Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.
Цели урока.
- Образовательные: проверка умений распознавать линейную функцию по формуле, графику, по словесному описанию; умение задавать формулой линейную функцию, заданную графически; рассмотреть зависимость расположения графика линейной функции в координатной плоскости от значения числа k≠0 (углового коэффициента прямой).
- Развивающие: работа по развитию навыков тестирования, подготовка для дальнейшего изучения функций в школьном курсе алгебры; работа по развитию умения обобщать полученные результаты.
- Воспитательные: формировать интерес к данному предмету, содействовать воспитанию интереса к математике, особенно в условиях информатизации общества, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Задачи урока. Применение знаний, контроль знаний по теме.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока. Обобщение и систематизация знаний по теме «Линейная функция, ее свойства и график; умение распознавать линейную функцию по формуле, графику, по словесному описанию; умение задавать формулой линейную функцию, заданную графически; выработка умений подмечать закономерности; интерес к предмету, умение выполнять задания в любой тестовой форме; умение общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Необходимое оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационной момент. Приветствие учащихся, положительный настрой на урок.
2. Фронтальный опрос учащихся по слайдам презентации, составленной по заданиям домашней работы:
а) Повторим основные понятия темы: на интерактивной доске появляются вопросы по теме, на которые учащиеся отвечают устно.
- Какая функция называется линейной?
- Что является графиком линейной функции?
- В каком случае линейная функция возрастает?
- В каком случае линейная функция убывает?
- Когда прямая y=kx+m образует с положительным направлением оси х острый угол, а когда – тупой?
б) Является ли линейной функция, заданная формулой?
у=х(х-6), у=х/3, у=3(х-8)+3, у=х(х+9)-5.
в) Поставьте соответствие между графиком функции и формулой функции.
Один из учащихся выходит к доске и ставит соответствие функция – график.
г) Определите, график какой функции изображен на рисунке? Учащимся предлагается три функции, из которых они должны выбрать только одну, график которой изображен на доске.
д) Определите значения коэффициентов k и b линейной функции, график которой изображен на рисунке. Путем рассуждений учащиеся выполняют задание.
е) Определите значения коэффициентов k и b графиков функций, изображенных на рисунках.
Учащиеся по одному выходят к доске и около графика соответствующей функции записывают значения коэффициентов.
3. Тест с последующей взаимопроверкой по слайдам презентации. Каждый учащийся получает карточку для заполнения ответов теста. После окончания работы учащиеся меняются карточками и проверяют правильность выполнения теста друг у друга, сверяя правильные ответы на доске.
1 вариант |
2 вариант |
№1. Какие из функций, заданные формулой, являются линейными? |
|
А. y = 5x |
A. y = 3x2 +5 |
№2. Выпишите номера прямых y = kx + m, где |
|
k > 0 A. I,II,III,V B. I,II,IV C. IV,VI D. IV,V,VI |
k< 0 A. I,II,III,V B. I,II,IV C. IV,VI D. IV,V,VI |
№3. Определите, какая из точек принадлежит графику функции А(0;3), В(-3;-4), С(0;5), D(-1;8), Е(2;10) |
|
y = 3x+5 А. А,В В. В,С С. C,D D. D,E |
y = -3x+6 А. А,В В. В,С С. C,D D. D,E |
4. Решение задания на 2 и 4 баллов из задания КИМов, предлагаемых на экзаменах в 9 классе по алгебре по новым технологиям. Разбирает решение 1 учащийся на доске с подробным объяснением.
Задание на 2 балла. Постройте график функции y = 0,5x + 3. Какие значения принимает функция, если 0 ≤ х ≤ 8?
Задание на 4 балла. График функции y = kx + b пересекает ось Оy в точке А(0;7) и проходит через точку М(-2;1). Найдите коэффициенты k и b.
5. Выполнение контрольного теста по теме «Линейная функция и ее график» (приложение 1).
Сдача тетрадей на проверку.
6. Итоги урока. Оценки. Запись домашнего задания.
Приложение 2. Презентация к уроку.