Введение
Для повышения эффективности обучения необходимо освоение современных форм организации учебного процесса. Внедрение информационных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, облегчает процесс обучения через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. Использование новых технологий, в качестве наглядного пособия, позволяет оптимально задействовать и зрение, и слух. При использовании информационных технологий осуществляется деятельностный подход.
Не секрет, что изучение геометрии вызывает сложности у многих и многих учащихся, особенно на начальном этапе. Это связано с введением большого количества новых понятий и определений, необходимостью выстраивать логические рассуждения при доказательстве теорем. Использование информационных технологий позволяет их преодолеть.
При этом перед учителем встает ряд вопросов:
- какие информационные технологии способствуют повышению качества обучения геометрии;
- какие способы и методы информатизации обучения геометрии способствуют интенсификации процесса обучения геометрии;
- использование каких программ позволяет более наглядно и красочно изучать геометрию?
Встает проблема – оптимального отбора и использования информационных ресурсов.
Я поставила перед собой задачу – изучение теории по данной проблеме, опыта применения ИКТ на уроках геометрии других педагогов и анализа собственного опыта работы по данной теме с целью осмысления и переосмысления подходов в своей педагогической деятельности и создания некоторой базы ресурсов для себя и коллег.
«Окунувшись с головой» в решение этой проблемы, я изучила не только печатную продукцию, но и «взяла на вооружение» материалы различных сайтов Интернет, работающих в этом направлении: «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно-методический сайт» и другие.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Все это успешно можно использовать в работе, скачивая через Интернет.
Существующие компьютерные программы можно разбить на 4 вида: справочно-информационные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные. Все эти функции успешнее всего, по моему мнению, на уроках геометрии может выполнять презентация. Если еще и учитывать, что каждый урок, как песня, слагается один раз, то надо сказать, что презентация органичнее всего вплетается в канву урока, позволяя реализовать все задумки учителя.
Глава I. Презентации как средство повышения эффективности обучения геометрии.
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению всех задач, которые мы ставим на уроках математики:
учебных:
- ознакомление учащихся с учебным материалом;
- отработка навыков по данной теме;
- контроль усвоения;
развивающих:
- развитие пространственного воображения учащихся, образного мышления;
- развитие логического мышления учащихся;
- формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли
воспитательных:
- совершенствование графической культуры;
- воспитание таких черт характера, как точность, четкость, внимательность, честность;
- привитие интереса к предмету и учебе в целом.
Использование презентаций позволяет учителю значительно облегчить процесс обучения через реализацию различных принципов обучения:
- научности – материал слайдов достоверен и точен;
- системности – стройность и логичность в изложении материала закладывается при подготовке слайдов;
- доступности – в презентации статический чертеж мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства, чертежи строятся на глазах у учеников, при доказательстве теорем появляется возможность многократного повторения логической цепочки одновременно с дополнительными построениями и выделением всех необходимых элементов;
- наглядности – изображение геометрических фигур с использованием средств компьютерной графики меняет весь характер преподавания этого предмета;
- сознательности и активности учения детей – применение презентаций делает урок более наглядным, способствует более глубокому и осознанному усвоению материала;
- прочности обучения – сознательное усвоение уже делает его прочным, а для повторения ранее изученного материала, что также способствует прочности усвоения, достаточно найти необходимые чертежи и вывести их на экран.
Методическая целесообразность применения презентаций, как на геометрии, так и на любых уроках может быть обоснована следующими моментами:
- создание мультимедийных презентаций повышают эффективность процесса усвоения новых знаний, их закрепление и отработку;
- презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- применение презентаций позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися;
- быстрее проходит повторение опорных знаний;
- создание презентаций стимулирует творчество, как учителя, так и учеников;
Наряду с перечисленными целесообразность применения презентаций именно на уроках геометрии расширяется за счет следующих моментов:
- продуктивная работа на уроках геометрии повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников;
- решается большее количество задач;
- имеется возможность очень большое количество задач прорешать в устной форме, что дает возможность быстрее постичь логику рассуждений, развивается «устная» речь;
- в презентации даются образцы оформления задач, развивается «письменная» речь;
- систематическое применение презентаций способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений.
Глава II. Опыт использования презентаций на различных этапах урока.
Чтобы применение презентаций на уроке геометрии достигло цели, нужно соединить методику работы с презентацией с методикой работы по предмету. Это должна быть не простая демонстрация слайдов, пусть и мультимедийных. То есть применение презентации на уроке должно быть методически обосновано. Я выделяю два вида уроков с применением презентаций: урок-презентация и уроки с применением презентации на отдельном этапе или этапах урока. Первый вид – это, когда презентация является одновременно и формой, и содержанием урока. Такие уроки лучше всего проводить при изучении нового материала в рамках комбинированного урока, где постоянно меняются виды деятельности, что отражает презентация, и это поддерживает интерес и внимание учащихся, что, несомненно, сказывается на результате. Пример такого урока представлен в Презентации – «Разработка урока по теме "Вписанные углы"» и Приложении 2 – «Вписанные углы».
Использование презентации на отдельном этапе или этапах урока зависит от содержания этого урока и цели, которую ставит учитель. Презентации могут применяться на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изложении нового материала, закреплении, контроле, проверке и даче домашнего задания. Проиллюстрирую эту часть работы собственными слайдами из презентаций к различным урокам и мною разработанными методическими рекомендациями к ним.
1. Объяснение нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением мультимедийной презентации, позволяющей акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором даны либо тема и цели урока, либо тема и план урока. (Слайд 2 и слайд 3 в Приложении 3).
Актуализацию знаний провести при фронтальном опросе по теме и устном решении ключевых задач со слайда. При введении формулировки пользуемся методикой самостоятельного формулирования. Вначале идет сравнение объектов, выясняется схожесть и различие (Слайд 4, Приложение 3), делается попытка самостоятельного формулирования при возможной минимальной помощи учителя. Затем на слайде появляется точная формулировка и идет работа над ее запоминанием при фиксации важных деталей. С помощью слайда 5 (Приложение 3) идет отработка понятия в игровой форме.
Работа над теоремой, благодаря анимации, идет последовательно, при этом слайд постепенно заполняется текстом и рисунком. Особенно работа с анимацией важна, когда для доказательства нужно сделать непростое многоэтапное дополнительное построение, как в теореме «Первый признак параллельности прямых» (Слайд 7, Приложение 3)
2. Закрепление изученного материала.
После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания представлены на слайдах. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению.
- Устное решение задач.
Устное решение задач – это лучше всего решение задач по готовым чертежам. Их можно создавать самостоятельно в программе PowerPoint, но это очень трудоемко. Можно сканировать из различных источников. Лично я использую пособие Е.М. Рабинович. «Задачи и упражнения на готовых чертежах». Сканировать чертеж и вставить его в презентацию минутное дело. Остается лишь иногда доделать какую-либо анимацию к дополнительным построениям, выполненным уже на слайде. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Пример обучения последовательности шагов при доказательстве факта того, что данная фигура параллелограмм с использованием определения параллелограмма на слайде 8, (Приложение 3).
А общую методику работы по отработке навыка доказательства при решении задач можно увидеть при использовании презентации «Устное решение задач по теме «Определение параллелограмма» – Приложение 6. Работа ведется в соответствии с принципом: от простого к сложному. На слайдах 3 и 4 подробная анимация помогает увидеть накрест лежащие углы и параллельные прямые. На следующем слайде 5 задача содержит схожую ситуацию, доказательство уже ведется самостоятельно.
При решении задач со следующих слайдов 6 и 7 учащиеся получают анимационную подсказку, так как в каждом из этих случаев надо и увидеть пару накрест лежащих углов, и доказать их равенство.
И, наконец, решение более сложной задачи, где после анализа составляется план решения, который учащиеся письменно реализуют самостоятельно (слайд 8)
- Решение задач обучающего характера.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. При решении задач обучающего характера презентация помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану. Динамический чертеж показывает последовательные шаги решения, выполнение дополнительных построений. Продуманные визуальные подсказки сделают учебный материал доступным для понимания. Примером подобных слайдов может служить слайд 29, Приложение 2.
3. Проверка фронтальных самостоятельных и домашних работ.
Полезно использование презентации для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Слайд с решением позволяет моментально выполнить проверку.
Причем, данный слайд может служить и образцом письменного оформления решения задач. (Слайд 6, Приложение 3)
4. Повторение изученного материала.
Повторять материал удобно с помощью слайдов «вопрос – ответ» (Приложение 5). Причем, первые два слайда предназначены для иллюстрированного повторения материала, а следующие для опроса с моментальной проверкой правильности ответа. С помощью подобных слайдов можно проводить повторение и проверку знания формул другого материала.
Причем, создавать такие слайды очень просто. Нужно создать один анимационный слайд, а все последующие создавать на основе этого. Чтобы не нарушить запись анимации, стираем не полностью первую фразу, вписываем новый текст, затем стираем оставшуюся часть прежнего текста, и так до конца обновляем слайд.
5. Контроль знаний.
Одним из способов проверки и коррекции знаний является математический диктант, с помощью которого на уроках геометрии можно проверить усвоение учащимися, как теоретической, так и практической части. Представлять задания математического диктанта на слайде очень удобно, причем, как при диктовке делать это постепенно с помощью анимации (Приложение 4). В математическом диктанте, в отличие от диктанта по русскому языку, используются и визуальные записи, чертежи, схемы и т.п. Используя программу PowerPoint, удобно разрабатывать и проводить диктанты, т.к. на слайдах можно представить и текстовую информацию и, используя инструментарий программы, рисовать чертежи. Формы проведения диктантов могут быть самыми разными. Например, диктант с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Создавать слайды математических диктантов тоже очень легко, используя уже описанный способ.
Заключение
Опыт работы показывает, что использование компьютерных презентаций на уроках геометрии позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, при этом меняется характер учебной деятельности и структура урока принципиально другая.
Презентации, особенно по математике, дело хлопотное. Здесь не просто картинку вставить да текст написать. Непросто выполнить чертежи, непросто анимировать их, причем так, чтобы не подавить воображение учащихся, а способствовать его развитию, непросто, создавая слайды, продумать и реализовать интерактивную составляющую данного инструмента.
Но результат оправдывает средства, в том числе и сторицей окупается затраченные учителем время и усилия на создание данного образовательного продукта, особенно, если учесть, что это объект многоразового использования.
Можно использовать и презентации, сделанные другими учителями. Но не всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно отредактировать. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие.
Очень многому я научилась у Савченко Елены Михайловны, учителя математики МОУ гимназии №1, г. Полярные Зори. В работе я использую ее презентации по теме «Геометрические построения». Как сделала это она, я думаю, лучше никому не сделать. И тогда почему бы не использовать в работе этот образовательный продукт?! Ориентируясь на ее работы, я создаю свои презентации, с каждым разом осложняя свою работу каким-либо новым, освоенным мною элементом. В настоящее время осваиваю запись времени анимации с помощью триггера.
За время работы с презентациями на уроках геометрии, а это где-то около двух лет, я накопила коллекцию презентаций по курсу геометрии 7-8 классов, где есть и созданные мною, (их большинство, так как каждая презентация создается под творческий замысел определенного урока), и заимствованные из Интернета.
В этом учебном году я сумела оценить результаты такой работы, проведя итоговый зачет в 8 классе в форме экзамена с использованием тестов централизованного тестирования за 9 класс прошлых лет. И, вспоминая более чем скромные успехи моих тогдашних учеников, (причем сдавали тогда по выбору не самые слабые ученики), могу с уверенностью сказать, что результат есть. Сравнение результатов выполнения тестов приведены в следующей таблице.
|
Задания А1–А5 |
Задания А6–А10 |
Задания А11–А13, А16 |
2003–2004 уч. год 9 класс |
73% |
29% |
55% |
2009–2010 уч. год 8 класс |
77% |
48% |
68% |
В таблице приведены проценты верно решивших задания от числа всех выполнявших.
Литература:
- Башмаков М.И., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения// Школьные технологии. 2000, №2.
- Саранцев Г.И. «Современный урок математики».// «Математика в школе», 2006, №7.
- Старцева Н.А. Применение электронных пособий на уроках математики.// Информационные технологии в образовании. Сб. научно-методических материалов, Новосибирск: НГУ, 2004.
- В.А. Далингер Компьютерные технологии в обучении геометрии // «Информатика и образование» №8, 2002 г.
- Н.В. Жаркова, Мордовский государственный педагогический институт, «Проблемы использования компьютерных технологий на уроках геометрии».
- Г.А.Губанова, учитель математики Новоникольской средней школы, «Описание опыта работы по проблемам современного подхода к обучению».
Материалы сайтов:
- «Интернет – сообщество учителей»;
- «Сеть творческих учителей»;
- «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"»;
- «Информационно-методический сайт».