Содержание:
- Знакомство с колыбельными песнями, песенные импровизации колыбельных песен.
- Сказка о музыкальном городе «Веселых песен»:
- знакомство со скрипичным ключом;
- игра на «бутылкофоне попевок: «Ах вы, сени», «Как пошли наши подружки»;
- музыкальные ребусы: дом, ремень, Микки-Маус, фартук, рассольник, лягушка, сито;
- игра на металлофоне и пение гаммы вверх-вниз.
- Знакомство с шумовыми инструментами (маракас, румба, вертушка) и музыкальными.
- Знакомство с первым музыкальным инструментом. Слушание песни «Сольвейг».
- Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов: труба, скрипка, флейта, балалайка.
- Восприятие музыки: «Полет шмеля» музыка Римского-Корсакова, музыка из сказки Прокофьева «Петя и волк», оркестр «ТИТТИ».
Где живет музыка?
Звучит спокойная музыка, дети входят в зал и усаживаются на стулья.
Музыкальный руководитель: Дети, вы каждый день приходите в музыкальный зал, здесь мы с вами поем, танцуем, слушаем музыку. А вы не задумывались, где живет музыка? Как появились музыкальные инструменты? Хотите узнать? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку.
Давным-давно жила-была маленькая девочка, такая же, как вы. Но в детский сад она не ходила, их тогда просто не было. Все время девочка проводила с бабушкой: ходила гулять, слушала сказки. Вечером, когда ложилась спать, бабушка ей пела песню нежную и ласковую.
– А вам мама или бабушка поет перед сном колыбельную песню? Спойте.
Дети исполняют колыбельные песни, передавая куклу друг другу.
– А почему песня называется колыбельной? (Она
звучит нежно, ласково, напевно, это ниточка,
которая соединяет маму и ее дитятко).
– Кто же их придумал? (Мама, бабушка).
– А кто сочинил песню к передаче «Спокойной ночи
малыши»? (Композитор)
Дети исполняют 1 куплет песни «Спят усталые игрушки»).
– Раньше, прежде чем в люльку или зыбку класть
ребеночка спать, клали кошечку, чтобы ребеночек
спал также крепко, как кошка. Поэтому колыбельные
все про котика Кота. Вот и я вам подарю книжечку,
где написаны колыбельные песни, которые вы
будете петь своим куколкам.
Так вот, под такую напевную колыбельную бабушки,
девочка заснула и увидела необычный сон:
как-будто выросли у нее крылья, как у «гуленьки» и
летит она над городом, но там стоят дома, растут
деревья, но ни людей, ни животных, никого нет.
Стало ей интересно, что же это за пустынный город?
Опустилась она и стала искать хоть какое-нибудь
живое существо, оглянулась и увидела странника с
бубенцом на шапке, он был очень грустный.
«Куда же я попала?» – спросила девочка у этого
необычного человечка. И вот что он ей рассказал:
«Когда-то здесь был город, самый веселый город,
где жила Музыка, и люди жили в нем музыкальные,
удивительно добрые. Здесь не было ни ссор, ни
драк. Пока не появился злой тролль, который не
любил красивую музыку. Он приказал принести в его
замок все музыкальные инструменты. Людям
пришлось оставить этот город. А злой тролль
Диссонанс и сейчас сидит в башне и охраняет свой
покой и тишину. А я хожу по свету и ищу храбреца,
кто бы освободил музыкальные инструменты, тогда
в городе «Веселых песен» опять будут жить люди,
будет звучать красивая музыка».
– Как вы думаете, девочка помогла страннику, не испугалась? Девочка решила пойти к злому Троллю, хоть ей было и страшно, чтобы помочь этому необычному городу, потому что она очень любила петь. Она зашла в замок и стала подниматься по узкой лестнице и увидела странную дверь, с необычным замком (показ двери на ковролине). Какой же ключ к нему подойдет, ведь город музыкальный, а в музыке, как известно, есть два ключа, назовите? (Скрипичный и басовый).
– Чтобы получить ключ, нужно было сыграть песенку на необычном инструменте, который состоял из самых обыкновенных бутылок с разным количеством цветной жидкости. Давайте придумаем название для этого инструмента (стеклофон, бутылкофон). Кто хочет попробовать сыграть на них?
(0,5 литровая стеклянная бутылка, наполненная до горлышка, звучит на квинту ниже, чем пустая, цифры на бутылках обозначают ступени лада, воду прокипятить).
Попевки:
554552, 1233211 – «У Кота-воркота колыбелька золота».
11223343322111 – «Как под горкой под горой»
345544333455443 – «Как пошли наши подружки».
Можно предложить музыкальный ребус – найти ноты в предметах: домик, ремень, фартук, лягушка, сито.
Пение песни «Песенка о гамме» М. Струве.
– Дверь открылась, девочка вошла в комнату и что же она там увидела?
(На этом можно занятие закончить, а детям предложить придумать продолжение сказки).
«Музыкальная комната»
– Дверь открылась, девочка вошла в
комнату, где стояла тишина (слушаем тишину). Звуки
попрятались внутри всевозможных деревянных
ящичков, скрывались в сверкающих металлических
трубах, но их присутствие девочка чувствовала
всем своим существом. Оранжевым лаком
отсвечивали скрипки, ровной белизной сверкали,
словно улыбались, рояли, пианино, клавесин;
большие позолоченные арфы казались воздушно
легкими. Многие инструменты были хорошо знакомы
ей (дети перечисляют знакомые инструменты:
балалайка, гармонь, аккордеон, скрипка, курай), но
большинство инструментов девочка видела впервые
и даже представить не могла, как они называются и
как звучат.
Девочке сразу захотелось стать музыкантом. Она
смело поднесла трубу к губам и подула (предложить
детям подуть), звук получился такой, что она
испугалась, тогда она попыталась сыграть на
скрипке, струны жалобно застонали, а курай и
вовсе не ответил, как она в него не дула.
Да, музыканта из нее не получилось… За одну
минуту не научишься тому, на что люди тратят годы.
Музыка появилась тогда, когда на земле не было ни
сел, ни городов. Музыка была с человеком и в труде,
и в веселом хороводе, в легендах, сказках.
«Какие вы все разные», – сказала девочка. Но
инструменты пропели: «Мы похожи, мы одна дружная
семья» Девочка очень удивилась: ну что общего
между скрипкой и трубой? Чем похожи веселая
балалайка и рояль? Или орган – целая фабрика
звуков, что общего между ним и малюткой флейтой?
Что общего? (Ответы детей). Правильно, – все
они музыкальные, у всех у них поющие голоса. Кто
же придумал эти звуки, голоса? Да человек и
придумал сам, чтобы получилась настоящая музыка.
– А что это за инструменты? (Бубен, трещотка,
маракас, ложки)
– Как они называются? (Шумовые)
– Для чего же они нужны? У них же нет поющих
голосов, от них только шум? (Они не только шумят,
но и помогают поющим голосам зазвучать ярко и
выразительно, можно предложить
музыкально-дидактическую игру «Определи
инструмент», на шумовых инструментах исполнить
«Итальянскую польку» С. Рахманинова).
– А еще можно играть вот на таких инструментах. Раньше, это были необходимые вещи в доме: ухватом доставали из печи чугун, в чугунах варили еду, стирали белье вот на такой стиральной доске. Мы дадим этим вещам вторую жизнь, мы будем на них играть русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде».
(Мелодию ведут металлофоны, аккордеон; шумовые инструменты: деревянные ложки выстукивают ритм на чугунах, глиссандо проводят на стиральной доске, на ухватах прикреплены колокольчики)
– Я уверена, что вы запомнили, что бывают инструменты музыкальные, те, которые имеют поющие голоса и шумовые, которые помогают музыкальным инструментам звучать красиво и выразительно.
Что такое Красота?
Вдруг девочка услышала шум ветра. В окно
влетела Фея Музыки – Прима. Она спросила: «А что
же такое красота? Вот красная краска, красивая? А
вот синяя, как морская вода, в которой отражается
небо и желтая, солнечная. А теперь давайте
разместим их в рамках, как картины. Ну как,
красивые картины? Не очень. Тебе весело, когда ты
смотришь на них? Или тревожно, может быть грустно?
Или вам захотелось совершить подвиг? Нет, ничего
не почувствовали? А может смешать краски?
Получится еще хуже. Знаете почему так не складно
получается? Да потому что краски сами по себе,
может и красивые, но в компанию собрались
бессмысленную. Послушайте, о чем они говорят?
Одна кричит: «Я красная краска», другая: «Я среди
вас самая синяя и я в самом центре». Интересно? Не
очень. И разве вам будет интересно, если звуки
будут говорить; «Я скрип телеги, а я стук и топот
копыт». Звуки музыки, как и краски живописи – они
ведь не о самих себе должны рассказывать, вот мол
какие мы красивые, яркие, громкие, певучие.
Они становятся музыкой или картиной, только
тогда, когда начинают свой рассказ о жизни людей,
о красоте природы. И в руках музыканта звук
музыкального инструмента может быть каким? (Нежным
или суровым, протяжно-печальным или
энергично-шагающим, он может напоминать вздох
или смех, может быть испуганным вскриком или
убаюкивающим напевом). А какой же самый
древний инструмент? А вот послушаете и
догадаетесь. (Звучит песня «Сольвейг» Э. Грига).
– Самый главный, самый музыкальный из всех
инструментов – человеческий голос. Кто же его
создал? (Природа)
– А кто же придумал другие инструменты? Как они
появились? Девочке очень захотелось об этом
узнать, а вам интересно узнать? Слушайте…
«История возникновения музыкальных инструментов»
«Труба»
Первой начала
свой рассказ … (слушание «Полет шмеля»)
Правильно, Труба.
– Что вы представили себе, кого увидели? Может
кто-то нарисует?
Эта музыка из сказки «О царе Салтане», называется
«Полет шмеля».
Когда царевич Гвидон после всех мытарств
оказался со своей матушкой на необитаемом
острове, одолела его тоска по родному
батюшке-царю и сжалилась над ним прекрасная
Царевна-Лебедь, обрызгала его с ног до головы
морской водой, превратила в шмеля и велела лететь
вслед за кораблем. Полетел счастливый
Царевич-Шмель, а Царевна-Лебедь поет ему вслед:
«Ты теперь, мой Шмель, гуляй
Судно в море догоняй
Потихоньку опускайся
В щель подальше забивайся
Будь здоров, Гвидон, лети…»
– Сколько мы слышим в музыке радости, устремленности, движения. Равнодушно слушать просто невозможно. А играет эту музыку трубы. На следующем занятии мы послушаем, как эту музыку играют виолончели.
«Скрипка»
– А дальше повела разговор … (слушание фрагмента из музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк») – Скрипка. Как звучит эта музыка? (Весело, светло). Что можно представить? (Утро, солнышко). А кто узнал, из какой сказки эта музыка? Кто же в этой сказке играют роли? (Артисты оркестра). Так кого же изображают скрипки? (Петю – веселого, храброго мальчика, которому хорошо и радостно гулять утром). Что вы слышите в веселой мелодии скрипок? Как идет Петя? (Весело, быстро, подпрыгивает, как- будто что-то напевая).
«Флейта»
– Вот он вышел за калитку и познакомился с кем? (С
птичкой). Какой это инструмент? (Флейта).
Какого героя она играет? (Легкую, воздушную,
быструю птичку, которая порхает и щебечет: «Все
спокойно»).
Но флейта может звучать и вот так, послушайте. (Слушание
«Сиринкс» музыка К. Дебюсси). Как звучит
музыка? (Печально, задумчиво). Кто же
придумал этот замечательный инструмент –
флейта?
В далекие
времена жил странный человек: лицо человеческое,
а на лбу рожки, руки тоже как у людей, а ноги
козлиные, с копытами. Был он очень не красивым,
даже мать от него отказалась. Жил он в лесу, его
называли Богом лесов. Как то раз встретил Пан в
лесу девушку Сирингу, которая вышла на охоту, но
увидев чудовище, бросила она лук и стрелы и
помчалась прочь. Напрасно Пан кричал ей о своей
любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась
быстрее ветра. И вдруг, дорогу ей преградила река.
Стала умолять она реку укрыть ее от чудища и река
сжалилась, превратила Сирингу в тростник.
Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей
тростника и стал целовать срезы, его дыхание
проникло в отверстие стебля и Сиринга зазвучала.
Печальные звуки Сиринги – свирели с тех пор
раздавались в селах и городах. Это Пан оплакивал
свою несчастную судьбу.
(Дети слушают К. Дебюсси «Сиринкс»).
– Как же называется этот инструмент, который сделал Пан? (Флейта)
«Балалайка»
– Кто же продолжил свой рассказ?
(Слушание: «Из-под дуба» квартет им. Осипова).
Ну конечно, – русская балалайка, которую знают
во всем мире. Но раньше балалайку никто и за
инструмент не считал.
«Да, – сказала Балалайка – сейчас меня все знают,
а сто лет назад звучала я плохо, все считали меня
шутовским, скоморошим инструментом и дразнили –
балаболка, балуешься только. Но нашелся человек
хороший, скрипичный мастер Иванов, который
сделал меня из лучшего дерева и превратил из
Золушки в принцессу». Мои ладошки – ваши ложки.
(Дети по очереди выполняют ритмический рисунок музыки, другие выкладывают ритмический рисунок на мольберте).
«Титти»
– И так каждый инструмент рассказывал девочке
свою историю. Затем инструменты решили сыграть
все вместе и девочке предложили стать дирижером.
– Но чтобы стать дирижером нужно знать как
звучит каждый инструмент в оркестре. (Сначала
дети слушают и определяют духовые: флейты,
дудочки; смычковые: скрипка; ударные: барабан,
затем дирижируют оркестром «ТИТТИ».
– Как вы думаете, освободила девочка музыкальные
инструменты? Да, конечно, музыку невозможно
спрятать, закрыть, запереть, она обязательно
вырвется на свободу.
– Давайте договоримся, что мы еще раз вернемся в
этот чудесный увлекательный мир звуков, чтобы
продолжить знакомство с музыкой и музыкальными
инструментами.
– Вы наверно поняли, что музыка живет повсюду: в
концертных залах, театрах, в музыкальных
инструментах и в нотах, в картинах художников,
книгах, в голосах природы, в телевизоре. Но самое
главное место, где живет музыка – музыка живет в
человеке, в нас с вами.
Литература:
1. Кабалевский Д. «Про трех китов и про
многое другое».
2. Кленов А. «Там, где музыка живет».
3. Левашова Г. «Твой друг музыка».