Цель: закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова.
Задачи:
- закрепить умение применять правила написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
- закрепить умение «видеть» орфограмму;
- развивать навык чтения;
- развивать внимание, память;
- развивать грамотную речь;
- развивать навыки каллиграфического письма;
- воспитывать любовь к русскому языку и литературному чтению.
1. Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.
2. – Что изображено на слайде? (Часы) (Слайд 3)
– Что в них необычного? (Циферблат с названиями 12 месяцев).
– Какая сказка сегодня поможет нам работать на уроке? («Двенадцать месяцев»). (Слайд 4)
– Кто автор? (С.Я. Маршак) (Слайд 5)
– С чем необычным вы встретились в начале сказки? (Звери разговаривают…)
– Значит, какая это сказка? (Волшебная)
– Сколько времени показывают часы? (Январь почти наступил) (Слайд 6)
– Какое сегодня число? (24 декабря)
3. – Сколько дней осталось до января? (7 дней)
– Прежде, чем записать число, проговорим по слогам орфографически.
– Какая орфограмма в слове декабря? (Проверяемый гласный в корне слова. Проверочное слово декабрь).
4. – Кто догадался, как называется тема нашего урока? (Безударные проверяемые гласные в корне слова). (Слайд 7) Запишите тему урока.
5. Чистописание. (Слайд 8)
– Прочитайте предложение. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания: она чаще других встречается в словах этого предложения и обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква?
Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками. (Это буква е)
– Что вы знаете об этой букве? (Может обозначать два звука, в безударном положении нужно проверять)
6. Актуализация знаний.
– Какие орфограммы встретились в этом предложении? (ЖИ пиши с и, парные согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением и непроверяемые). Почему ставится запятая? (Однородные члены предложения – сказуемые).
– Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу.
– Сделайте фонетический разбор слова деревья.
7. Упражнения в написании слов с безударными проверяемыми гласными в корне слова.
– Возьмите карточку № 1. Прочитайте отрывок из сказки.
– Кому принадлежат эти слова? Кому они адресованы? (Маленькая королева своему учителю)
– Проверим ваши догадки. (Слайд 9)
– Скажите, какое правило будете использовать, чтобы не ошибиться при написании всех слов в предложении?
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите устно проверочные слова.
«Травка з.л.неет, солнышко бл.стит, а в наших кор.левских л.сах распускаются в.сенние цв.ты. Посему всемилостивейше пов.леваем доставить к Новому году во дв.рец полную корзину подснежников.
– Найдите имена прилагательные. Сделайте разбор по составу слов (королевских, весенние, новому, полную)
Фронтальная проверка. Разбор у доски _____________________.
8. Гимнастика для глаз. (Слайд 10)
Упражнение №2
– Найдите отрывок № 1. Прочитайте. Найдите слова с орфограммой №1.
«Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски..."…"Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании».
Переверните текст, возьмите карточку №2. Выберите правильный ответ.
– Проверим. (Слайд 11) Взаимопроверка.
Упражнение №3
– Найдите отрывок № 2. Прочитайте.
Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается небольшая круглая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем еще юноши. Молодые сидят у самого огня, старики – поодаль. На двух стариках белые длинные шубы, мохнатые белые шапки, на третьем – белая шуба с черными полосами и на шапке черная опушка. Один из пожилых – в золотисто красной, другой – в ржаво-коричневой, третий – в бурой одежде. Остальные шестеро – в зеленых, разного оттенка кафтанах, расшитых цветными узорами. У одного из юношей поверх зеленого кафтана шубка внакидку, у другого – шубка на одном плече. Падчерица останавливается между двух елок и, не решаясь выйти на поляну, прислушивается к тому, о чем говорят двенадцать братьев, сидящих у костра. (Слайд 12)
– Какой это текст? (Текст – описание). Узнали ли вы, кто сидел у костра? (В белой шубе январь, в белой шубе с черными полосами – декабрь). Озаглавьте отрывок.
– Прочитайте словосочетания. (Слайд 13)
- трое молодых
- становится светлее
- падчерица останавливается
- красноватые отблески
– Кто нашел ошибку? (Третья запись не является словосочетанием. Это простое, нераспространенное предложение.) Ошибка стирается с доски.
– Запомните словосочетания. Убирается вторая часть. (Слайд 14)
– Ориентируясь на первые слова, напишите вторую часть каждого словосочетания.
9. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
А деревья выше, выше.
– Назовите слова из физминутки, в которых есть орфограмма №1? (Лицо, закачалось, деревцо, деревья)
10. Закрепление.
– Прочитайте отрывок. Озаглавьте. (Слайд 15)
В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается молоденькой травкой. На кочках под деревьями появляются голубые и белые цветы. Кругом каплет, течет, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от удивления.
– Что же ты стоишь? Торопись. Нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
– Да как же все это случилось? Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.
– Верь – не верь, а беги скорей подснежники собирать. Не то вернется зима, а у тебя еще корзинка пустая.
– О каких приметах весны говорится в отрывке?
– Найдите предложение, которое соответствует схеме. (Слайд 16)
Проверим. (Слайд 17)
(Земля покрывается молоденькой травкой).
– Есть ли здесь слова с безударной проверяемой гласной в корне?
11. Мини-контроль. Работа по карточкам. Взаимопроверка.
Проверочное слово |
Проверяемое слово |
криво |
кривые |
мех |
меховая |
диво |
удивление |
мёл |
метёт |
зелень |
зелёное |
– Взаимопроверка. (Слайд 18)
12. Подведение итогов урока.
– Над какой темой работали?
– Как проверит безударный гласный в корне?
13. Рефлексия. (Слайд 19)
Закончите предложение.
– Сегодня на уроке мне было …
– Сегодня я ...
Карточки с заданиями и отрывки текста для работы представлены в Приложении 1.