Урок обучения грамоте по теме "У нас в гостях буквы Ж, Ш, Ц"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить знание о звуках [ж], [ш], [ц].

Задачи:

  • развивать умение различать звуки на слух;
  • упражнять в чтении слов с буквами ж, ш, ц;
  • закрепить знание о написании буквосочетаний жи, ши;
  • продолжить работу с многозначными словами;
  • развивать речь.

Оборудование: слоговые таблицы, таблицы слов, индивидуальные карточки с буквами Ж, Ш, Ц, лента букв, рисунки с изображением штурма, шторма, жокея, жгута, штаба.

ХОД УРОКА

I. Повторение

На доске надпись: У нас в гостях…

Учитель: К нам сегодня на урок пришли буквы. А какие вы узнаете, если в каждом  буквенном ряду найдете лишнюю букву.

А Ш И У О
Р М Ж Н Л
Д В К С Ц

Выслушиваются все варианты ответов детей. Находятся лишние буквы. Это буквы Ж, Ш, Ц. На доске пополняется надпись: У нас в гостях буквы Ж, Ш, Ц.

Учитель: Какой звук обозначается буквой Ш? Дать характеристику звука  [ш].

Ученик: Звук [ш] – согласный, парный, глухой, всегда твердый.

Учитель: Какой звук обозначачается буквой Ж?

Ученик:  Звук [ж] – согласный, парный, звонкий, всегда твердый.

Учитель: Какой звук обозначачается буквой Ц?

Ученик: Звук [ц] – согласный, непарный, звонкий, всегда твердый.

Учитель: Назвать правильно буквы Ж, Ш, Ц. Найти сходства и различие звуков.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: На страницах «Азбуки» мы встречались с этими буквами. Как вы думаете, почему они пришли сегодня к нам в гости?

Ученик: Эти звуки всегда твердые. Их нужно читать всегда твердо, перед любыми гласными.

Учитель: Нам нужно поупражняться читать правильно эти буквы в словах.

II. Упражнение в чтении слов с буквами Ж, Ш, Ц.

1. Чтение слоговой таблицы.

Учитель: Открываем разворот «Азбуки», находим слоги с буквами Ж, Ш, Ц. Читаем всегда твердо.

2. Игра «Слоговой аукцион».

Учитель:  Составить слова, которые оканчиваются:

  • на  ца
  • на цы
  • на цо

Выслушиваются ответы детей.

3. Слуховой диктант слов с сигнальными карточками.

Учитель диктует слова, в каждом из которых есть один из изучаемых звуков. Дети на слух узнают один из указанных звуков, поднимают карточку с соответствующей буквой.

Таблица 1.

шнур             жгут
жокей           цепь
цвет              штурм     
штаб             шторм
цех                шлем           
жук               цыпки
царь              штора

4. Упражнение в чтении слов с буквами ж, ш, ц по таблице 1.

Таблица 1 вывешивается на доске. Чтение слов.

5. Работа над лексическим значением слова.

На партах лежат рисунки с изображением шторма, штурма, штаба, жокея и жгута (тех слов, значение которых непонятны детям.)

Учитель: Значение каких слов вам не понятны? Для наглядности     предлагается рассмотреть рисунки и найти к непонятному слову соответствующий рисунок. Объяснить значение слова по рисунку.

6. Повторение смыслоразличительной роли букв Ж и Ш.

Детям предлагается читать слова в парах. Выявить значения непонятных слов.

Таблица 2.

пружинка              Лёша
шалость                 лежа
пушинка                шары
жалость                 жары
шить                       снежинка
жить                       смешинка

Учитель: Я читаю начало предложения, вы должны закончить его, подобрав из столбиков слова по смыслу.

Вот от часиков … (пружинка) -
Легенькая, как … (пушинка)!
Кто одежду будет … (шить)?
Трудно без портного … (жить).
Слушал … (Лёша)
Сказку … (лежа). 
Привела к обиде … (шалость).
Ах, друзья, какая … (жалость)
Как бы летом от … (жары)
Не полопались … (шары).
Залетела в рот…(снежинка).
Превратилась там в … (смешинку).

Физкультминутка

7. Работа по «Азбуке»

а) Чтение загадок.

Хоровое чтение загадок и их отгадывание.

Учитель: Что заметили?

Ученик: Рисунки не совпадают с загадками.

Учитель: Составим звуковые схемы слов: машина, лыжи, цифры.

– Выполнила свою работу в словах-отгадках буква И?

Ученик:  Нет. Она указывает на мягкость согласного, но звуки [ж-ш-ц] – всегда твердые.

Учитель: Что надо помнить в звукосочетаниях жи-ши?

Ученик: Жи-ши – пиши всегда с буквой И!

б) Чтение столбиков слов.

в) Чтение текста «Две козы» Л.Н.Толстого.

1) Подготовка к чтению рассказа «Две козы». Чтение с доски слов: встретились, остановились, благополучно, осторожно, пропасть. Повторение алгоритма чтения многосложных слов. Объяснения значения слов.

2) Чтение текста учителем.

Учитель: О чем говориться в тексте?

Ученик: Как вели себя козы на узкой тропинке.)

3) Повторное чтение учениками.

Учитель: Как же вели себя козы? Почему?

Ученик: Осторожно. Место было опасное.

4) Выборочное чтение.

Учитель: Найдите, где описано опасное место. Что бы произошло, если бы козы не уступили друг другу?

Ученик: Упали бы в пропасть.

Учитель: Подумайте, похоже ли поведение коз на поведение людей.

Ученик: Козы, как люди, задумались: что им делать?

Учитель: Для чего Л.Н.Толстой сочинил такую историю?

Ученик: Чтобы мы тоже думали над своими поступками, уступали друг другу.

г) Чтение стихотворения «Барашки» А.Шибаева. Беседа по содержанию. Выяснение многозначности слова барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики – детеныши овцы.

III. Итог урока

Учитель: Что нового узнали? Учитель просит детей оценить свою работу.

Учитель: Какие задания были трудными?
– Какие задания были интересными?
– Кто доволен, недоволен своей работой на уроке?