Методическая деятельность Центра – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования..
Основной целью методической работы являлось создание условий для повышения уровня профессионального мастерства педагога дополнительного образования и педагогического коллектива.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития дополнительного образования.
- Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов.
- Оказание методической помощи педагогам в разработке, апробации и реализации образовательных программ, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса
- Формирование теоретической и практической готовности педагогов к инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий (проектной, исследовательской, технологии интерактивного обучения)
- Осуществление методической и консультативной поддержки педагогов, заинтересованных в освоении и внедрении проектной, исследовательской технологий, технологии интерактивного обучения.
- Оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.
- Выявление, обобщение и распространение опыта педагогической работы.
Будущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая становится обязательным компонентом его личной педагогической системы. Поэтому уже два года педагогический коллектив работает над единой методической темой «Повышение профессионально-педагогической компетентности, мобильности педагога дополнительного образования детей в условиях инновационной деятельности учреждения».
В 2009-2010 учебном году начался второй этап работы над методической темой – технологический, этап реализации. Основная цель данного этапа: овладение педагогами компетентностно - ориентированными технологиями и методами (проектной, исследовательской, технологии интерактивного обучения).
Реализуя задачу обеспечения педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития дополнительного образования, методическая служба стала консультативным центром по вопросам дополнительного образования. Планирование консультативной помощи осуществляется, исходя из запросов и уровня подготовленности кадрового состава педагогов.
В 2009-2010 учебном году большое внимание уделялось проблемам:
– инновационной деятельности учреждения;
– проектной и исследовательской деятельности;
– программно-методическому обеспечению
учебно-воспитательного процесса;
– мониторингу качества и результативности
образовательного процесса.
Всего за прошедший год было дано 86
консультаций (из них 50 – внутренние и 36 –
внешние)
Кроме того, проводилась работа:
– по пополнению фонда учебно-методической
литературы, аудио и видеозаписей; банка
методических и дидактических разработок,
методических материалов на бумажных и
электронных носителях;
– по накоплению материала по обобщению опыта
работы педагогов Центра детского творчества;
– по оформлению методического уголка, где
представлены методические рекомендации,
информация для педагогов;
– по организации деятельности педагогов,
направленную на публикацию материалов в СМИ.
В 2009-2010 учебном году педагогами Центра были отправлены материалы из опыта своей работы в:
- Районную газету «Лиманский вестник»
- Журналы федерального значения: «Дополнительное образование и воспитание», «Теория и практика дополнительного воспитания», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», «Ребёнок в детском саду», «Педсовет», «Коллекция идей», «Делаем сами»
- Сборник тезисов Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
- Интернет-сайты
Всего отправлено 26 материалов, опубликовано 17(65%).
В Центре детского творчества регулярно выпускается газета т/о «Мыслю», на страницах которой воспитанники объединения под руководством педагога освещают наиболее значимые события, происходящие с ними в Центре детского творчества, в районе, в стране.
Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов осуществлялось методической службой через участие педагогов в семинарах, конкурсах, смотрах педагогического творчества, конференциях на различных уровнях, открытых занятиях, взаимопосещении занятий, аттестации.
В 2009-2010 учебном году были проведены:
Методический день –
традиционная форма обучения педкадров,
которая проводится в сентябре.
Основная цель методического дня – обеспечение
качества дополнительного образования на
современном этапе.
Вниманию педагогов были представлены
выступления:
– «Профессиональное развитие педагога
дополнительного образования – основа его
успешной деятельности» (методист Инчикова Т.А.);
– «Воспитательная деятельность как средство
формирования ключевых компетенций в условиях
дополнительного образования детей»
(педагог-организатор Быкова Т.А.);
– «Развитие профессиональной компетентности
педагога и профилактика его эмоционального
выгорания» (педагог-психолог Ласточкина А.В.);
Педагогический марафон
Его участниками стали педагоги (14 человек) –
члены методических объединений
художественно-эстетического направления,
прикладного творчества, школы раннего развития
«Росток»; воспитанники творческих объединений и
ШРР.
Основными целями педагогического марафона
стали:
1. Повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов МОУ ДОД «ЦДТ п.
Лиман».
2. Диссиминация опыта работы педагогов МОУ ДОД
«ЦДТ п. Лиман» по формированию ключевых
компетентностей у воспитанников творческих
объединений.
Педагогический марафон начался с семинара «Реализация компетентностного подхода в УДО».
Цель семинара – повышение уровня
профессионального мастерства педагога
дополнительного образования.
В ходе семинара педагоги расширили
информационное пространство по ключевым
компетенциям воспитанников и педагогов,
поделились первым опытом реализации
компетентностного подхода в т/о
Вторым этапом педагогического марафона стало
практическое представление результатов
реализации компетентностного подхода в
творческих объединениях Центра.
В рамках второго этапа было показано:
– шоу-программа «Страна Детства»,
участниками которой стали воспитанники т/о:
«Сударушка», «Театр миниатюр», «Шанс»,
«Вдохновение», «Руслана»№, «МыслЮ» и педагоги
м/о художественно – эстетического направления.
Основная цель шоу-программы показать знания,
умения и навыки, полученные на занятиях в т/о.
удачно выбранная форма мероприятия – шоу –
помогла в полной мере реализовать поставленную
цель.
– урок-путешествие «Если добрый ты»
(воспитанники и педагоги школы раннего
развития «Росток»). Цель урока: развивать
коммуникативные способности детей, воспитывать
личность ребёнка с развитым чувством
сопереживания.
Урок-проект Дворик дружбы»,
подготовленный педагогами – членам м/о
прикладного творчества и воспитанникам т/о
«Умелые руки», «Фантазия», «Золушка».
Цель урока: формирование общетрудовых и
специальных знаний, умений и навыков
воспитанников в процессе работы над проектом.
На заключительном этапе педагогического
марафона был проведён круглый стол, где были
подведены итоги педагогического марафона
«Мастерство, творчество». Педагоги ответили на
вопросы анкеты, где им было предложено
определить результативность проведения
педагогического марафона.
Конкурс информационных материалов «Визитная карточка»
Конкурс проводился с целью повышения уровня информационной культуры педагогов Центра
Основными задачами конкурса были:
- Стимулирование у педагогов мотивации к овладению информационными технологиями.
- Знакомство педагогов с разнообразием форм передачи информации о творческих объединениях.
- Демонстрация педагогами своих творческих способностей.
- Обмен опытом работы о деятельности творческих объединений Центра.
- Создание банка информационных материалов о творческих объединениях Центра.
В конкурсе приняли участие 8 педагогов.
На конкурс было представлено 9 работ по следующим номинациям:
1.Фотоальбом.
2. Слайдовая презентация.
3. Буклет
4. Фотоколлаж
Заседание районного круглого стола «Поделись идеею своей», где все его участники (в том числе педагоги и воспитанники, являющиеся членами НО «Познание») делились опытом проектной и исследовательской деятельности.
Районный конкурс методической продукции «Знаем, умеем, научим»
Районный конкурс методической продукции проходил с января по апрель 2010 года в два этапа (1 этап – январь, февраль – внутри учреждения; 11 этап –март, апрель – районный).
В конкурсе приняло участие 15 педагогов из трёх
учреждений дополнительного образования: Центра
детского творчества (7 педагогов), Станции юных
техников (4 педагога), детской юношеской
спортивной школы (4 педагога) и старшая
пионервожатая МОУ «Басинская сош».
Районный конкурс проводился с целью развития
методической работы, повышения уровня
профессионального мастерства, квалификации и
творческой активности педагогов
дополнительного образования.
На конкурс было представлено 15 работ по следующим номинациям:
1. Методическая разработка
2. Методическое пособие.
3. Методические рекомендации.
1V районная открытая научно-практическая конференция «Познание. Творчество. Развитие»
Основные цели и задачи конференции:
- Включение воспитанников творческих объединений и педагогов дополнительного образования, учащихся и учителей общеобразовательных школ района в проектную, исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
- Выявление и поддержка интеллектуально и творчески одарённых детей; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством проектной, исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
- Совершенствование качества образовательно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и общеобразовательных школах района.
- Обмен опытом проектной, исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности между участниками Конференции.
- Формирование творческих связей с научными обществами учащихся средних общеобразовательных школ района.
- Формирование навыков публичного выступления.
На конференцию были приглашены воспитанники творческих объединений, педагоги, методисты и завучи УДО детей, члены научных обществ учащихся и педагоги средних общеобразовательных школ района, занимающиеся исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью.
В работе конференции приняли участие:
- Воспитанники т/о МОУ ДОД «ЦДТ п. Лиман»
- Воспитанники МОУ ДОД «ЛДЮСШ»;
- Члены НОУ сош района
Конференция проходила в два этапа:
– 22 апреля – для воспитанников т/о и педагогов
УДО детей района;
– 23 апреля – для учащихся и учителей
общеобразовательных школ района..
На конференцию было представлено 22 работы по следующим номинациям:
- «Творческий проект»;
- «Проектно-исследовательская деятельность»;
- «Социальная»;
- «Экология»;
- «Краеведение».
На конференции работало 3 секции: одна секция для УДО детей района и две секции для сош района.
На секции для УДО детей района было заявлено 6 работ от Центра детского творчества и 2 работы от ДЮСШ.
В работе секций приняли участие экспертные группы, в состав которых вошли представители отделов образования и культуры, научные сотрудники Лиманского краеведческого музея. Основная задача экспертов: дать оценку исследовательским работам и проектам.
На конференции оценивались работы и выступления участников.
После завершения конференции экспертные группы подвели итоги работы секций, отметив рабочую атмосферу, интересные выступления участников.
Данные формы способствовали обогащению опыта работы педагогов Центра, повышению их педагогического мастерства
Тактической стороной методической деятельности руководил методический совет учреждения, основная цель которого – оптимизация и координация методической работы. В течение года было проведено 4 заседания методического совета, на которых создавалась единая программа методической деятельности на учебный год, утверждались темы и обсуждались проекты образовательных программ, обсуждались вопросы подготовки к семинарам, конкурсам, конференции и т.д.
Важную роль в активизации методической работы, повышении педагогического мастерства педагогов играли профессиональные методические объединения педагогов. Все педагоги объединены в 4 м/о, руководят которыми педагоги высшей и первой квалификационной категории, имеющие большой стаж и опыт педагогической работы. Методические объединения вместе с методической службой решали вопросы, нацеленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и роста профессионализма педагогов, создание здоровьесберегающей среды в творческих объединениях, взаимодействия с семьёй, организацию проектной и исследовательской деятельности, выработку единых критериев, норм в оценке результатов образовательной деятельности обучающихся.
Необходимым условием профессиональной деятельности педагогов Центра является самообразование, так как образование, полученное с опорой на свой профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации. Каждый педагог определил актуальную для себя тему по самообразованию, разработал индивидуальный маршрут изучения темы и в течение года работал над ней, периодически отчитываясь на заседаниях своего методического объединения.
Анализ тематики самообразования педагогов показывает, что над вопросами творческого развития работает 17% педагогов, над профессиональным вопросами 17%, над изучением новых информационных технологий 17% педагогов, над вопросами воспитания 39%, над вопросами здоровьесбережения – 11% педагогов.
Одной из форм, стимулирующих повышение профессионального мастерства педагогов, продуктивности педагогического труда, развития творческой инициативы, является аттестация. В 2009-2010 уч. году прошли аттестацию 7 педагогов (1 – на II квалификационную категорию, 4 – на 1 квалификационную категорию, 2 – на высшую квалификационную категории);
Решение задач программного обеспечения осуществляется в соответствии с современными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ по дополнительному образованию детей. Так как программа является нормативно-правовым документом, то все программы, разработанные педагогами, рассматривались на методическом совете и утверждались педагогическим советом Центра. Программы отвечают конкретным образовательным потребностям социума – заказчика образовательных услуг.
В 2009-2010 уч. году педагогический коллектив Центра (основной состав и совместители) работал по 24 образовательным программам 5 направленностей: художественно-эстетическая (13 программ), социально-педагогическая (4 программы), физкультурно-оздоровительная (3 программы), краеведческая (2 программы), эколого-биологическая (2 программы).
Кроме того, методическая деятельность была направлена на подготовку необходимой документации:
- положений: о конкурсах, конференциях;
- программ проведения мероприятий;
- тематических
- методических материалов.
Реализация инновационной функции
методической службы осуществлялась
через включение педагогов в инновационную
деятельность учреждения.
Основными направлениями инновационной
деятельности учреждения стали: информатизация
Центра с использованием компьютерных
технологий, ориентированных на профессиональный
рост педагогов и развитие личности учащихся (умение
пользоваться современными техническими
средствами – компьютером,
аудио-видеоустройствами, факсом, Интернетом,
электронной почтой): 80% педагогов
прошли курсы обучения работы на компьютере, 80%
педагогов имеют домашний компьютер, 80%
– умеют пользоваться персональным компьютером
на уровне пользователя, 67% педагогов
умеют осуществлять поиск информации в Интернете,
30% – умеют пользоваться электронной
почтой
– организация обучения педагогов с помощью компетентностно-ориентированных технологий и методов (проектная, исследовательская технологии, интерактивные методы обучения)
Методическая служба Центра ведёт инновационную деятельность через:
- знакомство педагогов с достижениями педагогической науки и практики, оказание помощи педагогам в овладении педагогическими и компьютерными технологиями, разработке образовательных программ;
- использование коллективных (работа в творческих группах, семинар, методические объединения, мозговой штурм, дидактические, деловые игры «Домино», «Синквейн»,, круглый стол, конференция и т.д.) и индивидуальных (индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование, темы которого определяются согласно целям образовательной программы, либо продиктованы проблемами и трудностями, возникающими у педагогов в работе, задачами учреждения) форм работы с педагогами;
- систему мер по повышению социальной и профессиональной активности педагогов (содействие в выдвижении на профессиональные конкурсы, гранты, участие в методических мероприятиях различного уровня, обобщение опыта работы, публикации в СМИ)
Чётко спланированная система работы методической службы способствовала профессиональному росту педагогов
Повышение уровня профессионального мастерства
педагогов положительно влияет на качество
образовательного процесса в творческих
объединениях Центра
Социально-культурная ситуация, сложившаяся
сегодня в стране, развитие и обновление системы
образования объективно обуславливают
повышение эффективности работы УДО, в том
числе и Центра детского творчества п. Лиман.
Вопрос качества образования, его
результативности приобретает особое значение.
Наиболее действенным механизмом, современным
средством отслеживания результатов
педагогического процесса в Центре является педагогический
мониторинг.
Педагогический мониторинг в Центре детского творчества проводится в течение всего учебного года в соответствии с планом работы, циклограммой мониторинга. Возглавляет работу по организации и проведении мониторинга методическая служба.
Основными целями педагогического мониторинга в Центре детского творчества являются:
– совершенствование деятельности
педагогического коллектива;
– повышение качества педагогических кадров;
– улучшение качества обучения и воспитания.
Одним из главных объектов педагогического мониторинга в Центре детского творчества п. Лиман является педагог дополнительного образования, так как от его профессионализма, квалификации, личностных качеств зависит в конечном итоге и качество образовательного процесса.
Анализ деятельности педагогических кадров в Центре проводится по следующим показателям:
– качественный и количественный состав
педагогов;
– мотивация педагогов к педагогической
деятельности;
– изучение трудностей в работе педагога;
– готовность к инновационной деятельности;
– уровень инновационного потенциала;
– уровень ИКТ-компетентности педагогов;
– публикации педагогов в СМИ;
– участие педагогов в конкурсах, фестивалях,
смотрах и т.д.
Ещё одним из главных объектов мониторинговой деятельности, который характеризует профессионализм педагогов, является программно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении. так как развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если образовательные программы творческих объединений соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения, стимулируют на самообразование и саморазвитие.
Проведение мониторинговых исследований в данном направлении позволяет методической службе Центра проводить анализ эффективности деятельности педагогов и оказывать им своевременную помощь.