Цель: закрепить знание о звуках [ж], [ш], [ц].
Задачи:
- развивать умение различать звуки на слух;
- упражнять в чтении слов с буквами ж, ш, ц;
- закрепить знание о написании буквосочетаний жи, ши;
- продолжить работу с многозначными словами;
- развивать речь.
Оборудование: слоговые таблицы, таблицы слов, индивидуальные карточки с буквами Ж, Ш, Ц, лента букв, рисунки с изображением штурма, шторма, жокея, жгута, штаба.
ХОД УРОКА
I. Повторение
На доске надпись: У нас в гостях…
Учитель: К нам сегодня на урок пришли буквы. А какие вы узнаете, если в каждом буквенном ряду найдете лишнюю букву.
А Ш И У О
Р М Ж Н Л
Д В К С Ц
Выслушиваются все варианты ответов детей. Находятся лишние буквы. Это буквы Ж, Ш, Ц. На доске пополняется надпись: У нас в гостях буквы Ж, Ш, Ц.
Учитель: Какой звук обозначается буквой Ш? Дать характеристику звука [ш].
Ученик: Звук [ш] – согласный, парный, глухой, всегда твердый.
Учитель: Какой звук обозначачается буквой Ж?
Ученик: Звук [ж] – согласный, парный, звонкий, всегда твердый.
Учитель: Какой звук обозначачается буквой Ц?
Ученик: Звук [ц] – согласный, непарный, звонкий, всегда твердый.
Учитель: Назвать правильно буквы Ж, Ш, Ц. Найти сходства и различие звуков.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: На страницах «Азбуки» мы встречались с этими буквами. Как вы думаете, почему они пришли сегодня к нам в гости?
Ученик: Эти звуки всегда твердые. Их нужно читать всегда твердо, перед любыми гласными.
Учитель: Нам нужно поупражняться читать правильно эти буквы в словах.
II. Упражнение в чтении слов с буквами Ж, Ш, Ц.
1. Чтение слоговой таблицы.
Учитель: Открываем разворот «Азбуки», находим слоги с буквами Ж, Ш, Ц. Читаем всегда твердо.
2. Игра «Слоговой аукцион».
Учитель: Составить слова, которые оканчиваются:
- на ца
- на цы
- на цо
Выслушиваются ответы детей.
3. Слуховой диктант слов с сигнальными карточками.
Учитель диктует слова, в каждом из которых есть один из изучаемых звуков. Дети на слух узнают один из указанных звуков, поднимают карточку с соответствующей буквой.
Таблица 1.
шнур
жгут
жокей цепь
цвет
штурм
штаб
шторм
цех
шлем
жук
цыпки
царь
штора
4. Упражнение в чтении слов с буквами ж, ш, ц по таблице 1.
Таблица 1 вывешивается на доске. Чтение слов.
5. Работа над лексическим значением слова.
На партах лежат рисунки с изображением шторма, штурма, штаба, жокея и жгута (тех слов, значение которых непонятны детям.)
Учитель: Значение каких слов вам не понятны? Для наглядности предлагается рассмотреть рисунки и найти к непонятному слову соответствующий рисунок. Объяснить значение слова по рисунку.
6. Повторение смыслоразличительной роли букв Ж и Ш.
Детям предлагается читать слова в парах. Выявить значения непонятных слов.
Таблица 2.
пружинка
Лёша
шалость
лежа
пушинка
шары
жалость
жары
шить
снежинка
жить
смешинка
Учитель: Я читаю начало предложения, вы должны закончить его, подобрав из столбиков слова по смыслу.
Вот от часиков … (пружинка) -
Легенькая, как … (пушинка)!
Кто одежду будет … (шить)?
Трудно без портного … (жить).
Слушал … (Лёша)
Сказку … (лежа).
Привела к обиде … (шалость).
Ах, друзья, какая … (жалость)
Как бы летом от … (жары)
Не полопались … (шары).
Залетела в рот…(снежинка).
Превратилась там в … (смешинку).
Физкультминутка
7. Работа по «Азбуке»
а) Чтение загадок.
Хоровое чтение загадок и их отгадывание.
Учитель: Что заметили?
Ученик: Рисунки не совпадают с загадками.
Учитель: Составим звуковые схемы слов: машина, лыжи, цифры.
– Выполнила свою работу в словах-отгадках буква И?
Ученик: Нет. Она указывает на мягкость согласного, но звуки [ж-ш-ц] – всегда твердые.
Учитель: Что надо помнить в звукосочетаниях жи-ши?
Ученик: Жи-ши – пиши всегда с буквой И!
б) Чтение столбиков слов.
в) Чтение текста «Две козы» Л.Н.Толстого.
1) Подготовка к чтению рассказа «Две козы». Чтение с доски слов: встретились, остановились, благополучно, осторожно, пропасть. Повторение алгоритма чтения многосложных слов. Объяснения значения слов.
2) Чтение текста учителем.
Учитель: О чем говориться в тексте?
Ученик: Как вели себя козы на узкой тропинке.)
3) Повторное чтение учениками.
Учитель: Как же вели себя козы? Почему?
Ученик: Осторожно. Место было опасное.
4) Выборочное чтение.
Учитель: Найдите, где описано опасное место. Что бы произошло, если бы козы не уступили друг другу?
Ученик: Упали бы в пропасть.
Учитель: Подумайте, похоже ли поведение коз на поведение людей.
Ученик: Козы, как люди, задумались: что им делать?
Учитель: Для чего Л.Н.Толстой сочинил такую историю?
Ученик: Чтобы мы тоже думали над своими поступками, уступали друг другу.
г) Чтение стихотворения «Барашки» А.Шибаева. Беседа по содержанию. Выяснение многозначности слова барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики – детеныши овцы.
III. Итог урока
Учитель: Что нового узнали? Учитель просит детей оценить свою работу.
Учитель: Какие задания были трудными?
– Какие задания были интересными?
– Кто доволен, недоволен своей работой на уроке?