Анализ учебно-производственной работы ГОУ НПО профессионального лицея № 18 за 2008/09 учебный год

Разделы: Общепедагогические технологии


Контингент.

Численность учащихся на 01.01.2009 года составила 308 чел. (по ср. с 01.01.2008 годом - 325 чел., с 01.01.2007 годом - 369 чел.), уменьшилась на 17 и 61 чел. соответственно. Отрицательная динамика численности учащихся за 2 последних года составила 5,5% и 20% соответственно, связано это со сложившейся демографической ситуацией, как по городу, так и в целом по стране.

План набора учащихся в 2008 году - 150 человек, фактически зачислено - 175.

Вопросы, связанные с контингентом, приведены в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет в таблице ниже:

  2008/09 уч.год 2007/08 уч. год 2006/07 уч. год 2005/06 уч. год
Численность учащихся на 01.01. - человек 308 325 369 404
- количество групп 16 16 18 18
План набора, человек 150 150 150 + 25 доп. 150 + 25 доп.
Фактический набор, человек 154 150 171 171
Выпуск, человек 95 109 141 131
- количество групп 7 6 8 7
Досрочный выпуск, человек 16/ 5% 21/ 6% 48/ 13% 22/ 6%
Отчислено, человек 43/ 14% 50/ 15% 74/ 20% 60/ 15%
Переходной контингент, 01.07. - человек 177/ 57% 173/ 53% 193/ 52% 222/ 55%
- количество групп 9 10 10 11

Из приведенной выше таблицы видно, что демографическая ситуация последние четыре года для нашего учреждения практически стабильна - уже медленно, но сохраняется естественная убыль общего контингента учащихся (фактический набор два года примерно одинаков, доля переходного контингента практически постоянна). Но переходных групп остается меньше, поэтому общее количество групп, а, следовательно, и учащихся тоже уменьшается.

Следует отметить, что ответственнее стали подходить ППР к мерам и средствам воспитательной работы по снижению количества отчисленных и досрочно выпущенных, здесь потери в 2008/09 уч.году уменьшились по сравнению с предшествующими годами.

Досрочные выпуски зачастую связаны с низкой успеваемостью по общеобразовательной подготовке учащихся 2-го курса. Здесь, прежде всего преподавателям следует подходить дифференцированно, проводить дополнительные консультации и оказывать индивидуальную помощь, а также, что немаловажно заинтересовать учащихся, замотивировать их на изучение своего предмета, приблизить его темы к получаемой профессии, через конкретные примеры, использовать элементы творчества, поиска, эксперимента и т.д.

Одна из мер сохранения общего контингента: постоянное наличие групп учащихся, не получающих среднее (полное) общее образование. В них можно было бы переводить ребят, из числа неуспевающих по ООП и в течение учебного года.

Качество подготовки и количество выпускников.

Результаты итоговой аттестации выпускников 2009 года.

№ группы Профессия Кол-во выпускников Дипломы "с отличием" Свидетельства квалификации Оценка "отлично" за защиту ПЭР
61 Сварщик 19 - - 10
62

62а

Автомеханик 35 2 (6%) - 11

4

76 Мастер общестр-х работ 10 (через ПУ №14) - 8 5
М37 Автомеханик 15 4 (27%) - 8
П36 Пекарь-мастер 8     2
54 Пекарь-мастер 8     3
ИТОГО: 7 групп   95 6 (6%) 8 43

Для сравнения результаты итоговой аттестации предшествующих лет приведены ниже:

2008 год

№  группы Профессия Кол-во выпускников Дипломы "с отличием" Свидетельства квалификации
51

51а

Сварщик 19

8

- -
52 Автомеханик 23 1 (4%) -
43 Бухгалтер 22 5 (22%) -
69 Мастер отд-х стр-х работ 12 - 10
М35 Автомеханик 25 8 (32%) -
ИТОГО: 6 групп   109 14 (12%) 10

2007 год

№ группы Профессия Кол-во выпускников Дипломы "с отличием" Свидетельства квалификации
41 Сварщик 11 - -
42 Автомеханик 19 - -
42а Автомеханик 24 2 (8%) -
33 Бухгалтер 12 2 (17%) -
59 Мастер отд-х стр-х работ 9 - 7 (78%)
Б32 Бухгалтер 18 10 (55%) -
М33 Автомеханик 28 8 (29%) -
С34 Социальный работник 20 8 (40%) -
ИТОГО: 8 групп   141 30 (22%) 7

По результатам итоговой аттестации выпускников можно сделать следующие выводы:

1. Растет качество подготовки квалифицированных рабочих по профессиям "Автомеханик", положительная динамика отмечается в течение последних лет.

2. Уже закономерно, что дипломы "с отличием" в большей степени получают выпускники, обучавшиеся в ПЛ - 18 на базе 11 классов. Как видно из таблицы, приведенной ниже, что их доля от общего числа выпускников, обучавшихся на базе среднего (полного) общего образования, в течение 3-х лет была стабильна, около 1/3. Однако по итогам последнего выпуска - спад. Заметна и отрицательная динамика количества отличников, получивших среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование на базе 9 классов. В первую очередь это связано с тем, что на выпуске не было бухгалтеров.

Сводный анализ за три года по выпускникам, получившим дипломы "с отличием", приведен ниже.

  Выпуск 2009 года Выпуск 2008 года Выпуск 2007 года
всего диплом "с отличием" всего диплом "с отличием" всего диплом "с отличием"
на базе

9 классов

62 2 (3%) 72 6 (8%) 66 4 (6%)
на базе

11 классов

23 4 (17%) 25 8 (32%) 66 26 (39%)

3. Темы письменных экзаменационных работ, а особенно виды приложений к ним последние годы практически по всем профессиям носят творческий характер, рациональность, имеют практическую ценность. Достойными наглядными пособиями, действующими стендами, комплектами плакатов пополнилась учебно-материальная база профессии "Автомеханик". Впервые в этом направлении сработали сварщики, пусть не совсем качественно, но дополнительным методическим оснащением пополнился и сварочный цех, и кабинет спецтехнологии. В следующих годах это направление следует совершенствовать, делать упор на качество и соответствие современным требованиям.

4. Практические работы сварщиков не всегда соответствуют теме ПЭР и требуемому качеству. Здесь ИПР следует заблаговременно продумать темы с учетом возможностей производственной практики и потребностей образовательного учреждения. Это же следует учитывать ИПР и при подготовке к выпуску по другим профессиям.

5. Впервые при защите ПЭР два выпускника гр.М37 использовали ИКТ. В будущем это необходимо практиковать шире. Этот опыт уже имеют бухгалтера, они сопровождали защиту своих бизнес-проектов видео-призентациями.

6. ПЭР выпускников по профессии "Автомеханик", "Пекарь-мастер" в большинстве своем выполнены в соответствии с требованиями ГОСТа и Положения по оформлению письменных работ.

Поэтапная аттестация.

Поэтапная аттестация согласно положению проводится по окончании курса обучения. По итогам первого полугодия проводится проверочная работа. Эти условия в прошедшем учебном году были выполнены.

Особое значение имеет подготовка и проведение поэтапной аттестации в группах 1-го курса. Здесь важным является все: сама организация, настрой, задания, а самое главное доведение процедуры до логического завершения со всеми обучающимися. Стоит отметить должный подход к проведению поэтапной аттестации мастера ПО Васютина В.В. Учащиеся гр.82 и 82а заблаговременно были ознакомлены с процедурой организации, видами заданий, поделены на бригады. Действенную помощь здесь оказали преподаватели спецпредметов: Карабан А.А., Шуговитов А.П. Должным образом, отслеживала результаты и сопровождала ребят до завершения прохождения поэтапной аттестации всеми учащимися вверенной группы мастер ПО Ильина Т.М. В итоге, с учетом кропотливой работы с "оставленными на осень", гр.82 в полном составе перешла на 2 курс. Чего нельзя сказать про гр.82а. На удовлетворительном уровне была проведена поэтапная аттестация в гр.81. Здесь следует самим мастерам ПО: Синициной Л.М. и Симоновой Е.Ю. более серьезно подходить к подбору заданий и обеспечению их материалами. Бухгалтера выполняли практические работы, задания которых согласованны с руководителем МК Фединой И.П. Однако в гр.83 кроме того, что была возможность проведения повторной аттестации, необходимой для некоторых учащихся, имеются "оставленные на осень". Таким образом, вопрос не завершен и до сегодняшнего дня. В переходных группах поэтапная аттестация, в большинстве своем, - квалификационная работа по окончании производственной практики.

Участие в областных конкурсах, связанных с профессиональным образованием.

Конкурсы Результаты
2008/09 уч.год 2007/08 уч.год 2006/07 уч.год
"Карьера" 3 место 2 место 7 место из 42
"Арт - Профи - Форум": профессиональное творчество 2 место (Амельченко)

2 место (Симонова)

1 место (Дунаев)

2 место (Вахонина И.А.,

Алеев А., Прошкин А)

3 место
"Молодо - зелено" победителям прошлого года не положено 1 место;

4 место

лауреаты в 2-х номинациях
"Профессиональный потенциал Кузбасса": не проводился 2 место (2чел)

3 место (1чел.)

ценный подарок-6

3 место (1 чел)

ценный подарок-6

"Профессионального мастерства" по профессиям:

Сварщик

Мастер отделочных строительных работ

Автомеханик

не проводился

не проводился

не проводился

не проводился

не проводился

два 2 места

не проводился

не проводился

не участвовали

"Рождественский благотворительный аукцион" участие участие участие
"Город мастеров" участие    

Исходя из приведенной информации, можно сделать следующие выводы:

Учащиеся и ИПР учреждения уже традиционно принимают участие во всех областных конкурсах Областного Дома техники профессиональной направленности.

Отмечается положительная динамика, как по количеству участников областных конкурсов, так и по их результатам.

Внутрилицейские и областные конкурсы профессионального мастерства.

Внутрилицейские конкурсы профессионального мастерства среди учащихся выпускных групп были уже традиционными. Последние годы уделялось пристальное внимание на актуальность и профессиональную значимость предлагаемых заданий, творческий подход в их выполнении. В качестве жюри приглашались социальные партнеры из числа работодателей.

Однако в отчетном учебном году в большинстве своем конкурсы проведены не были. Мастера ПО выпускных групп не проявили личной инициативы и исполнительской дисциплины в подготовке и организации конкурсов профессионального мастерства. Необходима заблаговременная и тщательная подготовка заданий, в т.ч. и домашних. Продумать их вариативность и практическую ценность, через проведение конкурсов способствовать и развитию учебно-материальной базы подготавливаемой профессии (стенды, макеты, наглядные пособия, рекламные листы и т.п.). Положение о конкурсе должно предусмотреть хороших дух соперничества в демонстрации профессионально-значимых качеств и умений, чтобы учащиеся могли почувствовать и пережить успех, оценить свои возможности по сравнению с другими.

Профессиональная стажировка мастеров ПО и преподавателей спец предметов на предприятиях и в учреждениях города, получение рабочих профессий, соответствующих квалификаций - задача, которая частично решается, но постоянно, причем все серьезнее стоит перед инженерно-педагогическим коллективом лицея. Хотя, стоит отметить регулярное повышение квалификации ИПР на курсах в КРИРПО.

Производственное обучение и выпуск полезной продукции.

Производственное обучение проводится в специально оборудованных лабораториях и мастерских в соответствие с образовательным стандартом по профессии и рабочим учебным планом. Некоторые уроки ПО проводились в условиях предприятий, с целью ознакомления с современным оборудованием, производственными условиями технологических процессов и т.д. Таким формам следует уделять особое и большее внимание, т.к. не все темы, предусмотренные стандартом, можно изучить в стенах учреждения. Более того, квалифицированные рабочие и служащие должны владеть хотя бы информацией о имеющемся современном оборудовании и технологиях в рамках своей профессии.

В течение прошедшего учебного года на уроках производственного обучения учащимися были изготовлено для нужд учреждения: металлические подставки под цветы, книги, мебель для интерьера учебного и бытового корпусов, мастерских, ящики для песка, стеллажи, дверные ручки, крючки для одежды, зубила, рожковые ключи; наглядные пособия, макеты, действующие модели. Изделия полезной продукции представлялись на выставки, которые проводились в преддверии областных конкурсов: "Арт-Профи-Форум" и "Город мастеров". Лучшие из них были представлены на область, часть - получили достойные награды. Регулярно организовывались выставки - продажи полезной продукции, изготовленной на уроках ПО пекарями.

Однако проблемным остается планомерная организация выпуска полезной продукции и не всегда должный уровень творчества при освоении навыков получаемой профессии. Поэтому вопрос творчества на уроках производственного обучения рассматривался на педагогическом совете, где было принято решение оставить его на контроле, и вернутся к нему через год. При этом было предложено в новом учебном году также проводить выставки изделий, изготовленных учащимися на уроках ПО. Необходимо отработать процедуру учета и передачи полуфабрикатов полезной продукции для завершения изготовления изделия из одного цеха учебных мастерских в другой. Завести журналы выпуска полезной продукции цехами учебных мастерских. Для развития творческого подхода и хорошего духа соперничества следует организовывать на каждом уроке ПО или раз в месяц между учащимися группы конкурсы на лучшее изделие. Необходимо продумать поощрения и соответствующие наказания по результатам отношения ребят к выполнению "конкурсных"-обязательных изделий.

Мастерам ПО, во время производственной практики группы, необходимо с заинтересованностью и личным участием подходить к вопросу содействия развитию учебно-материальной базы учебных мастерских через социальное партнерство. Так, в части обеспечения задела на будущие практические и творческие работы можно использовать обрезки разносортового металла, недействующего списанного оборудования (для изготовления наглядных пособий) и др.

Производственная практика.

Производственная практика проводится в соответствие с графиком учебного процесса учреждения на основании рабочих учебных планов. В прошедшем учебном году ее проходили учащиеся групп: 61, 62, 62а, 63, 71, 72, 76, М37, Б38, 54, П36. Коррективы в график учебного процесса вносились из-за первоначально планируемой аккредитации. Программы по всем профессиям выполнены.

Оплачиваемых рабочих мест из-за экономического кризиса в стране и регионе стало меньше, но они были представлены следующими предприятиями: ОАО "Ш.Первомайская", ОАО "Ш.Березовская", ООО "Горводоканал", ООО "Березовские котельные и тепловые сети", ООО "БЭС", ООО "ШСМУ", ОАО "БЗКПД", ООО "Стройреконструкция", ООО "БДСУ", ОАО ЦОФ "Березовская", ООО "Квартал". Как и прежде, наиболее востребованными остаются сварщики, монтажники хотя, не остаются без работы практиканты по профессиям слесарь по ремонту автомобилей, пекарь, бухгалтер.

Такие крупные предприятия, как ЗАО "Черниговец", Автобаза ОАО "Шахта Березовская", БГПАТП, МУЗ ЦГБ, испытывают нехватку в рабочих кадрах, организуют серьезную производственную практику, но труд учащихся так и не оплачивают.

В связи с тем, что в городе развивается малый бизнес, увеличивается количество работодателей - частных и индивидуальных предпринимателей, которые охотно принимают учащихся на практику с оплатой. Отрицательным моментом здесь является сложность в оформлении необходимых документов из-за отсутствия отдела кадров.

Учащиеся профессий служащих производственную практику, в большинстве своем, проходят без оплаты в бюджетных организациях.

Практические работы выпускников по профессии "Сварщик" во время преддипломной практики, в большинстве своем, не были доведены до логического завершения, да и уровень их и практическая ценность оставляют желать лучшего. Сварочный цех и кабинет спецтехнологии наконец-то пополнились наглядными пособиями: два комплекта плакатов приобретены учащимися гр.61, а также изготовлено с использованием современной оргтехники около 20-ти плакатов и технологических карт. Дело, начатое и организованное Синициной Л.М. и Мосиной Е.Ю. хорошее, требует продолжения. Однако оформление каждого наглядного пособия необходимо тщательно продумывать.

Кабинеты и автолаборатории автомехаников в очередной раз пополнились наглядными пособиями, выполненными и приобретенными (комплекты плакатов устройство автомобилей ЗиЛ и КамАЗ, охране труда при ведении ремонтных работ) выпускниками гр.62, 62а и М37 под руководством преподавателей Карабана А.А., Шуговитова А.П. и мастеров ПО Васютина В.В., Шевцовой О.Б., Карагановой Н.В., Чуваковой О.В.

В последние годы имелась положительная динамика закрепления выпускников на рабочих местах после успешного прохождения практики, однако, в 2009 году из-за кризиса трудоустройство выпускников несколько осложнилось. Хотя на 01.09.2009 года на учете в ЦЗН состоят 4 человека, двое из них сирот, которые уже поступили учиться в колледжи г. Кемерово. Отсюда % общего трудоустройства более 80.

Развитие учебных цехов, автолабораторий, кабинетов спецпредметов.

Пополнение учебно-материальной базы учебных цехов, автолабораторий, кабинетов спецпредметов осуществляется постоянно. В текущем учебном году приобретено через книжные издательства пять комплектов плакатов для автомехаников, два для сварщиков. А также изготовлены наглядные пособия на банерной пленке для бухгалтеров (каб.№34, 48, бух.учет в мастерских), плакаты с использованием оргтехники для сварщиков. Автомеханики изготовили наглядные пособия с разрезами реальных узлов, аналогичные ранее приобретенным на средства Гранта, которые теперь размещены в каб.№27. Они же выполнили действующие макеты узлов (гидравлическая и пневматическая тормозные системы, разрез двигателя в цвете и т.д.).

Сварочный цех претерпел капитальный ремонт, установлено новое оборудование. На уроках ПО были изготовлены часть новых столов в кабинках, стульев, ящики под песок, стеллажи для хранения запаса расходных материалов. Здесь работа строится в нужном направлении, только стоит уделять большее внимание творчеству, значимости и качеству изделий, изготавливаемых на уроках ПО.

Практически без движения в сторону развития остался слесарный цех. Нет пополнения образцами полезной продукции, нет новых инструкционных карт, нет запаса заготовок, расходного материала для уроков ПО, а также оборудованного места для их складирования и хранения. Практически не обновляются наглядные пособия. Это стоит учесть при составлении плана развития цеха на следующий учебный год.