скованная льдом. Наиболее сильные наводнения бывают на реках юга Дальнего Востока. Так очень большой материальный ущерб принесло наводнение городу Ленску (показывает по карте). В 1908 году под водой оказалась огромная территория в бассейне Верхней и Средней Волги. Были разрушены десятки домов. Люди остались без крова. На реке Амур (показывает по карте) случается до 10 наводнений в год, из них одно - катастрофическое. В 1811 году в Архангельске вода поднялась на 6 м, в результате 40 кораблей были выброшены на берег.
Очень большой ущерб приносят наводнения на Северном Кавказе (показывает по карте). Во время паводков на реке Кубань были затоплены сотни домов.
Судья. Прошу объяснить Природу причины наводнений.
Природа. Причины наводнений: обильные дожди, дружное таяние снегов, загромождение русла льдом (затор), ветровой нагон воды в устье рек. Наиболее надежным способом предотвращения наводнений служат регулирование стока рек.
Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения селей и лавин.
4 свидетель (обвиняет Природу в разрушительных действиях селей и лавин).
/показываются видеоматериалы/
В горах Кавказа, Южной Сибири распространены сели - грязекаменные потоки возникают при быстром таянии снега или после сильных ливней. С огромной скоростью спускающийся поток уничтожает селения, заваливает дороги, приводит к человеческим жертвам.
Лавины тоже возникают в горах. Лавина - это низвержение массы снега с горного склона. Причиной является нарушение устойчивости снежного покрова на склоне. После обильного снегопада или потепления в горах даже звук человеческого голоса может вызвать сход лавины. Под лавинами гибнут люди, часто это туристы, переходящие лавиноопасный участок.
Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения засухи.
5 свидетель (обвиняет Природу в разрушительных действиях засухи).
/показываются видеоматериалы/
Засухи это длительная (многодневная, многомесячная) сухая погода при повышенной температуре воздуха. Отсутствие атмосферных осадков приводит к истощению почвенной влаги и резкому снижению относительной влажности воздуха. Засухи распространены на территории европейской части России, даже в лесной полосе на широте Москвы 2-3 раза возникают засухи. Засухи часто сопровождаются суховеями-ветрами с высокой температурой и низкой влажностью. Суховеи часто возникают в Прикаспии, на Северном Кавказе (показывает по карте). И засухи, и суховеи значительно снижают урожайность (до 50%), ухудшают качество почвы.
Судья. Прошу объяснить Природу причину засухи.
Природа. На территории европейской части России засухи и суховее связаны с устойчивыми антициклонами. Основной путь борьбы с засухой - посадка лесных полос, специальная агротехника, орошение полей.
Секретарь (учитель). Для дачи показания приглашается свидетель обвинения ураганов и смерчей.
6 свидетель (обвиняет Природу в разрушительных действиях ураганов и смерчей).
/показываются видеоматериалы/
Зарегистрировать силу самых сильных ветров очень трудно, т.к. приборы при рекордных порывах ветра часто не выдерживают нагрузки и ломаются. В России ураганной силы наблюдались на побережьях и островах Северного Ледовитого океана и Тихого океана, а также на Северном Кавказе и Байкале (показывает по карте). В 1981 году на юге Сахалина ураган порвал провода, срывал крыши домов, ломал локаторы в аэропортах. Были снесены десятки мостов, сотни домов. Погибли десятки людей.
Судья. Прошу объяснить Природу причину образования ураганов.
Природа. Причина образования ураганов в европейской части России - прохождение циклонов с очень низким давлением в центре.
Судья. Приглашается адвокат Природы. Что вы можете сказать в защиту Природы?
Адвокат. Очень часто человек сам виноват в последствиях стихийных явлений. Многие стихийные явления происходят по вине самого человека. Например, наводнения часто возникают из-за неумеренной вырубки лесов в долинах рек, пыльные бури из-за неправильной и неумеренной распашки земель в степях. Человек может предотвратить отрицательные последствия селей путем облесения горных склонов, террасирования и сооружения подгорных стенок. В руслах селеопасных рек строятся небольшие плотины - селесборники. Чтобы уменьшить число жертв при землетрясениях, необходимо строить сейсмоустойчивые здания. А главное, человек должен очень хорошо изучить природу, знать природу, вызывающие стихийные явления и географию стихийных явлений. Необходим прогноз стихийных явлений. Уменьшить печальные последствия стихийных явлений человек может, используя современную технику. Создание водохранилищ на реках уменьшает вероятность наводнений, строительство противооползневых стенок, укрепление склонов предотвращает развитие оползней. Расстрел грозовых туч из градобойных орудий позволяет избежать выпадения града. Очень часто человек сам является причиной катастроф. Прошу предоставить слово свидетелю защиты.
Свидетель защиты. Причиной стихийных бедствий, катастроф могут быть не только природные явления, но и спровоцированные человеком процессы. Их называют техногенными катастрофами. Например, по вине человека происходят аварии на АЭС, в результате которых возникают радиоактивное загрязнение и болезни человека. При транспортировке газа произошла утечка на газопроводе газа, произошла утечка на газопроводе в Башкирии. В результате - взрыв газа, пожар при проходе пассажирского поезда, гибель людей.
Судья. Слово предоставляется представителю Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Представитель МЧС. В случае возникновения стихийного явления люди могут и должны сами себе помочь, чтобы уменьшить степень влияния стихийного бедствия. Для этого надо изучать стихийные явления, и готовиться к ним. Самое страшное - это паника, во время которой гибнет больше людей, чем от самого стихийного бедствия. Если человек знает, что он должен делать в случае урагана, наводнения, землетрясения, лесного пожара, знает, как спасти имущество, семью, то последствия будут не такие трагические. В каком районе России свой набор возможных стихийных явлений, к ним надо быть готовыми.
Судья. Выслушав обе стороны и свидетелей суд постановил: человеку необходимо изучать географию природных катастроф, причины их вызывающие, разработать и знать средства защиты. Все это, позволит предсказать многие из них. Среди мер защиты могут быть технические ( строительство сейсмостойких зданий, дамб, плотин и т.д.), организационные меры - правильное размещение населенных пунктов. Информационные - это своевременное предупреждение об опасности, быстрая эвакуация из опасной зоны. Для точного прогноза стихийных явлений необходима огромная работа по исследованию Природы земли. Обмен информацией с другими странами.
Заседание по делу "Человек обвиняет Природу" окончено.
III. Подведение итогов, выставление оценок.
Литература.
- Поурочные разработки по географии. Е.А.Жижина, 8 класс "ВАКО" Москва 2005.
- География.8 класс. Занимательные материалы. С.С.Шейкина, издательско-торговый дом "Корифей" Волгоград 2008.