Урок-игра "Прожектор Химикус" (8-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: Интегрированные задания


 Тип урока: Систематизация полученных знаний, умений и навыков на уроках химии.

Цели урока:
Образовательная: Формирование интеллектуального развития через привлечение интегрированных и творческих заданий составленных на основе межпредметной и внутрипредметной интеграции.

Коррекционно-развивающая: Способствовать коррекции и развитию логических форм мышления: сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, сопоставление.

Воспитательная: Способствовать воспитанию гармоничной личности в единстве с нравственными и эстетическими нормами поведения.

 Оформление доски: Плакат «Прожектор Химикус».

 Оборудование: 1. Проектор, компьютер, презентация Рower Point.
2. Подарочные пакеты (свеча, спички, бумага, карандаш, яблоко, конверт).
3. Лампочка. Ручки. Листы формата А4.
4. Глобус – модель Земли.
5. Ватман и жетоны (баллы).

Ход урока

I. Организационный этап урока.
В начале урока, класс делится на две команды. Учащиеся тянут жетончики с разно- заряженными частицами (со знаком «минус» и со знаком «плюс»). Слайд №1.
Учитель обращает внимание учащихся, что по правилам игры, каждый жетон равен баллу.

II. Ориентировочно-мотивационный этап урока.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок-игра «Прожектор Химикус».
Первый помощник учителя:

Играя, учимся творить,
Законы познаем Вселенной,
Нам вещества соединить,
Цепь превращений проследить,
Уроки химии помогут непременно!

Второй помощник учителя:
 То, что Н2О – вода, ответит, каждый без труда,
Это знает лишь знаток, что горная река несет,
В ней есть тяжелая вода – «дейтерий два о», которую нам пить нельзя.

Учитель:

 В нашей жизни повседневной, много интересного,
И отсюда вытекает самое полезное,
Не зря пословица гласит: «Труд человека преобразит»!

Первый помощник учителя:

Есть и другая пословица:
«Учение и труд свое возьмут».

Второй помощник учителя:
 А еще говорят: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Учитель:

«Прожектор Химикус» игра,
Игра интеллектуальная,
За каждый балл идет борьба,
Борьба визуальная.

Учитель: Представляю помощников нашей игры, фанатов ваших клубов и наших любимых девятиклассников.

Помощники учителя хором: Победа ждет вас и успех, у нас восьмиклассники лучше всех!
Учитель: В добрый Путь!

Первое задание: Представление команд. Слайд №2.
Команды: «Металлик-клуб» «Неон-клуб»

Девиз: «Рождение через превращения» «Сверкая, побеждаем»
Выступление команд оценивается в 2 балла (четкость, дружность).

Учитель предлагает командам выполнить первое задание. Задание на коррекцию и развитие речи.

Задание: Продолжить начатую фразу: «Вместе весело шагать…» - 1 балл.
Возможные варианты: «Вместе весело шагать и просторы покорять»
«Вместе весело шагать и друзей не обижать»
«Вместе весело шагать и пятерки получать».
Команды оцениваются на сплоченность и активность.

Задание: Химическая разминка. Задание на формирование сравнения и обобщения.

Учитель: Прочитайте и определите из написанных химических элементов металлы и неметаллы.
Подумайте и напишите любой недостающий элемент во второй строчке.
(Возможные варианты: калий, барий, натрий и т.д.)

АЗОТ – ВОДОРОД – УГЛЕРОД
ЖЕЛЕЗО – АЛЮМИНИЙ - ? ( 1 балл)
Слайд №3 Ответы к заданию.

Первый помощник учителя:

Разминка наша усложняется,
Здесь задания не повторяются.

Второй помощник учителя:
Вспомните и напишите, вместо знаков вопроса химические элементы, у которых относительный атомный вес которых равен 1 и 31.

1 - 12 - 31
? - С - ? ( 2 балла)
 Слайд №4 Ответы к заданию.

Учитель:

Мир строк и рифм,
Откроется нам в миг!

Первый помощник учителя.

Возможно, ты забыл наш милый ученик,
Играют две команды.

Второй помощник учителя:

Раз, два, три – команда - («Металлик-клуб»);
Раз, два, три – команда – («Неон-клуб»).
 Учитель: Творец, мудрец, искатель истины, поэт и просто человек –
Александр Сергеевич Пушкин!

Третье задание. Строчки из поэмы в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Задание на формирование вербальной моторики. Слайд №5.

Первый помощник учителя.

ЯНТАРЬ НА ТРУБАХ ЦАРЕГРАДА,
ФАРФОР И БРОНЗА НА СТОЛЕ,
И, ЧУВСТВ ИЗНЕЖЕННЫХ ОТРАДА,
ДУХИ В ГРАНЕНОМ ХРУСТАЛЕ.
ГРЕБЕНКИ, ПИЛОЧКИ СТАЛЬНЫЕ,
ПРЯМЫЕ НОЖНИЦЫ, КРИВЫЕ
И ЩЕТКИ ТРИДЦАТИ РОДОВ
И ДЛЯ НОГТЕЙ И ДЛЯ ЗУБОВ.

Учитель: Сейчас командам предлагается уникальная возможность – химический поединок.
Вопрос: Из строчек А.С.Пушкина выберите вещества и предметы, распределив их на два столбика.

Ответы: Янтарь, фарфор, бронза, духи, хрусталь, сталь.
Трубы, стол, гребенки, пилочки, ножницы. Слайд №6.

Итоги. Если все правильно- 3 балла, одна или две ошибки – 2 балла, и несколько – 1 балл.

Учитель: Стихи, что облака над нашей голубой планетой!

Первый помощник учителя в руках держит глобус Земли.

 Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой!

Второй помощник учителя показывает на слайд с Луной. Слайд №7.

 Наш шар земной с подружкою небесною Луной!
Вдруг захотели поучаствовать в игре «Прожектор Химикус»!
Четверное задание. Задание на развитие зрительного анализатора.
Учитель:
Луна – естественный спутник Земли. 20 июля 1969 года на поверхность Луны впервые вступил человек - американский астронавт Нил Армстронг. Именно этот космонавт произнес легендарную фразу, которая облетела весь земной шар: « Маленький шаг для человека, но огромный скачок для человечества».

Первый помощник учителя. (Эмоционально-практическая подсказка командам).
Я вижу на поверхности Луны много углублений. Лично мне, они чем-то напоминают болезненное состояние, такие «язвочки-болячки».

Второй помощник учителя.
По массе спутник уступает нашей планете в 81 раз. «Язвочки-болячки» - кратеры, которые можно увидеть в телескоп. Одни кратеры с резкими краями «свежие», а другие размытые – «старые». Космические частицы бомбардируют лунную поверхность, заставляя, стареть кратер. Подлетая к Земле космические «гости»- метеоры сгорают в атмосфере, раскаляясь трением об воздух.

Первый помощник учителя:

По Луне ходили космонавты,
Лунный грунт таит немало тайн,
На Земле все выглядит так просто,
Но, про дорогу к звездам ты не забывай!

Помощники учителя раздают подарочные пакеты.
Подарочные пакеты (свеча, спички, бумага, карандаш, яблоко, конверт).

Учитель: Команды могут рассмотреть содержимое в подарочных пакетах..
Вопрос: Что не возьмут космонавты на Луну? Почему, как вы считаете?
Учащимся предлагается объяснить смысл задания.

Подсказка. Слайд №8.
Правильный ответ: Свеча и спички – гореть не будут, на поверхности Луны нет атмосферы. Процесс горения не возможен, как на поверхности Луны, так и внутри корабля. (2 балла).
Учитель: Спички, свечи, зажигалки – являются частью научного прогресса!
Первый помощник учителя: Ручки, тетради, столы и парты – являются частью школьной жизни!
Второй помощник учителя: Алюминий, железо, ртуть, свинец – являются частью «металлического ряда»!

Пятое задание: «Отец» металлического ряда. Задание на развитие мелкой моторики пальцев рук и коррекцию зрительной памяти. Слайд №9.
Учитель:
Николай Николаевич Бекетов – русский химик, академик, Петербургской академии наук. Основоположник физической химии. В 1863 году составил электрохимический ряд металлов.

Вопрос: Ваша задача составить металлы в нужной последовательности согласно их активности. (Учащимся дается возможность разложить карточки с металлами, построить ряд активности металлов или ряд Бекетова).

Проверка задания. Ряд напряжения металлов: литий, калий, кальций, натрий, магний, алюминий, цинк, железо, свинец, водород, медь, ртуть, серебро, золото. (5 баллов). Слайд №10.

Помощники учителя проводят физкультурную минутку.
Шестое задание: Химическая минутка. Задание на развитие пространственной координации. (1 балл). Оценивается инициатива и сплоченность команд.

Если газ, то руки верх подняли,
Если осадок, тот час присели,
Если вода, то плывем по течению, забывая про направление (учащиеся двигают руками в разные стороны).

Учитель: Газ, осадок и вода,
«Командный дух» привлечь пора!

Первый помощник учителя.

У нас играют две команды,
Напомним, кто это забыл!

Второй помощник учителя. Команды проговаривают свой девиз.
 Раз, два, три – девиз команды «Металлик-клуб»- «Рождение через превращения»!
Раз, два, три – девиз команды «Неон-клуб»- «Сверкая, побеждаем»!

Учитель: Металлы выстроились в ряд,
Про сказку нам шепнуть хотят!

Седьмое задание. Задание на развитие слухового восприятия. Слайд №11.
Первый помощник учителя.

В сказках ложь, да есть намек,
Применить химические знания на практике.
Поэтому, слушаем внимательно, это очень увлекательно.
Сказка про Василису Премудрую!

Второй помощник учителя:
В сказках добро всегда побеждает, и делает людей смелыми, честными и отважными!
 
Учитель: Сказка сказывается и дело делается!
Полетели орел с купцом за море, к царству старшей сестры.
И говорит орел купцу:
«Вот здесь живет моя старшая сестра; как будем в гостях, и станет она дары подносить, ты ничего не бери, а проси себе медный ларчик».
Сказал так-то орел, ударился о сырую землю и оборотился добрым молодцем. Идут они широким двором. Увидала сестра и обрадовалась: «Ах, братец родимый! Ведь более трех лет тебя не видала; думала — со­всем пропал! Ну, чем же тебя угощать, чем потчевать?»
«Не меня проси, не меня угощай, родимая сестрица! Я свой человек; проси-угощай вот этого доброго молод­ца: он меня три года поил-кормил, с голоду не уморил».
Посадила она их за столы дубовые, за скатерти бра­ные, угостила-употчевала; повела потом в кладовые, показывает богатства несметные и говорит купцу, доб­рому молодцу: «Вот злато, и серебро, и каменья само цветные; бери, что душа желает!»
Отвечает купец, добрый молодец: «Не надобно мне ни злата, ни серебра, ни каменья самоцветного; подари медный ларчик».— «Как бы не гак! Не на ту ты ногу сапог одеваешь!»
Осердился брат на такие речи сестрины, оборо­тился орлом, птицей быстрою, подхватил купца и поле­тел прочь.

Первый помощник учителя:
Полетел орел и купец в царство средней сестры.
Прилетел орел, ударился о сырую землю и оборотился добрым молодцем. Посадила она их за столы дубовые, за скатерти бра­ные, угостила-употчевала и повела в кладовые: «Вот злато, и серебро, и каменья самоцветные; бери, купец, что душа пожелает!» — «Не надобно мне ни злата, ни серебра, ни каменья самоцветного; подари один серебря­ный ларчик».— «Нет, добрый молодец, нет не тот кусок хва­таешь! Не ровен час — подавишься!»
Осердился браг орел, оборотился птицею, подхватил купца и полетел прочь.

Второй помощник учителя:
Полетел орел в царство младшей сестры.
Прилетел орел к царству и оборотился добрым молодцом. «Ах, братец родненький! — говорит сестра.— Отколь взялся? Где пропадал? Что так долго в гостях не бывал?
«Не меня проси, не меня угощай, я свой человек; проси-угощай вот этого купца, доброго молодца: он меня три года поил и кормил, с голоду не уморил».
Посадила она их за столы дубовые, за скатерти бра­ные, угостила-употчевала; повела купца в кладовые, дарит его златом, и серебром, и камнями самоцветными.
«Ничего мне не надобно; только подари золотой лар­чик».— «Бери себе на счастье! Ведь ты моего брата три года поил и кормил, с голоду не уморил; а ради брата ничего мне не жалко!»

Учитель: Сказка сказывается, а у нас дело делается.
Перечислите металлы, из которых были сделаны ларчики трех сестер. И напишите химические знаки элементов.

Слайд №12. Царство старшей сестры – медный ларчик, царство средней сестры – серебряный ларчик, царство младшей сестры – золотой ларчик.

Учитель: В сказках, даже самые плохие поступки людей, можно исправить!

Первый помощник учителя: Иногда так хочется попасть в сказку, и стать по-настоящему сильным, управлять природной стихией!

Второй помощник учителя: В нашей жизни сказкой стихию не остановить!
 Извержение вулканов, землетрясения, ливни, град – обрушиваются на планету каждый день, унося человеческие жизни.

Восьмое задание. Развитие зрительного восприятия и памяти. Слайд №13.
Учитель:
Вулканическая деятельность в разное время приносила немалые потери среди населения Земли. Самое крупное извержение вулкана произошло в Индонезии в 1815 году. В процессе вулканической деятельности в атмосферу выбрасывается большое количество самых разных веществ.

Вопрос: Вспомните и напишите формулы уже известных трех газообразных веществ, которые могли попасть в атмосферу при извержении вулкана.

Подсказки: 1. Бесцветный газ, с неприятным запахом «тухлых яиц».
2. Бесцветный газ, который образуется в результате неполного сгорания веществ.
3. Бесцветный газ, образуется во время дыхания живых организмов.

Ответы: В процессе вулканической деятельности в атмосферу выбрасывается много самых разных веществ, в том числе сероводород, углекислый газ, угарный газ. (3балла). Слайд №14.

Девятое задание. Найдите ошибку и исправьте логическую цепочку.
Задание на сравнение и умозаключение. Слайд №15.

Учитель:

Многие явления объяснить пытаемся,
Но вот свет от лампочки всегда появляется.
А это значит, свети, свети ясно, чтобы не погасло!
 Лампочка, никель, провод, электрический ток, свет.
Ответ: никель – вольфрам (1балл).

Учитель: Вот и подходит игра «Прожектор Химикус» к своему завершению.

III. Рефлексивно-оценочный этап урока.
Учитель: Слайд №16

 Мир – бездна бездн. И каждый атом в нем
Проникнут Богом – жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем
Единою, всемирною душою… Иван Бунин

Первый помощник учителя.

Вы старались, занимались,
Трудно баллы вам достались!

Учащиеся подсчитывают количество баллов. Выявляется победитель игры.
Второй помощник учителя.
Вот закончилась игра «Прожектор Химикус»,
Вам понравилось?
Если «да» - правую руку поднимите, и ответ свой подтвердите.
Если «нет» - левую руку поднимите, не спешите, ведь оценка того стоит! Командам раздаются цветные эмблемы игры (красные, желтые, серые, зеленые заряженные частицы).

 Цветной коллаж «Прожектор Химикус»
Учитель просит участников команд выбрать понравившуюся эмблему, написать на ней свое имя и наклеить на общий ватман.