Цель: выявить условия возникновения горения, способы борьбы с огнем.
Задачи:
- формировать знания об условиях горения, учить способам тушения огня, уточнить знания о пожаре и действиях в чрезвычайных ситуациях, учить приемам исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, проводить эксперименты; делать выводы умозаключения;
- развивать наблюдательность, навыки научного мышления, делового сотрудничества;
- прививать потребность осторожного обращения с огнем, воспитывать умение уважать мнение товарища.
Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, «Мир вокруг нас»: М., «Просвещение», 2008; сопровождающая презентация к уроку, учебный видеофильм «Пожар!» (Приложение 5), предметно-раздаточный материал для работы в группах, три чайные свечи и другой подручный материал для проведения опытов.
Ход урока
I. Организационный момент:
Чтоб к истине нам сегодня прийти
Исследования на уроке необходимо провести.
И в этой работе на вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию мы будем опираться!
II. Погружение в проблему.
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку:
Накормить – живет,
Напоить – умрет.
(Огонь)
– Назовите синонимы к слову «огонь» и расположите их в порядке усиления действия. (Искра, огонь, костер, пламя, пожар).
– Недавно в нашем городе произошел крупный пожар на втором этаже Торгового Центра. К счастью, погибших нет, Всего спасено 30 человек, 8 из них отравились угарным газом, 5 пострадавших доставлено в медсанчасть с различной степенью ожогов. Нанесен огромный материальный ущерб, который пока не подсчитан. Причины пожара еще выясняются. Давайте проведем свое расследование и попытаемся выяснить: как от искры возгораются пожары, и как их предупредить.
III. Формулирование целей деятельности.
– Чтоб не ссориться с огнем – нужно больше знать о нем!
Обсудите в группах, чтобы вы хотели узнать и вспомнить об огне и его родственных понятиях:
- Как людям удалось получить огонь?
- Какие условия необходимы для горения?
- В чем польза и вред огня?
- Основные причины пожаров?
- Как предупредить пожары?
- Повторить действия при пожаре.
- Узнать результаты исследований в группах, получивших предварительные задания до урока по данной теме.
(Возможны и другие варианты, названные детьми).
– Около вопросов, на которые будут даны ответы в ходе урока, «зажигаем» символические нарисованные огоньки.
IV. Открытие новых знаний.
– Чтобы ответить на первый вопрос совершим мысленное путешествие в далекое прошлое на сотни тысяч лет тому назад, когда на Земле не было цивилизации. Рассмотрите рисунок древних людей (Слайд 2). Мы знаем, что первобытные люди пользовались огнем, потому что при раскопках найдены угли и остатки костей в пещерах. Давайте представим, как наш пещерный предок греется у костра, приготавливает пищу, закаливает на огне острые части инструментов и оружия. Бесспорно, чтобы выжить, огонь ему был необходим!
Задание № 1. Выдвинуть гипотезы: откуда первобытный человек мог взять уже готовый огонь в природе? (Проверка ответов по слайдам).
– Как первобытному человеку удалось получить огонь? Остается только догадываться. Вероятно, древние люди сначала научились пользоваться огнем, прежде чем добывать его. Во время грозы молния ударяла в сухое дерево, и оно загоралось. Люди брали огонь от этого дерева и хранили его годами. Им было легче заботиться о горящем огне, чем получать новый (Слайд 3).
Задание № 2. Подумать, как древнему человеку удалось самому получить огонь, с помощью различных подручных средств. «Вождь» каждого племени вытягивает из мешочка один предмет: камень, деревянная палочка, увеличительное стеклышко. (Проверка предположений по Слайду 4).
Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.
Когда пещерные жители бродили среди камней в темноте, они заметили искры, вылетающие от удара одного камня о другой. Это был «секрет ударяющихся камней», который хранили в тайне.
В Древней Греции и Древнем Риме был совсем иной способ. Тогда использовали специальные линзы, которые назывались «сжигающее стекло», чтобы собрать в одну точку лучи солнца. Когда жар лучей собирался в одну точку, он зажигал сухую древесину.
Народы, живущие в наше время на примитивных стадиях общественного развития, добывают огонь тем же способом, что и наши предки. В некоторых районах Китая и Индии для этого ударяют обломком керамики по бамбуковой палке, которая имеет очень твердую поверхность. Эскимосы ударяют куском кварца по железу. А индейцы Северной Америки пользуются двумя палочками. На Аляске индейцы некоторых племен натирают серой два камня и ударяют один о другой. Когда сера загорается, они бросают горящий камень в сухую траву или на другой сухой материал (Слайд 5).
Физическая минутка «Добываем огонь»: быстро крутим в ладошах воображаемую деревянную палочку, затем стучим камнем о камень и смотрим через увеличительное стеклышко (Слайд 6)
– Зажигаем условный «огонек»!
– Огонь было не просто как добывать, так и сохранять. Какие условия необходимы для горения? (Прежде всего, необходимо тепло, то есть сильный нагрев вещества или тела, а чтобы искра не погасла необходимо топливо: сухая трава, дерево, бумага, бензин, керосин, природный газ и т. д.).
Демонстрация опытов учителем совместно с учащимися-помощниками.
– Чтобы узнать какое третье условие необходимо для горения, проведем практическое исследование (Слайды 7, 8). Зажжем маленькую чайную свечу в жестяном поддоне – горит, накроем ее стаканом – начинает потухать, поднимаем стакан – снова горит в полную силу.
– Почему когда огонь оказывается в стакане, он постепенно тухнет?
Вывод: для горения необходимы три условия: тепло, топливо и кислород (Слайд 9).
– Зажигаем условный «огонек»!
– Молодцы, помогли древнему человеку добыть огонь. А сейчас перенесемся в наше время. Придя к людям, огонь завоевал наше доверие, он удачно замаскировался в спичках, зажигалках, электроприборах, фейерверках и во многих других вещах, используемых нами. Но огонь может быть и другом, и врагом человека.
Задание № 3. У каждой группы учащихся по иллюстрации с изображением огня или электроприбора: горящая свеча, фейерверк, утюг. Обсудить и доказать, в каких случаях изображенный «огонь» на одной и той же картинке может быть нашим другом, а когда врагом.
– Зажигаем условный «огонек»!
– Что делать, если небольшое возгорание произошло? (Необходимо попробовать его потушить).
– Какие средства тушения огня вы знаете?
– Проверим ваши предположения практическим исследованием (Слайд 10).
- Польем на горящую чайную свечу водой – огонь потух.
- Насыплем на горящую свечу песок (землю) – огонь потух.
- Накроем горящую свечу плотной тканью (брезентом) – огонь потух.
– Но такие способы не подходят для тушения возгорания горючих жидкостей и электроприборов. На помощь придут огнетушители: порошковый, углеродный, газовый (Слайд 11).
Вывод: огонь можно потушить водой, песком, брезентовой тканью (одеялом), огнетушителем.
– Зажигаем условный «огонек»!
– Что произойдет, если возгорание не удастся потушить? (Пожар)
Показ учебного видеофильма «Пожар!» (Приложение 5)
Задание № 4. Обменяться впечатлениями от фильма, попытаться сформулировать определение понятия «пожар». Сравнение ответов по толковым словарям и Слайду 12. (Пожар – это стихийное распространение огня, вырвавшегося из-под контроля человека).
– Каждые 2-3 минуты в нашей стране вспыхивают пожары, в результате погибает около 20 тысяч человек.
Отчет первой исследовательской группы (Слайды 13, 14) по результатам сбора статистических данных о пожарах в нашем городе и районе за прошедшие два года, проведенного за несколько дней до урока (Приложение 1).
Вывод: большинство пожаров возникает по вине людей, неосторожного обращения с огнем.
– Зажигаем условный «огонек»!
– Люди в пожаре погибают не столько от огня, сколько от угарного газа.
– Для доказательства последнего утверждения проведем следующее исследование: зажжем чайную свечу, возьмем намоченную плотную белую ткань, поднимем ее над свечой, а в огонь положим крохотный кусочек пластмассы – свеча начинает коптить. Потушив свечу водой, рассмотрим ткань: со стороны свечи на тряпочке образовался черный круг копоти, а с другой – ткань более чистая (Слайд 15).
Вывод: во время пожара, чтобы не задохнуться от угарного газа, необходимо органы дыхания закрыть мокрым платком или ватно-марлевой повязкой.
– Внимание! Повторять исследования с огнем в домашних условиях без присутствия взрослых и средств огнетушения запрещено!
Задание № 5 на пройденный ранее материал.
– Какие действия необходимо выполнить, если начался пожар? (Вызвать пожарную службу, покинуть помещение, если нет возможности этого сделать, закрыть все щели, держаться ближе к полу, так как угарный дым поднимается вверх, закрыть органы дыхания влажным платком, передвигаться к всевозможным выходам в противоположную сторону от огня) (Слайды 16, 17, 18).
– Зажигаем условный «огонек»!
– При пожаре не сидим, набираем… (01).
Задание № 6. Ролевая игра: «Вызови пожарную охрану по телефону» (Слайд 19).
Отчет второй исследовательской группы (Слайды 20, 21) о работе пожарной службы города Коврова (Приложение 2).
Отчет третьей исследовательской группы (Слайд 22) о нахождении в энциклопедической литературе сведений о самой мощной в мире пожарной машине «ошкош» (Приложение 3).
– Зажигаем символические «огоньки»!
Работа с учебником. Чтение памятки «Чтобы не было пожара» на странице 30.
V. Закрепление изученного материала.
Придумывание и зарисовка условных знаков к противопожарным правилам в группах, краткая защита своих творческих работ (возможны стихотворные варианты) (Слайд 23).
VI. Итог урока.
Чтение вопросов, поставленных в начале урока. Проверка – напротив каждого ли зажегся условный «огонек». Если освещены не все вопросы, то к следующему уроку попытаться самим найти на них ответы в справочной литературе.
Подведение итогов работы в группах.
VII. Домашнее задание: выучить противопожарные правила, дополнить другими, которых нет в учебнике.
В результате описанной деятельности по окончании урока учащимися были представлены и защищены групповые творческие работы – противопожарные знаки и правила (Приложение 4).
При завершении работы над темой исследования ребятами совместно с учителем были добавлены слайды к презентации урока (№ 6–8, 10, 13–15, 19–23). Получился слайдовый фильм-инструктаж по теме «Возникновение пожаров и их предупреждение», главные герои которого – сами дети.