Цели:
- Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся.
- Популяризация государственных символов Российской Федерации, Самарской области и городского округа Тольятти.
- Расширение исторических знаний и представлений обучающихся.
- Развитие творческих способностей школьников.
Задачи:
- дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»);
- рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней;
- организовать дискуссию и конкурс рисунков.
Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.
Оборудование занятия: мультимедийный проектор, изображения российских флага и герба (желательно крупные); музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна, листы бумаги для конкурса «Герб школы», фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Символы государства (Приложение 1, слайд 1)
Чтение стихотворения подготовленными учениками:
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб
По которой мы идем. За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
Учитель читает Стихотворение «Я –
Россиянин!» (Приложение 1,
слайд 2)
Беседа с классом, в ходе которой учитель
выясняет, какие существуют символы государства.
– Дети, как называется государство, в котором
мы все живем? (Россия).
– Дети, а что для нас – Россия? Как мы называем
страну, где мы родились? (Родина, Отечество)
Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX
веке.
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
– О каких символах России говорится в стихотворении? (О флаге и гербе).
Если дети затрудняются с ответом, то учитель им помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников? Какая музыка при этом исполняется? Если ученики все равно не могут ответить, учитель говорит: у всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн.
II. Российский герб (Приложение 1, слайд 3)
Далее учитель объясняет, что такое герб и для чего он служит.
– Дети, кто знает значение слова «герб»?
Учитель объясняет: у всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины – России. При этом учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение современного герба России.
– Посмотрите на герб и скажите, очертание
какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).
Опишите герб: в поле красного щита расположен
золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и
держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он
украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава
– это золотой шар с крестом наверху. Корона,
скипетр и держава когда-то служили знаками
царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они
напоминают нам о прошлом нашей страны и
символизируют независимость России от других
государств. На груди орла красный щит с
изображением святого Георгия, колющего змия. Наш
современный герб очень древний. Ему уже более
пятисот лет.
– Где мы можем увидеть изображения герба? (Например,
он изображен на пограничных столбах,
символизируя начало территории нашего
государства. Его мы видим на монетах. Печатью с
изображением герба скрепляются все важные
документы).
а) Святой Георгий Победоносец
– Как называют всадника, изображенного на
гербе? Что вы о нем знаете?
– Изображение всадника, пронзающего копьем змея,
мы называем святым Георгием Победоносцем, и это
изображение напоминает об одном из самых
известных его подвигов. Издавна на Руси почитали
святого Георгия Победоносца. В качестве
иллюстрации можете использовать репродукцию
иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем
часто называл и детей – оно известно в двух
вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в Палестине жила
прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся
страшный змий, которому горожане должны были
отдать царевну на съедение. Однако воин по имени
Георгий, который был христианином, победил
чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище
копьем, а конь растоптал змея. Царь – отец
девушки и его подданные воочию убедились в силе
христианской веры и крестились. Позже Георгий
был признан святым, а его почитание
распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и
землепашцев. Теперь изображение всадника на
белом коне, поражающего копьем змея, является
гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы –
столицы России.
Таким образом, на российском гербе изображен
христианский воин. Он олицетворяет добро и
добродетель. Он убивает копьем черного змия –
символ зла.
б) Двуглавый орел
– Расскажите о другой составной части
современного герба России – двуглавом орле. На
гербе мы также видим изображение орла. Чем оно
необычно? (У орла две головы).
– Две головы орла символизируют единство страны:
он как бы смотрит одновременно на Запад и на
Восток.
– Крылья орла подняты – почему? (Орел
показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что
Россия – могучая страна).
С 20.12.2000 года утвержденным символом
государственной власти является герб
России основанный на историческом гербе
Российской Империи. (Приложение
1, слайд 4)
III. Государственный флаг
– Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).
В древности вместо слов "флаг" и
"знамя" употреблялось слово "стяг".
Выражение "поставить стяг" означало
построение дружины к битве. Стяг "стягивал"
витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину
войска. На его защиту ставили
стяговников-богатырей. Официальное принятие
государственного флага России относится ко
временам Петра Первого. Однако, история флага
уходит корнями глубоко в прошлое. В России
исторически существует три цветовые гаммы,
красно-сине-белая, красная с золотом и
черно-золотая с белым. Ярослав Мудрый в крещении
был назван Георгием. При нем на стяге появилось
изображение Святого Георгия, побеждающего змия.
Стяг был красный, конь под Георгием – белый, а
змий – синий. Так появилось первое сочетание
этих цветов – красного, белого и синего.
В Великой Куликовской битве русское войско князя
Дмитрия Донского сражалось под ликом Спаса
Нерукотворного, цвета которого черный и золотой.
(Приложение 1, слайд 5).
В 1669 году при царе Алексее Михайловиче на воду
был спущен первый русский военный корабль –
«Орёл», на котором был поднят трехцветный
сине-бело-красный флаг, где синие полосы были.
Этот же флаг использовали казацкие части во
время Азовских походов. (Приложение
1, слайд 6-1)
Вскоре царь Петр Первый утверждает в качестве
военного морского флага трехцветное полотнище, а
в 1705 году дарует право и гражданским судам
поднимать такой флаг. (Приложение
1, слайд 6-2)
Указом Александра Второго в 1858 году официальным
гербовым флагом государства становится
черно-золотой. (Приложение 1,
слайд 6-3)
В 1883 году император Александр III повелел
официальным флагом считать вновь
красно-сине-белый триколор, а черно-золотой с
белым стал символом первого лица государства. (Приложение 1, слайд 6-4)
После буржуазно-демократической революции
Февраля 1917 года временное правительство
использовало в качестве государственного флага
сине-бело-красный триколор. Такой же флаг
использовал Верховный правитель России адмирал
Колчак. (Приложение 1,
слайд 7-1)
После семисотлетнего перерыва красно-золотая
гамма снова возвращается в качестве официальной
символики России. В 1924 году, когда образовался
Союз ССР, официальным флагом государства
становится красный флаг с золотым серпом и
молотом и красной звездой в золотом обрамлении. (Приложение 1, слайд 7-2).
Только 25 декабря 2000 года правительство утвердило
флаг который сегодня мы знаем (Приложение
1, слайд 7-3).
– Сейчас мы поиграем в игру «Добавь словечко».
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко... (красным)
На выполнение задания учащимся предлагается 5 минут. Далее учитель предлагает рассмотреть изображение флага России. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос. (Приложение 1, слайд 8)
– Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый,
синий, красный).
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Белый цвет означает мир, чистоту, синий – небо,
верность и правду, красный – храбрость. Все три
цвета издавна использовались в народных
костюмах. Из белого, синего, красного полотна
шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и
синего цвета.
– Когда поднимают флаг? Под флагом солдаты
идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг
поднимают во время спортивных соревнований в
случае победы наших спортсменов. Его
вывешивают на улицах и зданиях во время
торжественных праздников. Мы должны гордиться
нашим флагом – ему уже более пятисот лет!
Руководит нашей большой страной президент –
Дмитрий Медведев (Приложение 1,
слайд 9).
IV. Государственный гимн (Приложение 1, слайд 10)
– О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).
–А вы знаете, что такое гимн?
Гимн – это торжественная песня или просто
мелодия. Она исполняется в особых, торжественных
случаях – каких? Мы уже говорили, что гимн
исполняется в случае победы наших спортсменов на
международных соревнованиях. Зачем же это
делают? Тем самым выражается уважение к стране,
из которой происходит спортсмен. Но гимн мы
слышим и в других случаях: в дни торжественных
праздников, собраний, когда производятся парады.
Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины
должны снять головные уборы. (Приложение
1, слайд 11).
– Прослушайте музыкальную запись и прочтите
текст гимна. (Можно предложить учащимся спеть
хором)
– Наш гимн величествен, в его словах
прославляется наша родина – Россия (обращает
внимание учеников на конкретные слова гимна,
подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно
моложе флага и герба. Однако и он имеет свою
историю. Музыке гимна уже более 50 лет.
V. Как называется область в которой мы живем? (Самарская). (Приложение 1, слайд 12)
У Самарской области тоже есть свой герб (Приложение 1, слайд 13).
Как известно, на гербе губернской столицы
изображена белая дикая коза, стоящая на траве в
голубом поле. Впервые она встречается в
"Знаменном гербовнике", составленном в 1729-1730
годах, где были нарисованы гербы для знамен
полков, носящих названия городов их дислокации. В
овале золотого картуша, увенчанного серебряной
короной, безрогая белая коза стояла на траве в
голубом поле. Непрофессиональный рисунок
артиллерийского сержанта Александра Чиркова
дополняла надпись: "Белая дикая коза". 26
ноября 1998 года Самарская городская Дума своим
решением № 187 утвердила ныне действующий герб
города Самары с описанием: "Герб города Самары
представляет собой простой (неразделенный) щит
французской формы, в центре которого изображена
в лазуревом поле стоящая на зеленой траве дикая
белая коза. Щит герба увенчан золотой
императорской короной". Это описание
фактически соответствует гербу губернского
города Самары. Цвета герба по правилам
геральдики имеют определенный смысл:
- золото символизирует богатство, силу, верность, постоянство;
- серебро (может изображаться белым цветом) – нравственную чистоту;
- лазурь – величие, красоту, ясность;
- червлень – отвагу, героизм, великодушие. (Приложение 1, слайд 14)
История Самарского знамени связана с
развернувшейся на Балканах героической борьбой
славянских народов против османского ига. Летом
1875 года антитурецкое восстание вспыхнуло в
Боснии и Герцеговине, в апреле следующего года
восстала Болгария, а еще через два месяца Сербия
и Черногория начали войну с Турцией. Эти события
вызвали живой отклик в православной России.
Тысячи русских добровольцев отправились на
Балканы, чтобы с оружием в руках помочь славянам
завоевать независимость.
На красно-бело-синюю гамму Самарского знамени
наложен Герб Самарской области, вследствие чего
флаг приобретает неповторимый характер.
На Руси белый цвет издревле олицетворял
благородство и откровенность, синий – верность,
честность, безупречность, целомудренность,
красный напоминал о мужестве, смелости,
великодушии, любви. Российская традиция
допускала и такую интерпретацию: красный
ассоциировался с русским народом, синий
отождествлялся с украинцами, а белый
соответственно обозначал белорусов.
Использование этих цветов в славянских
государствах имеет давнюю историю, освященную
сознанием общности славян и
национально-культурным наследием каждого
народа.
– А как называется город в которм мы живем? (Тольятти).
У нашего города тоже есть свой герб. (Приложение
1, слайд 15)
герб (1778 г.) (Приложение
1, слайд 16). Утвержден 22 декабря 1780 г. В
нижней части щита, в золотом поле – треугольная
крепость, в середине которой водружен черный
крест, означающий имя города (город Святого
Креста).
Герб был составлен Действительным Статским
советником герольдмейстером Волковым и
утвержден 22 декабря 1780 года императрицей
Екатериной II. Описание герба: "В верхней
части щита герб Симбирский. В нижней, в золотом
поле, – трехугольная крепость, в середине
которой водружен черный крест, означающий имя
сего города: ибо Ставрополь есть греческое слово,
в переводе означающее город святого креста".
(Приложение 1, слайд 17-1)
В 1950 году началось строительство Волжской ГЭС.
Стройка превратила маленький городок в
Индустриальный центр. Прокладывались
автомобильные и железнодорожные магистрали,
соединившие Ставрополь с Куйбышевом и Сызранью.
Население города увеличилось в несколько раз.
После строительства плотины Ставрополь попадал
в зону затопления. В 10 километрах от него на
возвышенном месте отводится территория более 30
тысяч гектаров земли для переноса старого и
строительства нового города.
После переноса Ставрополя на новое место с
последующим его переименованием потребовался
новый (Приложение 1,
слайд 17-2)
Описание герба: "Новый герб г. Тольятти
представляет собой золотисто-желтую композицию
из трех равноценных эмблем на синем
геральдическом щите;
– центральная эмблема – развернутый квадрат,
члененный крестообразными осями на 4 части,
отображающий современную
планировачно-градостроительную структуру
города; в нижней части изображение креста –
символа Ставрополя на Волге;
– обрамление центральной эмблемы – три
крепостных болверка (стилизованное изображение
герба г.Ставрополя-на-Волге) и симметричные ладьи
(символ волжской вольницы XVII векак);
– завершение композиции – по оси вертикальной
симметрии знак, изображающий горный массив
Жигулей".
Новый герб (полная версия) (Приложение
1, слайд 17-3). Описание герба: "Герб г.
Тольятти в полной версии состоит из
исторического герба, пожалованного Ставрополю в
1780 году и реформированного в 1857 году, и нового
герба, разработанного в 1982 и 1996 годах,
соединенных в четверочастном щите. При этом
новый герб занимает первую и четвертую четверть
щита, а исторический герб – вторую и третью". (Приложение 1, слайд 18).
Учитель читает стихотворение о России.
VI. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»
Мнения учащихся были выяснены заранее с помощью анкетирования. Теперь учащимся предстояло высказать вслух свою точку зрения и отстоять ее.
VII. Викторина «Символы России» (по материалам классного часа)
1. Назовите три обязательных символа России.
2. Что такое скипетр?
3. Что такое держава?
4. Как зовут всадника, изображенного на гербе?
5. Что символизирует двуглавый орел?
6. Как на Руси назывался флаг?
7. Что символизируют цвета флага?
VIII. Рефлексия
Классный руководитель: (Приложение 1, слайд 19) Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, ответьте на такие вопросы:
– Что вам больше всего понравилось на
сегодняшнем классном часе?
– Что расскажете дома об уроке?
– А что было самым главным? Почему?
– Что вы запомнили важного и интересного для
себя?
– Что могло бы пригодиться вам в жизни?
Ученики отвечают по желанию на один или несколько вопросов.
IX. Этический заряд доброты
– Вы ничего не чувствуете? Мне кажется, что вы немного изменились – пополнили свои знания. Разве нет?! А теперь возвращаемся обратно в класс. Для этого надо выполнить ритуал прощания – рукопожатие в кругу.
Классный руководитель высказывает детям свою уверенность в том, что они будут всегда доброжелательными, внимательными, уступчивыми, чтобы между вами и окружающими не возникало конфликтных ситуаций.
Используемые ресурсы: материалы сайта www.intergu.ru