Сочинение по личным наблюдениям "Весна идет" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться мыслительной деятельности, понимания признаков, присущих весне; учить логическому, последовательному, грамотному оформлению своих мыслей; формировать навык грамотного, орфографического и пунктуационно правильного письма; добиваться самостоятельного разноаспектного анализа.
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность. Развивать познавательные психические процессы.
  • Воздействуя на чувства и ощущения учащихся, воспитывать понимание красоты русской природы.

 Материалы к уроку:

  • Репродукции картин.
  • Сюжетные картины по развитию речи «Весна».
  • Презентация «Весна».
  • Музыкальные произведения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

Спешит весна!  Идёт весна!
Она прекрасна и чиста!
Махнёт рукой и чудом обернётся
Река ломает лёд, вот-вот  проснётся
Проснётся лес, кустарники, трава
Всё возрождает вновь – красавица-Весна!

Просмотр презентации «Весна», Вивальди.

2. Сообщение темы. Целевая установка.

Учитель: Сегодня мы работаем над сочинением. Какова тема нашего сочинения?

Как композиторы в звуках, художники в красках передают неповторимую красоту этого удивительного времени года, так и мы с вами с помощью слова, передадим своё    отношение к весне.

3. Актуализация опорных знаний.

Что изменилось в природе с приходом весны?

Какая же она весна? (Звонкая, веселая, ликующая, лучезарная, нарядная, прекрасная, цветущая, яркая, дружная, чарующая)

– Если бы вам предложили нарисовать весну, какие краски использовали? Почему?

Все вокруг вдруг ожило, засияло яркими красками. Это художница-весна потрудилась.

Своим любимым зеленым цветом она раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой покрыла лес, а березке подарила зеленые сережки. Голубым  цветом раскрасила небо, а белым – пушистые облака. И превратились они в белых лебедей, плывущих по голубому озеру.

4. Словарная работа.

Учитель: Составим словарь весенних слов.

– О чём необходимо рассказать в первую очередь? Без чего невозможно представить описание весны?  (Нужно рассказать о небе, солнце, облаках).

– Призовем на помощь сложные прилагательные. Какие оттенки весеннего неба можно передать?

Небо нежно-голубое, а по нему, будто белые барашки, бегут кудрявые облака.

Небо бескрайнее, высокое, необъятное, ясное. Облако белогривое, белоснежное, ватное, легкокрылое, причудливое.

– Какие прилагательные нам понадобятся, чтобы рассказать о весеннем солнце?

Ярко-желтое солнышко, словно пастух, наблюдает за облаками. Оно посылает свои теплые, ласковые лучи на землю.

– Как выглядит первая весенняя травка? Назовите слова-эпитеты.

Бархатная, зеленая, изумрудная, мягкая, нежная, светлая, шелковистая, ярко-зеленая.

5. Работа над планом сочинения.

Учитель: Какой  рассказ о весне у вас получится – грустный или веселый?

–- Каким должно быть первое предложение? (радостным, взволнованным)

После долгой зимы все с нетерпением ждут наступления весны. Всем хочется тепла и солнца. Отшумели  февральские вьюги,  отзвенели капели.  Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна.

План.

  1. Долгожданная весна.
  2. Пробуждение природы.
  3. Удивительное время года.

– Составление предложений по каждому пункту плана. Объяснение значения слов, правописание слов.

Знакомство с содержательной частью подготовленного материала.

Работа с иллюстрациями.

Выберите ту  из них, которая смогла проиллюстрировать ваш рассказ о весне.

Хорошо весной в лесу! Появляются первые цветы. Деревья окутаны нежно-зеленой дымкой. На них появились клейкие, пахучие зеленые листочки.

– Что происходит в жизни птиц  и животных?

Учитель: Можно воспользоваться восклицательным или  вопросительным предложением. Например: «Слышите, как поют птицы?»

Подберите предложения к микротеме «Птицы».

Во дворе под окном все время поёт синичка: «Зинь – зинь – зи – весна пришла!». Она радуется приходу весны и поэтому распевает свою веселую песенку.

Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину.

Птицы то радостно щебечут, то заливаются громкой песней. Настоящий весенний концерт.

Лексическая работа.

Использование выражений-связок: словно, как будто, лично мне, я считаю, что.

Работа над заключительной частью.

Учитель: Последнее предложение должно быть ярким и ёмким. А главное – в нем должно прозвучать общее настроение нашего сочинения. Какое настроение дарит нам весна.

Как чудесно весной, когда всё пробуждается после зимнего сна! Весна – это обновление в природе, именно за это я и люблю её!

Слово учителя: Каждый видит весну  по-своему. Поэтому ваши сочинения будут разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в весенних  пейзажах. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, как художник подбирает подходящую краску, не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного смыслового построения предложений, грамотности.  Тема одна, но вариантов может быть множество, поэтому каждый описывает свою весну.

6. Составление текста сочинений.

«Весна идёт»

Вот и закончилась зима! Дни стали заметно длиннее. Всё сильнее греет солнышко. На ветках, пробуждающихся от зимнего сна, деревьев и кустарников набухают почки. Кое-где уже проклюнулись молоденькие ярко-изумрудные травинки. А вот целая поляна нежных подснежников – первых вестников весны.

Здесь и там взлетают с деревьев грачи. Они наполняют лес громким криком. От этого крика проснулся ёжик и бойко затопал по тропинке. Всё в лесу пробуждается к жизни! Всё радуется приходу долгожданной весны!

7. Редактирование текста.

а) правильное построение предложений;

б) логичность порядка предложений в тексте;

в) повторы слов и однокоренные слова в предложении;

г) соответствие заглавия и содержания сочинения;

д) исправление и устранение недочётов.

8. Запись текстов сочинений. Самопроверка.

9. Слушание окончательных вариантов.

10. Итог урока.