Пояснительная записка
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать,
мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, право…
Есть шаг: любить, исследуя,
не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы.
С.И. Емельянова.
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана классным руководителем на период с 2006 г. по 2011 г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его особенностей, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя и ученического, педагогического коллективов, родителей; представлены меры по изменению содержания и организации воспитательного процесса, управления им с ориентацией на достижение нового качества воспитания. Специфика развития классного коллектива в данный период определяется тем, что в школе реализуется программа воспитательной системы «Моя школа – моя гордость!».
Программа воспитательной работы с классным коллективом в условиях школы подчинена основным положениям Программы воспитания школы, которая направлена на гуманизацию воспитательного процесса в школе, через воспитание уважительного отношения к школе, ее истории, традициям и людям, чьи судьбы с ней связаны.
Программа воспитательной работы с классным коллективом в рамках школы является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, механизмы, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания, в соответствии с основными направлениями Программы развития школы, программы воспитания школы и требованиями; предъявляемыми к участникам воспитательного процесса.
Воспитание в школе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности.
Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, т.е. предлагает сознательное действие, направленное на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Что является основной функцией школы? Это создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни. Создание таких условий осуществляется через включение ученика в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, практической деятельности.
В процессе социализации решаются две группы задач: социальная адаптация и социальная автоматизация личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведение и отношениях, которые соответствуют самооценке личности, представлению о себе. Социализация учащегося предполагает создание комплекса условий, выделяющих три сферы – деятельность, общение, самопознание.
Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития:
- между потребностями ученика и возможностями их удовлетворить;
- между потенциалом ученика и возможностями его реализации;
- между целями, которые ставит перед собой ученик и условиями их достижения.
Воспитание рассматривается как управление процессом развития личности и индивидуальности.
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагога, представления о результате педагогической деятельности.
Реальные цели формируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. Для определения основных противоречий, вытекающих из целей и задач, направлений работы, необходимо провести анализ работы с классным коллективом за предыдущие годы.
Анализ работы
Задача проблемного анализа состояния воспитательной работы - конкретизировать и структурировать проблему и определить пути решения. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется».
С данным классным коллективом я работаю с 2004 года при переходе класса из начального звена в среднее. В классе на тот период было 25 человек, из них мальчиков – 7, девочек – 18. Подавляющее большинство детей воспитывалось в полных семьях, в доброжелательной обстановке. В коллективе сформирован позитивный интерес к учебному процессу. Учащиеся ответственно относятся к учению. В классе есть отличники и хорошисты, которые составляют большинство класса. Класс в начальной школе обучался по развивающей системе Бунеева. Коллектив имел достаточно сформированный культурный уровень.
При работе в 5-6 классах основной целью являлось: продолжить формирования единого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, организацию совместной деятельности; создание благоприятных условий для успешной адаптации и индивидуальное развитие каждого учащегося (учащихся). Ставились следующие задачи:
- продолжить формирование единого коллектива учащихся, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя и учащихся, учителей-предметников, социального педагога, психолога, педагогов-организаторов и родителей для достижения поставленной цели;
- организация внеурочную деятельность с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся;
- продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей, характера;
- воспитание гордости за свою школу, уважительного отношения к её традициям и истории.
Работа с классным коллективом была начата с изучения особенностей класса, социальной среды, в которой проживают учащиеся класса, взаимоотношений в классе, состояния воспитания в семье, особенностей индивидуального развития каждого ученика.
Учитывая полученные результаты исследований, была построена работа в классе.
По окончанию 5-6 классов из анализа воспитательной работы были получены следующие результаты:
уровень качества образования составил:
класс | Учебный год | Кол-во учащихся | Кол-во отличников | Кол-во хорошистов | % качества | % успеваемости |
5 | 2004-2005 | 26 | 3 | 19 | 85 | 100 |
6 | 2005-2006 | 26 | 3 | 19 | 85 | 100 |
7 | 2006-2007 | 26 | 3 |
уровень воспитанности класса составил:
класс | учебный год | высокий (%) | средний (%) | низкий (%) |
5 | 2004-2005 | 52 | 40 | 8 |
6 | 2005-2006 | 61 | 39 | – |
Данные анализа показывают стабильный уровень качества знаний и возросший уровень воспитанности, что говорит о высоком потенциале данного коллектива.
Состояние здоровья учащихся класса:
Состояние здоровья | Количество учащихся (oбщее 26) | Процентное соотношение |
Практически здоровые | 15 | 57 |
Заболевание желудочно-кишечного тракта | 3 | 12 |
Мочевыводящей системы | 2 | 8 |
Заболевание органов зрения | 3 | 12 |
Вегетососудистая дистония | 1 | 3 |
Ожирение | 2 | 8 |
Результаты таблицы показывают, часть коллектива имеет хронические заболевания и одной из проблем является сохранение здоровья учащихся.
Большинство учащихся проживает в микрорайоне школы, которая находится в отдалении от центра поселка и где в отсутствуют организации социально-культурной сферы. Социальный состав населения микрорайона школы характеризуется:
- недостаточно высоким уровнем образованности и общей культурой;
- высокий процент не благополучных семей, малообеспеченных.
Уровень образования родителей классного коллектива составляет:
всего | 45 | |
высшее | 8 | 19% |
среднее специальное | 27 | 59% |
среденее | 10 | 22% |
Социальный состав семей:
Полные семьи | 19 | 73% |
Неполные семьи | 4 | 15% |
Многодетные семьи | 1 | 4% |
С низким материальным положением | 2 | 8% |
Работающие родители | 40 | 89% |
безработные | 5 | 11% |
Из анализа социального положения семей класса мы имеем средний уровень развития, но с высокими требованиями в вопросах образования и воспитания.
За это время была проделана большая работа по изучению классного коллектива. Использовались индивидуальные методы работы (наблюдения, беседы, анкетирование) и коллективные (классные часы, совместные походы, поездки в Читу, Санкт-Петербург, Москву, Японское море, родительские собрания). Совместные мероприятия с учениками начальной школы и учащимися среднего звена. Участие в районных, областных конкурсах.
Проводимые тесты по социометрии показывают, что в классе нет «отверженных», хотя присутствуют 3 человека, «не принятых» по определенным социальным условиям. С учащимися класса и данной группой учеников постоянно ведется работа с участием социального педагога и администрации школы. Особое внимание уделяется ребятам группы «риска», в плане нарушения дисциплины, пропусков уроков без уважительных причин, невыполнения домашних заданий.
Учащиеся класса регулярно участвуют в общешкольных мероприятиях: «День знаний», «День здоровья», «Экономика и бизнес», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 марта», «Последний звонок», декада добрых дел, эколого–туристический лагерь, «Мини-мюзикл», «День рождения Домовёнка», «Книга – восьмое чудо света», «Суд богов», «По страницам сказок», презентация школьного значка и других мероприятиях.
Ребята активно принимают участия в районных конкурсах рисунков: «Дорога глазами детей», «Уроки моей мамы», «Малая Родина», где заняли призовые места: Христосенко Анна, Матвейчук Екатерина, Простакишина Анна, Апрелкова Валентина, Ефимова Анастасия. В конкурсе плакатов «Дорога глазами детей» заняли 2 место.
В прошлом году учащиеся класса приняли участия в районной краеведческой конференции «Край мой родной». Это Апрелкова Валентина, Серебренникова Галина и Забелина Ксения за участие были награждены грамотами Комитета образования.
Серебренникова Галина является членом школьной, спортивной команды принимает участие в районных соревнованиях по волейболу и баскетболу, где также является призером.
В этом учебном году 7 человек из класса приняли участие в конкурсе «Русский медвежонок», где одной из лучших была признана Апрелкова Валентина (1-е место по школе среди 7-8х классов, в региональном рейтинге она находится на 9 месте).
В конкурсе «Золотое руно» приняли участие 17 человек из класса.
В классе также проводятся мероприятия, подготовленные совместно с ребятами, классным руководителем с привлечением родителей, библиотекаря. Для родителей было организовано 2 мероприятия: это концерт для мам «Мама, нет тебя дороже» и «День рождения Домовёнка». На урок мужества приглашались: Игнатик О.И., Грудинин П.А.
В классе были проведены следующие мероприятия: «Поговорим об этикете», «Посеешь привычку, пожнешь характер», «Мои права и обязанности», «О вредных привычках», «Здоровое питание», «Учёба – главный труд», «История Нового года», конкурсы к праздничным датам.
Библиотекарем школы Черниковой В.Г. проводились для ребят библиотечные часы и оказывалось помощь в организации мероприятий.
К праздничным датам в классе проводятся чаепития с конкурсно-игровой программой, которую организуют сами учащиеся.
Как классным руководителем мной проводятся анкетирование по вопросам: мотивации учения, изучения самооценки классного коллектива. Анализ проводимых анкет доводится до сведения учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе. Анализируя данные мы видим, что основными потребностями со стороны родителей и учащихся являются:
Родители хотят, чтобы:
- ребенок имел возможность получить качественное образование;
- школа обеспечивала досуговую занятость детей, и в ней были созданы условия для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
- в школе уделялось большое внимание сохранению и развитию здоровья детей.
Учащиеся хотят, чтобы:
- в школе было интересно учиться;
- соблюдались права и уважалось достоинство личности ребенка;
- в школе были созданы комфортные психолого – педагогические условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.
Систематизировав, данные анализа работы за прошлые года и социальные ожидания, основными направлениями работы и результатами будут:
- сохранение и развитие здоровья детей;
- повышение качества образования, создания условий для успешного продвижения каждого ребенка в образовательном пространстве;
- поиск и создание условий для позитивной адаптации ученика к жизни;
- создание социокультурного пространства для реализации всех детских инициатив.
Ежегодно для эффективности работы составляется характеристика класса.
Полный текст работы приведен в Приложении.