Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Разделы: Русский язык


Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”. Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,   И.И. Кулибаба.

Урок сопровождает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1).

Цели урока:

  • продолжить знакомить учащихся с правилами написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;
  • развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;
  • развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи;
  • развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к слову.

Ход урока

Первый этап. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Объявление целей и темы урока. Слайд 1

Второй этап. Самопроверка домашнего упражнения и дополнительные задания к нему. Слайд 2, 3

Ученики самостоятельно проверяют домашнее упражнение, делая акцент на выделенных орфограммах, которые учитель просит объяснить по цепочке.

Дополнительные задания, представленные на Слайде 3, выполняются самостоятельно. Первые три человека, справившиеся раньше других, получают отметку.

Третий этап. Повторение пройденного: фронтальный опрос, Слайд 4 презентации с правилом.

Фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Один из учеников, помощник учителя, задает вопросы классу, вносит коррективы в ответы одноклассников, в заключение делает вывод. Как правило, это один из сильных учеников, хотя в зависимости от поставленных учителем педагогических целей и задач помощником может стать и не очень уверенный в своих силах ребенок. Основное условие – проработанная тема урока. Оценивается полнота ответов и активность учеников.

Вопросы форума:

  • Когда в прилагательных пишется нн?
  • Когда в прилагательных пишется н?
  • Назовите исключения из этих правил.
  • Что такое первообразные прилагательные? Назовите их
  • Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных?

Четвёртый этап. Применение теоретических званий на практике.

1) Комментированное письмо. Обучающиеся по цепочке предлагают свой вариант написания, доказывая правильность выбора.

Слайд 5

2) Далее 3 человека из класса получают карточки повышенной сложности по этой теме, остальные составляют сл/соч. из предложенных слов. Первые три человека, справившиеся раньше других, получают отметку. Остальные проверяют на слайде. Слайды 6, 7

Карточка 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Невежественный, безвременный, безукоризненный, длинный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный, естественный.

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор. Подчеркните слова с суффиксом -онн-.

Сезо…ый, телефо_ый, радиацио…ый, бездо…ый, композицио…ый, революцио…ый, бульо…ый, зако…ый, бессо…ый, неугомо…ый, комиссио..ый, накло…ый, шабло…ый, инерцио…ый, ваго…ый, бето…ый, реакцио…ый, операцио…ый, око…ый, со…ый.

Карточка 3. Составьте и запишите текст-диктант на тему “Ремонт”, используя слова – исключения и предложения разной структуры.

Физкультминутка Слайд 8

3)Работа в группах. Класс заранее делится на три одинаковые по силам группы, выбирается командир группы, который определяет, кто будет отвечать у доски за всю группу. Главное условие подобной работы – самостоятельное выполнение каждым данного задания. Только в этом случае ответ у доски будет засчитан всей группе. Работа в группе оценивается дифференцированно.

  • 1, 2 группы составляют предложения согласно заданию Слайда 9
  • 3 группа составляет связный рассказ на тему “Необыкновенное путешествие”, используя слова с данной орфограммой (5-10 предложений). Отвечающему от группы задаются дополнительные вопросы по теме урока.

Пятый этап. Контроль усвоения пройденного материала.

1) Тестовые задания Слайд 10, 11

 2) Цифровой диктант в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн

1.пряный 6.юный 11.травяной
2.бесценный 7.заветренное 12.масляные (краски)
3.ветреный 8.свиной 13.старинный
4.кожаный 9.павлиний 14.ледяной
5.серебряный 10.лошадиный 15.подлинный

Проверяю работы трех-пяти сильных учеников, после этого они выступают в роли экспертов.

  • 15 правильных ответов – “5”
  • 14-13 правильных ответов – “4”
  • 12-10 правильных ответов –“3”

Далее проводим работу над ошибками.

Слайд 12

Дети, получившие отметку “удовлетворительно”, исправляют свои ошибки, проговаривая экспертам правильное объяснение.

Шестой этап. Подведение итогов экспертной группой. Слайд 13, 14

Седьмой этап. Домашнее задание. Слайд 13