Цель: создать мотивацию к повторению и обобщению изученного; закреплять знания о распределительном свойстве умножения, решать текстовые задачи, основанные на изученном свойстве. Осознать возможность решения «жизненной» задачи средствами предмета «математика». Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Воспитывать чуткое отношение к красоте окружающего мира, потребность изучать, беречь и любить его.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности. Организационный момент.
- Сегодня на уроке у нас будет необычный гость, который уверен, что знания математики ему не нужны. Давайте узнаем его имя. Для этого нам необходимо решить примеры, а ответы внести в таблицу в порядке возрастания.
Слайд 2.
а) Устный счет
34 х 2 = 68 (т) 11 х 3 = 33 (р)
90 : 30 =3 (т) 80 – 19 = 61 (с)
9 + 45 = 54 (и) 55 : 5 = 11 (у)
Т у р и с т
3 11 33 54 61 68
- Это турист. Сегодня наш урок посвящен Дню туризма, который отмечается во всем мире 27 сентября. Кто такой турист?
- Что объединяет туристов? Конечно, это любовь к природе, приключения, романтика. А еще всевозможные знания: как разжечь костер, избежать опасностей, не заблудиться и т.д.
А вот нужна ли туристу математика? Давайте думать, спорить, доказывать.
II. Формулирование темы и целей урока.
Тема урока: арифметические действия над числами или зачем туристу математика? Сегодня на уроке мы повторим распределительное свойство умножения при решении примеров и задач, а также узнаем много нового и интересного из жизни туристов.
III. Повторение и закрепление изученного.
- Кто из вас ходил в поход? Что делали в лесу? Что брали с собой в лес?
Отгадайте загадку:
2 ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
Слайд 3.
- Узнаем, что обычно кладет в свой рюкзак турист, а без чего можно обойтись?
- Нужна ли математика при сборе рюкзака?
Вывод: турист должен уметь рассчитать массу рюкзака.
- Каждый турист берет с собой только самое необходимое. Для того чтобы не брать лишний груз, перед походом можно составить меню-список тех продуктов, которые входят в состав блюд. Оптимальный вес рюкзака 6 кг.
- Туристу не обойтись без костра. Костер не только согреет его, просушит одежду, но и отпугнет диких животных, на костре можно приготовить пищу.
Давайте посмотрим, нужны ли математические знания для разведения костра.
Слайд 4.
Решение задач:
а) 4 туристам нужно собрать для костра 30 веток. Каждый собрал по 3 больших и 2 маленьких ветки. Справились ли они с заданием?
(3 + 2) х 4 = 20 веток собрали туристы для костра
Ответ: туристы не справились с заданием.
- Почему? (не умеют считать, не знают таблицу умножения…)
Когда пойдете в поход, не забывайте, что для разведения костра лучше всего использовать сухие ветки, а не ломать деревья и кустарники.
б) В каждом рюкзаке по 2 банки мясных консервов и столько же овощных. Сколько банок консервов в 12 рюкзаках?
(2 + 2) х 12 = 48 банок в 12 рюкзаках
Вывод: туристу важно знать распределительное свойство умножения и уметь им пользоваться при расчетах!
- Бывают случаи, когда группа туристов остается без запаса продуктов. Например, плохо владеющий математикой турист, может неправильно рассчитать набор продуктов. Потеря рюкзаков с продуктами - не такое уж редкое происшествие в походе. В этих случаях очень многое решает умение туристов добывать пищу, воду и огонь.
IV. Работа по теме урока.
-Что может служить пищей в лесу?
Слайд 5.
- Заботливая природа в изобилии предоставляет путешественникам «средства спасения». Из растений можно приготовить различные напитки: чай, кофе, морс, компот, кисель…
Для чая можно взять листочки с ягодами или без ягод: боярышника, брусники, малины. Вкусны травяные чаи из веточек хвойных деревьев и трав: зверобоя, мяты.
Для приготовления кофе возьмем корни лопуха, одуванчика.
Компоты, кисели, морсы можно сварить из смородины, крыжовника, рябины, черемухи, черники.
Отличным десертом служат орехи.
Вывод: турист должен знать, какие растения можно употреблять в пищу.
- Если же поддаться панике, то можно погибнуть от голода даже на щедро усыпанной грибами и ягодами поляне или на берегу рыбного озера.
С героями из нашего учебника такого никогда не произойдет.
Слайд 6.
Решение задачи с. 43 №8 (б)
За время похода путешественники варили компоты из лесных ягод и опустошили 11 котелков брусничного компота по 3 литра в каждом и столько же котелков черничного по 4 литра в каждом. Сколько брусничного и черничного компота выпили путешественники во время похода?
3 х 11 + 4 х 11 = 77(л)
Ответ: во время похода туристы выпили 77 литров компота из лесных ягод.
Вывод: туристы должны знать единицы объема и уметь решать задачи.
V. Физкультминутка.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать.
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Научитесь все считать.
Будем вместе развивать в себе внимательность,
А поможет все узнать наша любознательность.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Слайд 7.
«Круговые грибные примеры» (ответ одного примера служит началом следующего)
Отгадайте загадку:
Очень много их под осеньМногих туристов в чрезвычайных ситуациях грибы спасали от голода. Грибы не только вкусны, но и обладают высокой пищевой ценностью. При сборе грибов также необходимы некоторые математические знания: цвет, форма, размер, время приготовления и т.д.
Возле елочек и сосен.
Урожай на них богатый
Любят собирать ребята (грибы)
36-5
Сыроежки
Наиболее часто встречающийся гриб. Его можно и варить, и жарить. Недостаток сыроежек – очень хрупкие, легко крошатся.
31+ 40
Опята
Я и летний, и осенний,
Мяса я еще полезней.
Меня варят, солят, жарят
И в любом обеде хвалят.
71-8
Подосиновик
Хорош в жареном виде и в супе. Подосиновик темнеет, когда его моют, очищают и режут. В природе нет похожих на него ядовитых грибов.
63+30
Белый гриб (боровик)
Это самый лучший гриб. В походе его можно варить или сушить.
93-1
Подберезовик
Я гриб, но не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Среди трубчатых грибов подберезовик растет быстрее всех – по 4-5 см в сутки)
92-60
Груздь
Примета: облака стали цепляться за макушки высоких деревьев – иди смело за грибами.
32+8
Шампиньон
Варите, солите и жарьте грибы
Только грибницу не трогайте вы!
Она словно нить глубоко под землей,
Испортишь ее – и не будет другой.
40-7
Бледная поганка
Самый ядовитый гриб. Шляпка у бледной поганки достигает 7-10 см в диаметре. Мякоть белая, сладковатая, без запаха. Ножка высотой 8-12 см белого или слегка зеленоватого цвета, окружена пленкой в виде белого или зеленоватого мешочка. В верхней части ножки – бахромчатое кольцо. Достаточно съесть один гриб, чтобы отравиться.
33+3
Вывод: постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений будет меньше.
VII. Рефлексия.
Слайд 8.
- У кого из вас задания, которые вы выполняли, вызвали затруднения? Что осталось непонятным?
- Определи свое настроение.
VIII. Итог урока
- Что для вас оказалось самым интересным на уроке? О чем нужно помнить туристу?
-Какую роль в жизни туриста играет математика?
Слайд 9.
Н. Сладков написал очень много книг о природе. В одной из них он писал:
«В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.
А можно и так ходить – ни за чем.
И тогда – и только тогда! – откроется тебе настоящая красота леса.
Все у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы все понять».
Слайд 10.
Природу знает не из книг,
Всегда он с нею рядом.
Ура! Да здравствует турист,
Умеющий считать как надо!