Цели:
- познакомить с характерными признаками зимы;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- создать условия для развития слухового и зрительного внимания, быстроты мышления;
- активизировать словарь;
- воспитать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, мешочек с крахмалом, набор снежинок.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Всем, всем Добрый день!
II. Подумай и отгадай
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит Царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
(Зима)
III. Актуализация знаний и постановка проблемы. Фронтальная работа
Картины зимы.
Пословицы:
- Зима не лето: в шубу одета.
- В зимний холод всякий молод.
- Береги нос в большой мороз.
- Много снега – много хлеба.
- Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
- Декабрь – году конец, зиме начало.
- Месяц январь – зимы государь.
- Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
– Что такое зима?
– Сегодня побываем в гостях у зимы.
– Какие еще знаете времена года?
– Чем зима отличается от других времен года?
IV. Физминутка
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо заиньку согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
V. Работа по теме
– Назовите слова, связанные с зимой.
Активизация словаря.
- Пороша – выпавший ночью и переставший идти к утру снег.
- Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.
- Метель (метелица, вьюга) – сильный ветер со снегом.
- Позёмок (позёмка) – ветровой перенос снега над снежным покровом.
- Пургá (от карел. purgu, фин. purku) – сильная низовая метель.
VI. Групповая работа. Игра «Третий лишний»
зима |
январь |
велосипед |
снег |
декабрь |
VII. Игра «Угадай-ка»
– Закройте глазки, на что похож звук?
– Почему снег скрепит?
– А когда он скрепит сильнее?
VIII. Рефлексия
Игра «Снежинки».
– Кто больше наберет снежинок.
– Желаю вам снежной зимы и крепкого сибирского здоровья!