Цели:
- знакомство с информацией о некоторых перелётных птицах: грач, скворец,
- с произведением живописи «Грачи прилетели» (худ. Саврасова А.К.);
- выполнение мозаичного коллективного панно в технике обрывной аппликации из цветной бумаги с изображением перелётных птиц;
- Развивать познавательную активность, глазомер, аккуратность, творческие способности;
- воспитывать ответственное отношение к общему делу, усидчивость, трудолюбие, чувства товарищества и взаимопомощи, любовь к природоведению, труду.
Оборудование:
У учителя:
- мультимедийное оборудование (интерактивная доска),
- презентация к уроку «Прилёт птиц»,
- запись МР-3 «Голоса птиц»,
- плакат, разделённый на 20 пронумерованных по порядку квадратов 10*10 см,
- клей,
- плакат с нанесённым рисунком, отметками цвета и разрезанный на 20 квадратов для учащихся.
У детей:
- набор цветной бумаги,
- клей.
Ход урока.
1. Оргмомент - психологический настрой.
2. Индуктор - введение в замысел урока.
- Внимание на экран (показ ролика «Весна»- Слайд 2 презентации).
3. Беседа.
А) - О каком времени года говорилось в фильме?
- Какие изменения происходят весной в природе?
- Как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращаются в родные места? (перелётные)
- Каких птиц увидели и услышали в ролике? (соловьёв)
- Понравилась ли вам эта птичка и её пение?
- Назовите, каких вы знаете перелётных птиц?
Б) - Прочитайте поговорку, добавьте пропущенное слово - название птицы:
(Слайд 3-4 «Увидел … (грача) - весну встречай!»)
- На какую зимующую птицу похож внешне грач? (ворон)
- Верно, грач относится к семейству вороновых. Поэтому внешне и по голосу грачи и вороны очень схожи. Послушайте и посмотрите сами.( Ролик-Слайд 5)
- Прилёту первых вестников весны - грачей посвящена картина известного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»:
(Слайд 6).
- Ещё не сошёл снег, а эти птицы уже здесь. Расскажите о грачах?
(Грачи хлопочут на деревьях. Птицы обживают свои старые гнёзда.)
в) - В народе говорят: Птицы - красота природы!(Слайд 7) Почему?
- Великое многообразие птиц, их красивое оперение и разноголосое пение всегда привлекают внимание людей к себе! Люди любуются птицами, заслушиваются их голосами. Не говоря уже о том, какую огромную пользу приносят нам птицы! А какую пользу они приносят?
- Полюбуйтесь и вы, ребята! (продолжение показа слайдов: Слайды 8 - 13)
4. Цели практической части урока. Постановка задачи.
- Сегодня наш урок, как вы уже догадались, будет посвящён изображению первых вестников наступления весны - перелётных птиц. Результатом работы будет картина - мозаичное коллективное панно, которое мы выполним в технике обрывной аппликации. Каждый из вас изготовит фрагмент панно. Из этих фрагментов у нас получится одна картина. Для этого надо трудиться, стараться, не отвлекаться, аккуратно клеить кусочки оборванной бумаги на свой квадрат бумаги, соблюдая точно цветовую разметку. Когда фрагмент будет готов, смазать клеем обратную сторону и приклеить соответственно номеру на плакате. Чтобы панно получилось, каждый должен выполнить свой фрагмент и не подвести класс.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
5. Выполнение работы.
Пока дети работают, включается фонограмма «Голоса птиц» с рассказом диктора.
Кто свой фрагмент выполнит быстрее остальных, помогает тому, кто работает медленно.
6. Подведение итогов практической части урока.
- Рассмотрите панно. Каких птиц мы изобразили?
В результате работы детей получилось такое панно:
- Скворцы прилетели, скворцы прилетели! На крыльях весну принесли!
7. Рассказ о скворцах.
Скворец - некрупная птица. Оперение взрослой недавно полинявшей птицы черное с ярким металлическим отливом. На общем черном фоне контрастно выделяются белые пятна, более крупные на теле и на надкрыльях и мелкие на голове. Голова, область ушей и горла отливают фиолетовым цветом, спина и поясница — зеленым, брюхо — фиолетово-синим. Поэтому птица, особенно в лучах солнца, переливается очень красивыми «холодными» цветами спектра. Весной прилетает в марте, когда на полях еще только начинают появляться первые проталины. Прилетев на родину, скворцы тотчас занимают свои излюбленные места обитания: разреженные леса, лесостепи, степи, предгорья. При этом птицы повсеместно тяготеют к культурному ландшафту и берегам водоемов. Поедая в большом количестве различных вредных для сельского хозяйства насекомых и ими же выкармливая птенцов, скворцы приносят несомненную пользу. Первые дни после прилета птицы держатся стаями. Ежедневно много времени скворцы тратят на отыскивание подходящих для устройства гнезд мест, а найдя, начинают петь около них. Песня у скворца громкая и по-весеннему веселая. Скворцы — искусные пересмешники: в их песне можно услышать отрывки из песен других птиц, кваканье лягушек, хлопанье кнута и даже рычание и лай собак. В песне
скворца слышатся и звуки, которые он слышал на зимовках в Африке и во время перелета через южные страны. Подражают скворцы и человеческому голосу, а некоторые, достаточно долго прожившие в неволе птицы, научаются произносить отдельные слова и даже целые фразы.
- Послушайте их песню! (просмотр ролика «Скворцы» - Слайд 14)
- Услышали ли вы в песне скворца подражание каким-нибудь звукам?
- Нравится ли вам наша работа? Какое настроение она вызывает? Какое настроение вызвал наш урок?
8. Оценки.
Каждый ученик получает оценку за ответы на уроке, выполненный им фрагмент и долю участия в коллективной работе.