Тип: повторение и закрепление свойств графиков элементарных функций и уравнений; графический способ решения систем уравнений.
Цели:
- систематизировать знания о графиках элементарных функций (линейной, прямой и обратной пропорциональностях, квадратичной, кубической);
- научиться графически решать системы уравнений;
- подготовка к новой форме экзамена по алгебре в виде тестирования;
- развитие логического мышления;
- тренировка работы с тестами.
Оборудование: таблица «Графики элементарных функций» у всех учеников, черновики, листы с заданиями из тестов мини-ЕГЭ (или задания представлены на интерактивной доске), циркуль.
Ход урока
I. Организационный момент.
Всем ученикам раздать таблицу «Графики элементарных функций».
Учитель: Для изучения следующей темы «Графическое решение систем уравнений» нам необходимо вспомнить правила и особенности построения графиков изученных нами элементарных функций.
II. Повторение и обобщение знаний.
Учитель: Перечислите функции, которые мы изучали. (Линейная, прямая и обратная пропорциональность, квадратичная, кубическая, у = , у = ∣ x∣ ).
Итак, первая функция, с которой мы познакомились – это линейная функция.
Фронтальный опрос:
- Какая функция называется линейной? (Функция вида у = kх + b, где х – независимая переменная, k и b – некоторые числа).
- Что является графиком линейной функцией? (Графиком линейной функции является прямая).
- Как построить эту прямую? (Для построения достаточно найти координаты двух точек).
- А если k = 0, то как выглядит прямая? (Она параллельная оси абсцисс).
- Какая функция является частным случаем линейной функции? (Прямая пропорциональность).
- Какая функция называется прямой пропорциональностью? (Функция вида у = kх называется прямой пропорциональностью).
- Что является графиком прямой пропорциональности? (Прямая).
- Какова особенность этой прямой? (Эта прямая проходит через начало координат).
- Как расположена прямая на координатной плоскости в зависимости от коэффициента k? (При k > 0 прямая находится в Ι и ΙΙΙ координатных четвертях, при k < 0 прямая находится во ΙΙ и ΙV координатных четвертях).
- Коэффициент k называют угловым коэффициентом, почему? (При k>0 угол наклона прямой к положительной полуоси абсцисс острый, при k < 0 угол наклона тупой).
- Распространяется ли это свойство на линейную функцию? (Да).
III. Решение задач.
Важно при решении каждой задачи выделить все способы решения: стандартные, нестандартные, нерациональные – все, чтобы ученик любой степени подготовки мог выделить для себя подходящий способ.
№1. Дана функция у = −2х + 3. Какой из приведенных ниже графиков является графиком этой функции?
Способы решения:
- Самостоятельно начертить график указанной функции, сверить с данными чертежами и выбрать подходящий.
- Провести рассуждение о зависимости угла наклона прямой к оси Ох и углового коэффициента.
- Подставить координат двух точек указанных графиков в уравнение данной прямой, выбрать подходящий график.
В остальных задачах также делать выводы обо всех способах решения.
№2. Соотнесите уравнение прямой с графиком этой прямой.
Ι. х + у = −2; ΙΙ. х – у = −2; ΙΙΙ. х + у = 2; ΙV. х – у = 2.
№3. Определите формулу для функции, график которой изображен на рисунке.
1) у = −6х – 4 2) у = (2/3)х – 4 3) у = −6х + 4 4) у = − (2/3)х – 4
№4. В одной из систем координат построены графики функций у = −2х и у = 1. Определите по графику координаты точки их пересечения и найдите сумму этих координат.
IV. Повторение и обобщение знаний.
Следующая функция, с которой мы познакомились – это обратная пропорциональность.
Фронтальный опрос:
- Какая функция называется обратной пропорциональностью? (Функция вида у = k/х)
- Что является ее графиком? (Гипербола, которая состоит из двух ветвей)
- На что влияет коэффициент k? (Если k > 0, то ветви расположены в Ι и ΙΙΙ координатных четвертях; если k < 0, то ветви расположены во ΙΙ и ΙV координатных четвертях).
- Как построить гиперболу? (Надо составить таблицу значений функции).
V. Решение задач.
№5. График какой из функций изображен на рисунке?
А. у = 3х2 Б. у = 3/x В. у = 3х Г. у = 3√x
№6. На рисунке изображен график функции у = (k/x) + b. Определите знаки коэффициентов k и b.
1) k > 0, b > 0 2) k > 0, b < 0 3) k < 0, b > 0 4) k < 0, b < 0
№7. На рисунке изображен график функции у = (k/x) + b. Определите знаки коэффициентов k и b.
1) k > 0, b > 0 2) k > 0, b < 0 3) k < 0, b > 0 4) k < 0, b < 0.
№8. Для какой гиперболы нет соответствующего рисунка?
VI. Повторение и обобщение знаний.
Следующая функция, о которой мы вспомним, это квадратичная функция.
Фронтальный опрос:
- Какая функция называется квадратичной? (Функция вида у = ах2 + bх + с, где х – независимая переменная, а, b, с – коэффициенты, причем а ≠ 0).
- Что является графиком квадратичной функции? (Графиком квадратичной функции является парабола).
- От чего зависит направление ветвей параболы? (При а > 0 ветви направлены вверх, при а < 0 ветви направлены вниз).
- Как вычислить координаты вершины параболы? (Координаты вершины (m, n), где m =− (b/2a)).
- Назовите уравнение оси симметрии. (Уравнение оси симметрии у = m).
- Что вы знаете о графиках функции у = ах2 + n, у = а(х – m)2? (График функции у = ах2 + n получается из графика функции у = х2 параллельным переносом вдоль оси ординат на n единиц вверх при n > 0 и вниз, если n < 0. График функции у = а(х – m)2 получается из графика функции у = х2 параллельным переносом вдоль оси абсцисс на m единиц вправо, если m < 0 и на m влево, если m > 0).
VII. Решение задач.
№9. График какой функции изображен на рисунке?
А. у = (х + 2)2 Б. у = −х2 −2 В. у = −(х + 2)2 Г. у = − (х – 2)2
№10. На рисунке изображен график функции у = 0,5х2 – 3х + 4. Используя график, решите неравенство 0,5х2 – 3х + 4 ≥ 0.
№11. По графику квадратичной функции найдите промежутки ее убывания.
1) (0; 4) 2) [−1; + ∞) 3) [2; + ∞) 4) (− ∞; 2]
№12. По графику квадратичной функции найдите все значения х, при которых у > 0.
1) (0; + ∞) 2) (0; 4) 3) (-1; 3) 4) (1; + ∞)
№13. Для какой параболы нет соответствующего рисунка?
Ι. у = х2 + 1 ΙΙ. у = (х + 1)2 ΙΙΙ. у = (х − 1)2 ΙV. У = 1 – х2
А. ΙΙ Б. ΙΙ В. ΙΙΙ Г. ΙV
№14. С какой прямой график параболы у = −х2 + 4х – 3 не имеет общих точек?
А. у = −10 Б. у = 1 В. у = 0 Г. у = х
VIII. Повторение и обобщение знаний.
Учитель: Есть еще функции и уравнения фигур, с которыми мы знакомы, но встречались очень редко.
Фронтальный опрос:
- Какая функция называется кубической? (Функция вида у = ах3)
- Что является ее функцией? (Кубическая парабола).
- Где она может находиться в зависимости от коэффициента а? (Если а > 0, то график находится в 1 и 111 координатных четвертях, если а < 0, то график находится во 11 и 1V координатных четвертях).
- Как построить график функции у = ? (Если k > 0, то кривая лежит в 1 координатной четверти, если k < 0, то кривая лежит в 3 координатной четверти; .для построения графика надо составить таблицу значений).
- Что является графиком функции у = ∣x∣? (Это кусочно-линейная функция, ее графиком является ломаная).
- Что вы помните об уравнении окружности? (Уравнение окружности (х – а)2 + (у – b)2 = R2, где (а; b) – координаты центра окружности, R – радиус окружности).
- А если центр окружности лежит в начале координат, то как выглядит это уравнение? (х2 + у2= R2).
IX. Самостоятельная работа (тестирование).
Каждый ученик получает листок с заданием, на котором отвечает правильные ответы. По окончании ученики меняются листами, проверяют ответы друг друга, ставят оценку. На интерактивной доске показаны ответы, по которым сверяются ученики.
Ответы:
№1 – 1В, 2Б, 3Г, 4А. №2 – А4, Б1, В2, Г3. №3 – Iв, IIа, IIIб. №4 – Iб, IIа, IIIв. №5 – 13, 21, 34, 42.
Оценивание: за 5 верно выполненных заданий оценка «5», за 4 – «4», за 3 – «3».
№1. Установите соответствие между графиками функций и формулами.
А. у = 3/x Б. у = х – 2 В. у = (х – 2)2 Г. у = −х2
№2. Установите соответствие между графиками функций и формулами.
А. у = 3/x Б. у = 3 В. у = х2 Г. у = √x
№3. Для каждой функции, заданной формулой, укажите ее график (а, б, в).
Ι. у = (4/x) + 1 ΙΙ. у = x2/4 ΙΙΙ. у = (x/4) + 1
№4. Для каждой функции, заданной формулой, укажите ее график.
1) у = −х2 + 2 2) у = х – 2 3) у = х2 – 2
№5. Для каждой функции, заданной формулой, укажите ее график.
1) у = 2/x 2) у = 2х 3) у = 2 – х2 4) у = 2х + 2
Подводятся итоги самостоятельной работы.
X. Новая тема.
Учитель: Следующая тема, которую мы будем изучать, это «Графическое решение систем уравнений». В чем заключается этот способ решения систем уравнений? (Построить графики каждого уравнения системы; координаты точки пересечения графиков и есть решение систем уравнений).
- Что является решением системы уравнений? (Координаты точки пересечения графиков уравнений системы).
XI. Решение задач.
Попробуем графически решить системы уравнений, используя уже готовые чертежи.
№15. На рисунке изображены графики функций у = х2 – 2х и у = −х. Используя графики, решите систему уравнений
1) (0; 2) 2) (0; 1) 3) (0; 0), (1; −1) 4) (0; 0), (−1; 1)
№16. На рисунке изображены графики функций у = х3 и у = х. Используя графики, решите систему уравнений
1) −1; 0 и 1 2) (−1; −1), (0; 0), (1; 1) 3) (−1; −1) и (1; 1) 4) (−1; 1), (0; 0) и (−1; 1)
№17. Используя графики функций у = 12/x и у = х – 1, решите систему уравнений
№18. Для решений какой системы уравнений выполнен рисунок?
№19. На координатной плоскости построены графики уравнений ху = 2х – у + 1 и х + у = 1. Используя эти графики, решите систему уравнений
1) (−2; 3), (0; 1); 2) (3; −2), (1; 0); 3) (−2; 3), (1; 0); 4) (3; −2), (0; 1).
№20. Пользуясь рисунком, укажите систему уравнений, решением которой является пара х = 4, у = 0.
№21. На рисунке изображена окружность, заданная уравнением х2 + у2 = 4 и три прямые у = х, у = −1, у = −2. Укажите систему уравнений, которая имеет единственное решение.
№22. На рисунке изображена парабола у = 4 – х2 и прямые х – 2 = 0, х – 5 = 0, у + х = 1 и у = 2. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.
№23. Укажите рисунок, на котором приведена графическая иллюстрация решения системы уравнений
№24. Для каждой системы уравнений укажите число ее решений. (Для ответа используйте графики; график уравнения х2 + у2 = 4 изображен на рисунке).
а) нет решений; б) одно решение; в) два решения; г) три решения.
№25. При каком наименьшем натуральном значении с система имеет три решения. (Можно дать это задание на дом).
Решение:
1 рисунок. Если с > 3, то система не имеет решений.
2 рисунок. Если с = 3, то система имеет одно решение.
3 рисунок. Если −3 < с < 3, то система имеет два решения.
4 рисунок. Если с = −3, то система имеет 3 решения.
5, 6, 7 рисунки. Если с < −3, то система имеет 2 или 4 решения или не имеет решений (выяснять конкретно значения не обязательно, так как нам нужен случай, когда система имеет три решения). На рисунке 8 представлено все графическое представление данной системы.
XII. Итоги. Оценивание.
Итак, мы сегодня вспомнили свойства и особенности построения графиков элементарных функций, а также некоторых уравнений фигур. Попробовали применить эти знания для графического решения систем уравнений.
XIII. Домашнее задание.
XIV. Литература:
- «Алгебра–9. Итоговая аттестация», под редакцией Ф.Ф.Лысенко, издательство «Легион», Ростов-на Дону, 2006 год.
- «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе», Л.В.Кузнецова и другие, 2 издание, Москва, «Просвещение», 2007 год.
- «Алгебра–9. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы», А.К. Дьячков, Е.А. Тюрина, В.М. Казак, И.И. Швиндт, Челябинск, инновационный центр «Рост», ООО «ЮжУралИнформ», 1, 2, 3 выпуски, 2004 г., 2005 г., 2006 г.
- «Математика. Экспериментальная экзаменационная работа. 9 класс», Л.Д. Лаппо, М.А. Попов, издательство «Экзамен», Москва, 2007 год.