Девиз урока:
Дитя требует деятельности беспрестанно, а
утомляется не деятельностью, а её однообразием.
К.Д. Ушинский
Цель урока: Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на изучение строения, классификации и значения грибов.
Задачи урока:
- Образовательная: раскрыть особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов; показать особенности питания оомицетов.
- Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
- Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, воспитание внимательности и наблюдательности, любви к природе; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.
Оборудование: учебник Н.И. Сонина и В.Б. Захарова для 7-го класса «Многообразие животного мира», мультимедийная установка, компьютерная презентация к уроку (Приложение 1), плодовые тела шляпочных грибов, лупы, муляжи грибов, мультимедийное учебное издание: «Многообразие живых организмов», таблицы «Грибы», динамическая модель – аппликация «Размножение шляпочного гриба».
Ход урока
I. Организационный момент
Актуализация знаний: Ребята, сегодня нам предстоит продолжить путешествие в царство Грибов для того, чтобы лучше узнать окружающую нас природу и её законы. Знания и желание расширить их помогут вам открыть много интересного и полезного.
II. Проверка домашнего задания: тест «Царство Грибы» (Приложение 2)
III. Изучение нового материала:
Учитель - Ребята, сегодня мы познакомимся с наиболее известными представителями грибного царства – Шляпочными. Они являются представителями класса БАЗИДИОМИЦЕТЫ. Базидиомицеты объединяют 30 тыс. видов с многоклеточным мицелием и особыми органами спороношения – базидиями (выросты). Широко известны представители этого класса – шляпочные грибы – название получили от строения, ножка прикрыта шляпкой. Они могут быть как однолетние, за один сезон растут от 10 до 14 суток и многолетние деревянистые растущие на деревьях, пнях, корнях.
Шляпочные грибы являются высшими, наиболее развитыми среди всех представителей своего рода. К ним относятся все трубчатые и пластинчатые грибы.
Трубчатыми называются грибы, у которых нижняя сторона шляпки, напоминающая губку, состоит из мелких, как правило, круглых трубочек. Эти грибы имеют мясистые плодовые тела. Среди них есть съедобные, несъедобные, и ядовитые.
К пластинчатым относится большая группа грибов, которые объединяются общим признаком — наличием пластинок на нижней стороне шляпки. Большинство этих грибов съедобные. Часть из них можно употреблять в пищу только после надлежащей кулинарной обработки. Имеются и ядовитые, вызывающие сильное отравление, опасное для здоровья и даже жизни человека.
Учитель: Сегодня мы рассмотрим строение плодового тела пластинчатого и трубчатого гриба. Лабораторная работа №2: «Строение плодового тела шляпочного гриба» (Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных работ стр. 5.)
Физкультминутка
Вырос гриб на тонкой ножке
Встань и ты, постой немножко,
Крышу сделай над собой
Словно шляпкой грибной.
Все тихонечко вздохнём,
Вновь грибы учить начнём.
А теперь, давайте мы отправимся с вами за грибами в лес. Каждому предлагается собрать по одному грибу.
- Ребята, а почему же вы не все грибы собрали? (Ядовитые: мухомор красный, мухомор поганковидный, сатанинский гриб, ложный опёнок, бледная поганка).
Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол.
О грибах-двойниках нам расскажет презентация Львовой Александры. (Приложение 3)
Ребята, только помните что настоящий грибник, увидев ядовитый и совершенно бесполезный для него гриб, никогда не пнёт его ногой. Потому что бледная поганка может пригодиться в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. А, кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор.
Задача для «мозгового штурма»: Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое «доброжелательное соседство» грибов и деревьев.
(Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается полезная как одному, так и другому организму тесная связь, т. е. симбиоз. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и проникают внутрь его, образуя грибокорень или микоризу.)
Учитель: Ребята, а кто знает, сколько лет может расти грибница? Вот я сейчас прочитаю вам одну задачу, а заодно и узнаю, как вы дружите с математикой.
Разрастание грибницы идёт во все стороны радиально, т.е. по кругу и ежегодно увеличивается всего лишь на 20 сантиметров. Установите возраст грибницы, если радиус круга равен 6 метрам. (6 : 0, 2 м =30 лет.) Именно поэтому грибы нужно собирать очень осторожно, стараясь не повредить грибницу гриба. А вот развитие взрослого гриба протекает очень быстро. Например, у белого гриба созревание наступает на пятый день роста. Вес гриба меняется так: в первый день он весит 2 гр. В конце четвёртого дня – 190 гр. Сколько же будет весить созревший белый гриб? Будьте очень внимательны ведь грибная охота – занятие для внимательных и наблюдательных.
Учитель: Да, теперь я убедилась, что вы очень многое знаете о грибах и умеете их собирать. Но всё-таки позвольте вам ещё раз напомнить, какие правила следует соблюдать при сборе грибов.
Буклет: «Правила сбора грибов», подготовил для вас Байков Михаил. (Приложение 4)
Учитель: А что это за странный гриб? Трутовик? Как бороться с ним. Презентация и сообщение «Трутовики. Меры борьбы с трутовиками» Яковлевой Вероники. (Приложение 5 и (Приложение 6)
Учитель: А теперь давайте заглянем в огород. Здесь нас ждёт встреча с представителями класса Оомикота.
Этот класс объединяет несколько сотен видов — от примитивных водных организмов до высокоспециализированных паразитов наземных растений. Несмотря на такое экологическое разнообразие, оомицеты чрезвычайно однородны онтогенетически, химически и физиологически и четко отличаются от других настоящих грибов. Оомикота – организмы, вегетативное тело которых состоит из длинных, не разделённых перегородками клеток. Перегородки возникают только при образовании органов размножения – спорангиев, спорангиоспоры, или зооспоры, имеющие два жгутика. При переходе оомицетов на сушу спорангии не образуют зооспор, а формируют отдельные неподвижные споры (конидии).
Обитают преимущественно в водной среде, где вызывают раневые инфекции рыб или являются сапротрофами. Другие являются паразитами высших растений, в частности, к оомицетам относится Phytophtora infestans, вызывающая фитофтороз картофеля, ставший одной из причин катастрофического «картофельного голода» в Ирландии 1845—1849.
Презентацию о грибах, являющихся паразитами высших наземных растений – «Грибы рода Фитофтора», подготовили Руслан и Павел Степановы. (Приложение 7)
А вот Влад Ельцов приготовил нам интересное сообщение на тему «Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы». Давайте предоставим ему слово. (Приложение 8)
IV. Закрепление пройденного материала.
Создайте образ представителя грибного царства (синквейн)
1-я строка – название синквейна:
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание. Стр. 28 – 30 учебника.
Желающим реализовать себя в творческих видах деятельности предлагаются дополнительные задания на выбор:
– Сочинить собственный рассказ или стихотворение на «грибную» тему.
– Собрать интересные рецепты приготовления грибных блюд (из литературных источников, а еще лучше – расспросить маму).
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Список используемой литературы:
- Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
- Гарибова Л. В. Сидорова И. И. Грибы. Энциклопедия природы России. – М.: 1997.
- Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
- Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998.
- Многообразие живой природы. Растения / сост. В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2008.
- Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998.
- Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: «Рауб» – «Илекса», 1998.
- «Растения, грибы, лишайники Псковской области: Учебное пособие. – Псков, 1998.