Интегрированный урок по чтению и русскому языку на тему "С.Я. Маршак. Угомон. Заглавная буква в словах" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока:
1) формировать навык выразительного беглого чтения, учить работать с текстом
2) отрабатывать каллиграфически правильное письмо
3) закрепить понятие «Большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, географических названиях
4) развивать устную речь, внимание, логическое мышление

Ход урока

I. Орг.момент

II. Сообщение темы и цели урока

Мы с вами отправимся в путешествие, а куда скажете сами, прочитав слова на экране. (1 слайд*)
Добро пожаловать в «Страну больших букв»! Сегодня мы вспомним и назовём случаи, когда слова пишутся с большой или с заглавной буквы.

III. Работа по теме

Посмотрите на экран (2 слайд) Кто прочитает слова? (Самуил Яковлевич Маршак). Чтение хором. Как написаны эти слова? Почему? (ответы детей) Кто такой С.Я.Маршак? (Писатель и поэт). Он написал много произведений для детей: «Сказка о глупом мышонке», «Весёлое путешествие от А до Я», «Кот и лодыри», «Почта» и др.

IV. Работа по учебнику

А сегодня познакомимся с ещё одним произведением С. Маршака.
Это стихотворение «Угомон».
1) Чтение стихотворения учителем
2) Чтение детей по 2 строчки

О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне. Что делают дети?-успокаивают друг друга. Это помогает? -нет. Почему? (ответы детей). Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет. Давайте найдём и про- читаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (чтение строк) Я думаю вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать- будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.
3) Чтение имён девочек, мальчиков. Почему написаны с большой буквы?
4) Игра «Угадайте имена» (3 слайд)

 Физминутка

V. Работа в тетради

Продолжаем путешествие по «Стране больших букв». Смотрим на экран. (4 слайд). Нужно прочитать предложение. Докажите, что это предложение. (ответы детей) Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
Клички животных тоже пишутся с заглавной буквы. (Обращается внимание на правописание слов «собачка» и «живут». Предложение дети записывают в тетрадь. (Сели правильно, тетради положили тоже правильно.)

VI. Упражнение в нахождении слов с заглавной буквы в предложениях.

Упражнение 27 (Русский язык)
1) Чтение предложений про себя.
2) Чтение предложений, где есть слова с заглавной буквы и запись их в тетради. Подчеркнуть карандашом эти слова.(1 ученик работает у доски) Нахождение главных членов предложения с детьми, которые уже выполнили задание.
3) Игра «Назови имя девочки, имя мальчика по первым буквам слов» (5 слайд)
4) Названия городов, рек (6 слайд)
Сколько предложений?- 3 предложения. Чтение 1-го предложения, нахождение слов с заглавной буквы. Почему слово «Бавлы» пишется с большой буквы?(ответы детей).
Названия городов, рек, стран, деревень пишутся с большой буквы.

VII. Самостоятельная работа

 Работа по карточкам (Вставить в имена пропущенные буквы, подчеркнуть имена и фамилии людей).

VIII. Итог урока

Чему научились? Что нового узнали на уроке? Что понравилось?

* Презентацию можно получить у автора статьи.