Урок-обобщение по теме "Имя прилагательное" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме;
  • подготовиться к контрольному диктанту;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1) Представить гостей.

2) Обратить внимание учащихся на доску.

На доске:

Число.
Классная работа.
?(Тема урока не записана)

– Чтобы определить тему сегодняшнего урока, отгадайте времена года по стихотворению:

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)

Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных –
Ветки как рога. (Зима)

Е.Трутнева

– Какие слова помогли вам отгадать времена года?
– Что они обозначают и к какому слову относятся?
– На какие вопросы они отвечают?
– К какой части речи они относятся?
– Итак, что такое прилагательное?
– Вы знакомы с данной темой? Давайте сформулируем тему нашего урока.
– Итак, наша цель: повторить и закрепить пройденный материал и подготовиться к контрольному диктанту.

Запись темы на доске и в тетради.

2. Работа по теме урока

– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить число, род, падеж в словах с пропущенными буквами.

Белеет парус одинок…
В тумане моря голуб…
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он  краю родн…?

– Как вы определили род. число, падеж у прилагательных?
– А хотите послушать сказку о том, как появились у прилагательных род, число и падеж?

Итак, давным-давно, в старые, давние времена появились на свет прилагательные. И были они чудненькие, хорошенькие, с покладистым характером, но вот беда: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.
– А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

3. Давайте запишем четверостишие (под диктовку)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топну я ногой
Весеннюю леса красу.

– Укажите прилагательные и существительные, с которыми они согласуются; определите род, число, падеж.
– Давайте выпишем словосочетания сущ. + прил.и сделаем их разбор.

Лист (сущ.)  золотой (прил.)

4. Синтаксический разбор предложения

1. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Весеннюю леса красу.

2. Жизнь прекрасна и удивительна.
Широка страна моя родная.
Весенний ландыш пахуч.
Зелёный дуб могуч.

– Найдите здесь имена прилагательные.
– Чем они отличаются от прилагательных из предыдущего предложения?

5. Выборочный диктант

Выписать в один столбик краткие прилагательные, а в другой остальные части речи.

Пахуч, у рощ, жгуч, меч, скрипуч, седых туч, могуч, родная речь.

– Какому правилу подчиняются краткие прилагательные?
– К данным словам подобрать подходящие по смыслу краткие имена прилагательные.

Лес (дремуч)
Перец (жгуч)
Воздух (свеж)

От данных кратких прилагательных образовать полные и поставить их в Род.п.

Дремучего
Жгучего
Свежего

– О чём говорят окончания данных прилагательных?

6. Сочинение-миниатюра «Цветок».

7. Записать слова, используя данные морфемы (показываются карточки)

Сделать выводы по уроку.

8. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.