Пояснительная записка
Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению алкоголизма и других форм зависимого поведения. В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. В этот период возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.
Вопросы профилактики психо-активных веществ мы рассматриваем на уроках “Основ безопасности жизнедеятельности”, классных часах, родительских собраниях, родительских университетах, “круглых столах”. Но, к сожалению, рассказывая учащимся о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ, приводим зачастую только пугающую статистику. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая совершать собственные ошибки. Однако, употребление психо-активных веществ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Что в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям. В этом возрасте необходима позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию. А также действует “закон запретного плода” (нельзя, а дай-ка я попробую!).
Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психо-активных веществ в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по позитивной профилактике употребления психо-активных веществ являются занятия и мероприятия, направленные на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья (т.е. позитивная профилактика).
Одной из технологий является ИГРА. Предлагаю методическую разработку внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов “Крестики-нолики”.
Цель: закрепить у школьников первоначальные минимально необходимые знания о полезных и вредных привычках, о здоровом образе жизни.
Оборудование: интерактивная доска, презентация выполненная в программе Smart notebook 10.
Форма проведения: Игра “Крестики-нолики”.
Продолжительность: 45 мин.
Правила игры: “Крестики нолики” - любимая логическая игра многих детей и взрослых. В обычной игре играют два человека, в нашем же случае будут работать две команды (количество игроков по усмотрению организатора). Игра проводится в 5 туров. Победитель определяется по большинству баллов.
Таблички название команд “Крестики” и “Нолики” готовятся заранее организаторами игры.
Название команды, и соответственно, первый ход выбирается жеребьевкой. Первый ход делают игроки, ставящие крестики.
Игроки команды открывают ячейку поля, где бы они хотели поставить свой знак. В этой ячейке размещено задание тура.
Если команда верно отвечает на задание ячейки, то она ставит в этой ячейке свой знак (“крестик” или “нолик), если ответ не верный, то право ответа переходит другой команде. Знаки ставят на свободные клетки поля 3х3.
Первая команда, выстроившая в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Обычно, по завершении партии, выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые знатоки! О проблеме здорового образа жизни говорят с древних времен, и для нас уже не секрет, какие же основные аспекты ЗОЖ?
Болельщики: Режим дня, правильное питание, отсутствие стрессов и вредных привычек, физические нагрузки и т.д.
Ведущий 1: Молодцы!
Ведущий 2: Скажите, а на каких уроках вы рассматриваете аспекты здорового образа жизни?
Болельщики: ОБЖ, физкультуре, биологии, химии и т.д.
Ведущий 2: Молодцы! И сегодня нашим командам не придется нарушать свой учебный режим. Они пойдут в школу, но не в обычную, а в “Школу логики”, где уроки проходят в форме логической игры “Крестики-нолики”.
Ведущий 1: В каждой школе есть свои правила, есть они и у нас.
Игра “Крестики-нолики” проводится в 5 туров. Каждый тур – это отдельный “урок” (предмет). Первый ход делают игроки, ставящие крестики.
Ведущий 2: Игроки команды открывают ячейку поля, где бы они хотели поставить свой знак. В этой ячейке размещено задание тура. Если команда верно отвечает на задание ячейки, то она имеет право поставить свой знак (“крестик” или “нолик) в этой ячейке, если ответ не верный, то право ответа переходит другой команде.
Ведущий 1: Первая команда, выстроившая в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Победитель определяется по большинству баллов. В нашем школьном расписании 5 уроков – V туров. Но если одна из команд выигрывает с явным преимуществом (счет 3:0), то игра прекращается. И победа отдается победителю.
Ведущий 2: Итак, I тур – урок “Основы безопасности жизнедеятельности”. Первый ход команды “Крестики”, выбирайте ячейку.
Игрок или ведущий нажимает на выбранную ячейку. По гиперссылке открывается слайд с заданием. Если игроки ответили правильно, они или ведущий ставят пером в выбранную ячейку Х (или 0). Проверка ответа: навести прямоугольник на правый нижний угол слайда. Чтобы перейти на главный слайд необходимо нажать на стрелку в левом нижнем углу слайда.
Ведущий 1: Молодцы, а теперь ход команды “Нолики” (если отвечают правильно, ставят в выбранной ячейку 0).
(Задания тура)
1. Предмет, в котором в старину хранили табак. (Табакерка)
2. Яд, убивающий лошадь. (Никотин)
3. Опасное заболевание, развивающееся от курения. (Рак)
4. Антоним к слову “Жизнь”. (Смерть)
Ведущий 2: II тур – урок “Природоведения”. Первой начинает команда, проигравшая в I туре. Пожалуйста, выбирайте ячейку.
Игрок или ведущий нажимает на выбранную ячейку. По гиперссылке открывается слайд с заданием. Если игроки ответили правильно, они или ведущий ставят пером в выбранную ячейку Х (или 0). Проверка ответа: навести прямоугольник на правый нижний угол слайда. Чтобы перейти на главный слайд необходимо нажать на стрелку в левом нижнем углу слайда.
(Задания тура)
1. Что такое П.А.В. (Психо-активных вещества)? (Никотин, наркотики, алкоголь, растворители)
2. Какого ядовитого вещества больше всего попадает в организм человека при курении? (Никотин)
3. Какой голос у курильщика? (Хриплый)
4. Влияет ли алкоголь на мозг человека? (Да)
5. Вредны ли напитки “Red bull”, “Red devil”, “Adrenоlin Rush”? (Да)
6. На какие органы и системы организма человека не влияет алкоголь, наркотики, сигареты? (Влияет на все)
7. Можно ли заразиться СПИДом бытовым путем? (Нет)
8. Что означает слово “наркотик”? (Дурман, одурманивающий)
9. Хороши ли работники наркоманы и алкоголики? (Нет)
Ведущий 1: Молодцы во II-м туре победила команда (название команды):
Ведущий 2: О здоровом образе, о режиме дня, о вреде алкоголя и никотина мы говорим на многих занятиях, в том числе на уроке “Музыки”. Да, да не удивляйтесь. Во многих стихах и песнях рассказывается о здоровом образе жизни. Как вы уже догадались, следующий урок – “Музыка” - III тур
Ведущий 1: В данном туре при выборе ячейки звучит отрывок из песни, ваша задача сказать, о каком факторе, укрепляющем, либо разрушающем здоровье идет речь.
Игрок или ведущий нажимает на выбранную ячейку. По гиперссылке открывается слайд с заданием. Чтобы услышать отрывок песни необходимо нажать на картинку. Если игроки ответили правильно, они или ведущий ставят пером в выбранную ячейку Х (или 0). Проверка ответа: навести прямоугольник на правый нижний угол слайда. Чтобы перейти на главный слайд необходимо нажать на стрелку в левом нижнем углу слайда.
(Задания тура)
1. “Дуэт Глупого Короля и Прекрасной Принцессы”. (Диета, здоровое питание)
2. “Спи, моя радость усни”. (Режим дня - сон)
3. “Песенка львенка и черепахи”. (Воздушные ванны)
4. “Бандито-ганстерито”. (Употребление алкоголя)
5.“Чтоб ребенок был здоров”. (Сбалансированное здоровое питание)
6.“33 коровы”. (Здоровое питание)
7.“Песенка про зарядку”. (Зарядка)
8.“Мы маленькие дети”. (Прогулка)
9.“Кручу педали, кручу”. (Занятия спортом)
Ведущий 2: Известно, что курильщику очень тяжело заниматься спортом. Но регулярные занятия физкультурой и спортом – верная дорога к здоровью. Это знали люди с Античных времен. Уже в то время (с 776 г. до н.э.) проводились Древние Олимпийские. Самое почетное звание, как в те времена, так и сейчас – Победитель Олимпийских Игр.
Ведущий 1: Именно поэтому мы вас приглашаем на урок “Физкультуры” - IV тур
Игрок или ведущий нажимает на выбранную ячейку. По гиперссылке открывается слайд с заданием. Если игроки ответили правильно, они или ведущий ставят пером в выбранную ячейку Х (или 0). Проверка ответа: навести прямоугольник на правый нижний угол слайда. Чтобы перейти на главный слайд необходимо нажать на стрелку в левом нижнем углу слайда.
(Задания тура)
1.Родина Олимпийских игр ? (Греция г.Афины)
2.Как называли спортсмена в Древности? (Атлет)
3.Через какой период времени проводятся Олимпийские игры? (Через 4 года)
4.Какие существуют Олимпийские игры современности? (Зимние, летние)
5.Где будут проходить Зимние Олимпийские игры в 2014 году? (г. Сочи)
6. Королева спорта. (Легкая атлетика)
7.Какой вид спорта в переводе с английского языка означает “игра ногой”? (Футбол)
8.Символика Олимпийский игр. (Флаг, олимпийские кольца, девиз)
9. Символ ХХII Олимпийских игр в Москве. (Олимпийский мишка)
Ведущий 1: Молодцы! Счет по итогам 4-х туров (объявляется счет, если счет 2:2, то V тур - решающий)
Ведущий 2: О вредных привычках говорили еще в древности. Многие мудрые пословицы и поговорки дошли и до наших времен, и совершенно не потеряли своей актуальности. О народной мудрости мы узнаем на уроке “Литературы”.
Игрок или ведущий нажимает на выбранную ячейку. По гиперссылке открывается слайд с заданием. Если игроки ответили правильно, они или ведущий ставят пером в выбранную ячейку Х (или 0). Проверка ответа: навести прямоугольник на правый нижний угол слайда. Чтобы перейти на главный слайд необходимо нажать на стрелку в левом нижнем углу слайда.
Ведущий 1: В этом туре, вам, уважаемые знатоки, нужно продолжить пословицу или поговорку:
(Задание тура)
1. Лиха беда –
…начало
…конец
…средина
2. Легко друзей найти, да
…и трудно потерять
…трудно сохранить
… легко сохранить
3. Чем больше привычек, тем
…меньше свободы
…больше свободы
…больше желаний
4. Побороть дурные привычки легче
…сегодня, чем завтра
…всегда
…завтра , когда будет желание
5. Вредная привычка, как мягкое кресло -
…сидеть удобно
…сесть легко и не хочется вставать
…сесть легко, а встать трудно
6. Хорошие привычки…
… продлевают жизнь, а плохие делают ее приятной
…укорачивают жизнь, но очень приятны
…продлевают, но ненадолго
7. Много вина –
…вот и отлично
…мало здоровья
…мало ума
8. Береги платье снову,
…а здоровье смолоду
…а ботинки с магазина
….а здоровье до старости
9. В здоровом теле -
… здоровый пух
… больной дух
…здоровый дух.
Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш учебный день. И время подвести итоги.
Чтобы перейти с главного слайда на финальный слайд, необходимо нажать на название игры “Крестики-нолики”.
На пьедестал почета передвигается знак команды победительницы.
Ведущий 2: На II месте команда (название команды) Аплодисменты.
Ведущий 1: И наши победители. Гордость “Школы логики” команда (название команды).
НАГРАЖДЕНИЕ
Используемые источники:
1 .Свободная Энциклопедия http://ru.wikipedia.
2. Детский портал http://detkam.e-papa.ru/pogovorki/.
3. Пословицы и поговорки http://pogovorki.net/cat18/.
4. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система, методические рекомендации, разработки мероприятий./сост.и ред. Ю.В.Науменко. -М.: Издательство “Глобус, 2009 г. -250 с. - (Воспитательная работа)”.
5. Учебник “Основы безопасности жизнедеятельности” для общеобразовательных учреждений для 5–11-х классов. Автор В.Н.Латчук, С.К.Мирнов, С.Н.Вангородский.
Музыкальные приложения
Презентация (находится у автора)