Роль окислительно-восстановительных реакций при подготовке к ЕГЭ

Разделы: Химия


Занимаясь подготовкой учащихся к ЕГЭ с момента его принятия, как основного инструмента оценки качества знаний учащихся, преподавая химию в профильных классах, проанализировав варианты ЕГЭ различных лет, я выделяю для себя несколько основополагающих тем, которые пронизывают курс химии и структуру экзаменационного билета от начала и до конца. Одной из таких тем является тема: окислительно-восстановительные процессы в химии.  

1. Оценим содержание варианта ЕГЭ на наличие в нём компонентов ОВР.

В блоке А:

А4       Высшую степень окисления проявляет элемент N в соединении:

            а) NaNO3             б)  NaNO2             в) NH4Cl          г) NO
                    или
           Степень окисления хлора в Са (СlО2)2 равна

            а) 0                        б) –3                      в) +3                 г) +5
                    или

           Одинаковую степень окисления Р имеет в соединениях:

            а) Са3Р2  и Н3РО4                        в) Р4О6 и  Р4О10
            б) КН2РО4 и КРО3                       г) Н3РО4 и Н3РО3

А7        Наиболее сильными восстановительными свойствами обладают соединения:

             а) меди I               б) меди (II)          в) хрома VI       г) железа (III)

А8         Верно ли суждение, что оксид углерода (II) является:

             а) сильным восстановителем                      б) кислотным оксидом

А9        Верно ли?

             а) кислород в реакции с S проявляет свойства восстановителя
             б) при взаимодействии с О2 сера отдаёт 4 электрона?

А8 и А9 выбрать ответ из:

  1. Верно только а)
  2. Верно только б)
  3. Вверно а) и б)
  4. Не верно а) и б)

А24      Окислительно-восстановительной является реакция:

             а) SО3 + Н2О ––> Н24
             б) 2NаНСО3 ––> Nа2СО3 +  СО2 + Н2О
             в) 2Nа23 +  Н2О2 ––> 2Nа24 +  Н2О
             г) СаСО3 + SiO2 ––>  CаSiO3 + СО2
                           или
             Оксид серы (IV) является восстановителем в реакции:

             а) SО2 + NО2 ––> SО3 +  NО
             б) SО2 + 2КОН ––> К23 + Н2О
             в) SО2 + Н2S ––> S + Н2О
             г) SО2 + Li2О ––> Li23

Все задания части А с выбором одного ответа.

В блоке В:

В2         Установите соответствие между уравнением ОВР и изменением степени окисления N:

               а) 4NН3 + 5О2 ––>  4NО + 6Н2О                                            1. от + 5 до + 4    
               б) 8НNО3 (p) + 3Cu ––> 3Cu (NО3)2 + 2NО + 4Н2О           2. от + 5 до + 2
               в) N2 + 3Н2 ––> 2NН3                                                              3. от – 3 до 0
               г) 2NН3 + 3CuО ––> 3Cu + N2 +  3Н2О                                  4. от – 3 до + 2
                                                                                                                   5. от 0 до – 3

В блоке С:

С1          Используя метод электра баланса, составьте уравнение реакции:

               Р + НNО3 + … ––> Н3РО4 + …
               Определите окислитель и восстановитель.

С2          Даны вещества NО2, КОН (раствор), Р4 (белый), Н2
               Составить возможных четыре уравнения. Рассмотрим выполнение этого задания.

Два уравнения вполне известны: NО2 + КОН  и   КОН (раствор) + Р4 (белый). А вот два других возможно составить, лишь используя знания по ОВР и оценив окислительно-восстановительные способности веществ: 

               NО2 + Н2 = N2 + Н2О
               NО2 +  Р = N2 + Р2О5

Водород и фосфор выступили в роли восстановителей.

С3         Задания этого блока проверяют знания по органической химии, необходимо решить 5 уравнений реакций. Чтобы заработать балл в одной из реакции в цепочке превращения по органической химии нужно составить уравнение реакции, расставить коэффициенты, и в некоторых уравнениях это невозможно выполнить без электронного баланса. Например

С4           Задачи по неорганической химии очень часто содержат в условии ОВР:
               Диоксид марганца обработали соляной кислотой. В  результате выделился хлор.    
               И даже, если ребёнок не знает продукты реакции, то электронный баланс ему поможет, т.к. можно оценить, что хлор свою степень окисления повышает, а значит марганец                 должен её понижать. (а в кислой среде до +2). Необходимо научить ребёнка составлять продукты реакций, используя знания по ОВР.

Вывод: 10 заданий из варианта части А и В, и почти 75% из блока С содержат материал разной степени сложности, но касающийся окислительно-восстановительных реакций. Это основание для того, чтобы ОВР уделить особое и пристальное внимание уже с 8-го класса, где изучается тема: валентные возможности атомов, число валентных электронов, в 9 классе – максимальная и минимальная степень окисления для атомов неметаллов и т.д.
Особо хочется сказать об органической химии: многие опускают эту тему в органической химии, но обрекая тем самым учащихся на невыполнение некоторых заданий и нарушая целостную картину восприятия данной темы.

2. Валентность и степень окисления

Но начальный этап в данной теме  – это расчёт степени окисления по структурной формуле, а также необходимость показать отличие степени окисления от валентности
Например, Н2О и Н2О2

   +1            –2           +1                                  +1        – 1        – 1        +1                           0      0
Н   ––> О <–– Н                         Н  ––> О – О < –– Н                    N = N

Пользуясь значениями электроотрицательности, обозначаем стрелками смещение электронной плотности и можно говорить о том, что внутри молекулы связь может быть и ковалентная полярная и ковалентная  неполярная. Степень окисления может быть равной нулю, а валентность нет…
Можно предложить и структурные формулы незнакомых веществ:
метилата калия, этилата кальция.
Включаем элементы опережающего обучения. Выполнить электронный баланс для реакции горения пропана, и показываем, что атомы углерода в пропане могут иметь разные степени окисления.
Напомним правило: степень окисления атома равна числу связей с более электроотрицательным атомом минус число связей с менее электроотрицательными атомами.

Задание 1.

Постройте структурные формулы всех изомеров состава С2Н6О , С5Н8, определите степень окисления атома С.

(Примечание: иногда в органических веществах степень окисления атомов в сложном веществе может быть равным 0.)

Задание 2.

Постройте структурные формулы хлоруксусной кислоты и определите степень окисления атома С.

3. Как же заинтересовать учащихся столь трудной темой и увлечь бесконечным многообразием и уникальностью ОВР?

Ответ прост: только показывая практическое значение.
Например:
Пероксид натрия Nа2О2 применяют для регенерации воздуха на подводных лодках и в космических кораблях. В присутствии паров воды происходит химическая реакция:

2Nа2О2 + 2CО2 = 2Nа2СО3 + О2

Определите:

а) восстановитель

    –2               +4             –1               +1            0
О           С           О          Nа         О

б) окислитель:

1. О в CО2                    3. Nа в Nа2О2
2. С в CО2                    4. О2 в Nа2О2

– Известно, что опыт «вулкан» заключается в разложении дихромата аммония при нагревании:

(NН4)2 Сr2О7 ––>  Сr2О3 + N2 + 4Н2О

Определить:

а) окислитель
б) степень окисления азота (повышается, понижается, не изменяется)
в) с + 6 до + 3 понижается степень окисления атомов N, О, Н, Сr?

– Изменение цвета происходит в результате реакции, лежащей в основе приготовления красок:

К2Сr2О7 + Н24 + Nа23 ––> К24 + Сr2(SО4)3 +  Nа24 + Н2О
Оранжевый                                                           Зелёный
КМnО4 + КОН + Nа23 ––> К2МnО4 +  Nа24 + Н2О.
фиолетовый                                               изумрудный

– Цвет раствора, минерала и т.д. обусловлен наличием в веществе какого-либо иона. Составим уравнения диссоциации:

                         2+                                    2–
СuSO4 ––> Cu   – голубой + SO4
                        2+                                  2–
NiSO4 ––>  Ni – зеленый + SO4
                      3+                                           
FeCl3 ––> Fe  – коричневый + 3Cl
                      3+                                 
CrCl3 ––> Cr – зелёный + 3Cl

Можно собрать и продемонстрировать учащимся коллекцию минералов, рассказать об их использовании.

Таким образом, видно, что тема ОВР не только важна для учащегося, который выбрал химию для сдачи ЕГЭ, но и интересна своей практической направленностью, помогает развивать логическое мышление, выстраивать причинно-следственные связи между свойствами вещества и изменением степени окисления элементов в нём. Работая в данном направлении можно давать ребятам дифференцированные задания как на уроках так и домой: и из части А и из части С.