Раздел I.
Цель: профилактика асоциального поведения, правонарушений, охрана жизни и здоровья человека. Воспитание правовой культуры учащихся.
Задачи:
- создать условия для социальной адаптации и защиты учащихся; своевременно оказывать помощь и поддержку нуждающимся в них детям;
- формировать толерантное отношение к пострадавшему; умение противостоять насилию.
Раздел II.
Ток-шоу “Понедельник – день тяжёлый” направлено на профилактические мероприятия, где речь идёт о вреде алкоголя, табака, наркотиков и т.д. Учащиеся в свободной форме обсуждают любые проблемы, выражают своё мнение, происходит общение с взрослыми “на равных”. Нет понятия ученик и учитель, ребёнок и родитель - все одна большая компания, которая стремится найти выход из создавшейся ситуации. Форма проведения мероприятия “ток- шоу” имеет большой резонанс, так как в данный момент эти передачи очень актуальны, и популярны на телевидении, каждый ребёнок желает принять участие и выразить своё отношение к волнующим проблемам. Такие встречи стали традиционными, так как темы эфиров ток-шоу очень интересны учащимся. Участниками являются учащиеся 7х-11х классов (в зависимости от сложности обсуждаемых вопросов).
Раздел III.
Ток - шоу: “ПОНЕДЕЛЬНИК - ДЕНЬ ТЯЖЁЛЫЙ”
Тема эфира “ПЯТНИЦА 13”
Мы встретились сегодня, чтобы поговорить о наболевшем!
В жизни встречается много неприятных ситуаций и проблем, которых можно было бы избежать. С одной из таких проблем возникшей в школе “N”, мы вместе с вами попробуем разобраться, обсудить и найти верное решение.
(в роли гостей могут выступать специалисты данной области, а также учителя и родители)
В нашу студию мы пригласили гостей:
- Доцент кафедры психологии МГУ – ………………….
- Депутат районной думы – ……………….
- Президент ассоциации директоров школ г.Бодайбо – ………
- Заместитель прокурора гор.суда – ……..
- Зав отдела статистики мэрии г. Бодайбо – ………….
И я – ведущая программы – Елена.
В нашу студию я приглашаю Иванову Марию Петровну.
1 ситуация:
В сбербанке я взяла ссуду на памятник сыну, погибшему недавно.
В очередной раз я должна была внести деньги в банк, чтобы погасить ссуду. Принесла деньги на работу, чтобы после уроков не возвращаться домой (у меня ноги болят), а сразу идти в банк. Во время перемены я была приглашена к телефону, и пока я отсутствовала минуты 2-3, кто-то из учеников школы украл из моей сумки кошелек с деньгами. Позже вор был найден, но время было упущено. Из-за нарушения сроков погашения долга у меня были неприятности со сбербанком и проблема со здоровьем. Я попала в больницу, сердце мое не выдержало очередного удара.
Ведущая:
Давайте обсудим эту ситуацию:
- Как вы думаете, о чем думал тот, кто совершил этот гнусный поступок?
- Что бы вы предприняли в этой ситуации?
- Как бы воздействовали на вора?
- Комментарии заместителя прокурора гор.суда – …………..
- Консультация доцента кафедры психологии МГУ – ……….
Ситуация 2: (ученица 11 класса).
Во время посещения фитнес - клуба, я обнаружила в раздевалке таблетки. Но как выяснилось, это наркотик, так называемые “колёса”. Я была в такой растерянности и не знала, что с ними сделать, к кому обратиться. Если рассказать тренеру, это вызовет у него подозрение, как он будет ко мне относиться? Взять их домой - мама увидит. Выкинуть на улице - вдруг подберут маленькие дети! Я пришла к вам, чтобы посоветоваться, как мне поступить с этой “злощастной” упаковкой.
Ведущая: Что вы об этом думаете?
- Что бы вы предприняли, как решили эту ситуацию?
- Как бы вы помогли девушке?
- Комментарии заместителя прокурора гор.суда – …………..
- Слово депутату районной думы – ………….
Ситуация 3: (2 подруги, хорошо воспитанные)
Находясь в компании одноклассников, мы веселились, смотрели фильмы, танцевали - в общем, вечеринка началась просто замечательно. Но через некоторое время Марина заметила некоторые странности в поведении Макса. У него был очень странный взгляд, глаза просто стеклянные. Он начал грубить ребятам, а иногда смеяться невпопад. Марина отозвала меня в сторону, и шепнула на ухо, что у Макса заметила на руке следы от уколов. Мы долго обсуждали с нею этот вопрос, и стали остерегаться своего одноклассника. Может быть, мы напрасно подумали о том, что Макс употребляет наркотики? А вдруг он опасен? Что нам делать? Как себя вести?
Ведущая:
- Ваши предложения, как девушкам выйти из этой ситуации?
- Мнение президента ассоциации директоров школ г. Бодайбо – ……
Ведущая: А как выглядит картина с правонарушениями в нашей школе?
Что бы быть точными, мы обратимся к эксперту по таким вопросам, я передаю слово зав. отдела статистики мэрии г. Бодайбо – ……. (представляет данные приводов в милицию, и т.д., а также оглашает итоги анкетирования школьников)
Ведущая:
Мы сегодня обсудили подлинные ситуации, попытались найти выход их них.
Вывод: Очень трудно, да и неприятно жить в условиях недоверия, настороженности. Очень хочется думать о тех, кто рядом с тобой только хорошее. Мы посмотрим сюжет о тех, кому иногда бывает плохо рядом с нами, и почему мы этого не замечаем, а потом бывает уже слишком поздно… (3 юноши, 4 девочки).
На сцену выходят ученики, поют на мелодию песни “Изгиб гитары желтой” О.Митяева.
Сентябрь звонком веселым
Нас собирает в школу,
И звонкий смех ребячий
Летит куда-то ввысь,
И мой сосед по парте
Вдруг, как признанье, скажет:
“Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались”
(данный сценарий сценки взят из методического журнала)
Олеся: Не все, к сожалению…
Уля: Почему? Кто-то переехал в другой город?
Олеся: Умер от передозировки. Он был изгоем в нашем классе, неловок и нелюдим…
Сережа: Сережка Вагин?
Андрей: Генка Васин?
Олеся: Да нет же! Торохов Вадим.
(подает ребятам фотографию Вадима)
Таня: Ходил всегда в потертых джинсах, в футболке мятой, рваных кедах…
Сережа: Он, кажется, нечасто мылся, в столовке школьной не обедал…
Уля: над ним смеялись все…
Алексей: И часто…
Ксюша: О! Надо же! Какой несчастный!
Сережа: Ты первая сказала: “Чмо!”
Ксюша: А ты что? Поддержал его? Ты сам совал в карманы корки. И веселился от души.
Алексей: Да бросьте вы свои разборки! Кто? Как? Все были хорошо!
Андрей: А он какой - то был упрямый, молчал…
Алексей: А что мог рассказать? Отец- зверюга, вечно пьяный, и до смерти запуганная мать. Ни видика, и ни гитары…Да что вам до чужих проблем! Прикид солидный, диско-бары. Да приколоться бы над кем!
Андрей: Ты брось, не заводись, Алёха!
Ксюша: Да что мы, няньки этим лохам? Он сам общаться не хотел, ходил один, потел, пыхтел…
Андрей: Нет! Раз пошел со мной из школы, позвал нас с Димкой на футбол.
Сережа: А ты? Ты с ним тогда пошел?
Андрей: Нет, ну сейчас-то мне неловко… Но у меня же тренировка! Ну на футболе б проторчал, соревнованья б проиграл.
Таня: Меня однажды ждал из школы, помочь с задачкой попросил. Меня в тот день один знакомый в кафе впервые пригласил.
Сережа: Да говори ты! Не крути.
Таня: Ну как могла я не пойти?
Алексей: (утверждая) И ты ушла.
Таня: (виновато) Да я ушла.
Андрей: Эх, братцы – кролики, дела…
Уля: А мне на прошлый день рожденья открытку даже подписал.
Сережа: И как финал?
Уля: Какой финал! Ты сам ее при всех порвал!
Андрей: (кричит) Нет! Ну, и дурдом! Точняк – дурдом! А что потом?
Алексей: (зло, сквозь слезы) Потом? Подвал! Шпана! Косяк! Игла!...
Сережа: Похоже, вправду так.
Все молчат.
Ксюша: (тихо, виновато) Нет! Объясните мне, ребята, а мы – то в чем здесь виноваты?
Уля: В том, что ничем не помогли, не поддержали, не согрели.
Алексей: И разобраться не сумели, могли спасти и не спасли…
Сережа: Он в классе не нашел друзей. Пошел искать их по подвалам…
Таня: Ему так нас недоставало… Он был один с бедой своей.
Ксюша: (плачет, смотря на фотографию Вадима) Мы не смогли тебя спасти, прости же нас, Вадим, прости!
Девушки: Чтобы не было этих ужасных вестей
Юноши: Душу друга своей теплотою согрей!
Все: В чем надежного, школьного братства секрет?
(поднимают плакаты, скандируют)
Ведущая: В заключение нашей встречи прослушайте стихотворение Л.В.Рожковой:
1 ученик:
…Лёгкий туман в голове, компания.
Рюмка, а к ней сигарета.
К чёрту советы и назидания!
Тысячу раз мы слышали это.
И вот вы уже в кафе,
Или в баре.
Сегодня дома, завтра - в подвале.
Новые лица, друзья и подруги,
Новая жизнь в заколдованном круге.
2 ученик:
Дальше - больше, спирт суррогатный,
Дурман в голове, а ноги ватные.
Дикий взгляд, безумные лица,
И вот уже “скорая” к кому-то мчится.
Печалятся матери, отцы в тревоге.
Неверную сын выбрал дорогу,
Нетвёрдой походкой шагает к бездне.
Шаг… в никуда со скалы отвесной…
Ведущая:
Вы только вокруг оглянитесь, ребята,
Дел интересных - край непочатый:
Спорт, учёба, туризм, путешествия -
Это же круче, чем путь к бесчестию.
Слышишь, чужой беды не бывает.
Эти слова из нас каждый знает.
Протянем руку: он, я, ты тоже.
Если не мы, то скажите, кто же?
Нет - пьянству, нет - алкоголю!
Ну а наркотикам - нет тем более!
Да - творчеству, спорту, походам!
Выбирай по душе дорогу.
На этом наше ток-шоу заканчивается, до новых встреч!
Раздел IV. При разработке мероприятия использованы материалы: “ПедСовет” - методический журнал для педагогов, М., АО “Принт - экспресс”.