Цели:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме;
- подготовиться к контрольному диктанту;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
1) Представить гостей.
2) Обратить внимание учащихся на доску.
На доске:
Число.
Классная работа.
?(Тема урока не записана)
– Чтобы определить тему сегодняшнего урока, отгадайте времена года по стихотворению:
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных –
Ветки как рога. (Зима)Е.Трутнева
– Какие слова помогли вам отгадать времена
года?
– Что они обозначают и к какому слову относятся?
– На какие вопросы они отвечают?
– К какой части речи они относятся?
– Итак, что такое прилагательное?
– Вы знакомы с данной темой? Давайте
сформулируем тему нашего урока.
– Итак, наша цель: повторить и закрепить
пройденный материал и подготовиться к
контрольному диктанту.
Запись темы на доске и в тетради.
2. Работа по теме урока
– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить число, род, падеж в словах с пропущенными буквами.
Белеет парус одинок…
В тумане моря голуб…
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он краю родн…?
– Как вы определили род. число, падеж у
прилагательных?
– А хотите послушать сказку о том, как появились
у прилагательных род, число и падеж?
Итак, давным-давно, в старые, давние времена
появились на свет прилагательные. И были они
чудненькие, хорошенькие, с покладистым
характером, но вот беда: не было у Прилагательных
собственного рода, числа и падежа.
– А что, если нам попросить их у Существительных,
ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и
решили поговорить об этом с Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они
одолжили Прилагательным свои формы.
Существительные были очень рады иметь новых
друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные.
Чтобы согласовываться с Существительными, берут
у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе
– служба, вместе – дружба.
3. Давайте запишем четверостишие (под диктовку)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топну я ногой
Весеннюю леса красу.
– Укажите прилагательные и существительные, с
которыми они согласуются; определите род, число,
падеж.
– Давайте выпишем словосочетания сущ. + прил.и
сделаем их разбор.
Лист (сущ.) золотой (прил.)
4. Синтаксический разбор предложения
1. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Весеннюю леса красу.2. Жизнь прекрасна и удивительна.
Широка страна моя родная.
Весенний ландыш пахуч.
Зелёный дуб могуч.
– Найдите здесь имена прилагательные.
– Чем они отличаются от прилагательных из
предыдущего предложения?
5. Выборочный диктант
Выписать в один столбик краткие прилагательные, а в другой остальные части речи.
Пахуч, у рощ, жгуч, меч, скрипуч, седых туч, могуч, родная речь.
– Какому правилу подчиняются краткие
прилагательные?
– К данным словам подобрать подходящие по смыслу
краткие имена прилагательные.
Лес (дремуч)
Перец (жгуч)
Воздух (свеж)
От данных кратких прилагательных образовать полные и поставить их в Род.п.
Дремучего
Жгучего
Свежего
– О чём говорят окончания данных прилагательных?
6. Сочинение-миниатюра «Цветок».
7. Записать слова, используя данные морфемы (показываются карточки)
Сделать выводы по уроку.
8. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.