Урок алгебры в 8-м классе "Квадратные уравнения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные: обеспечить закрепление теоремы Виета; обратить внимание учащихся на решения квадратных уравнений ax2 + bx + c = 0, в которых a + b + c = 0; привить навыки устного решения таких уравнений.
  • Развивающие: развить познавательную активность, творческую способность.
  • Воспитательные: способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов, развивать самостоятельность и творчество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Углубленное изучение свойств квадратных уравнений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учащимся сообщаются задачи урока:

  1. Контроль знаний с помощью тестирования (тест на заполнение пропусков, чтобы получилось верное определение, формулировка, правило).
  2. Решение задач на применение прямой и обратной теорем Виета.
  3. Изучение нового свойства квадратных уравнений.

II. Повторение пройденного материала

  1. Решить уравнение: 7х2 – 9х + 2 = 0
  2. Тест «Квадратные уравнения». Тест проводится в двух вариантах.

Вариант I

1) … уравнением называется уравнение  ax2 + bx + c = 0, где  a, b, c – заданные числа, а =/=0, х – переменная.
2) Уравнение х2 = а, где а > 0, имеет корни х1 = … х2 = …
3) Уравнение ах2 = 0, где а =/= 0, называют … квадратным уравнением.
4) Если  ax2 + bx + c = 0 квадратное уравнение (а =/= 0), то b называют … коэффициентом.
5) Корни квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 вычисляют по формуле х1,2 = … 
6) Приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 совпадают с уравнением общего вида, в котором а = …, в = …, с = …
7) Если х1 и х2 – корни уравнения x2 + px + q = 0, то справедливы формулы х1 + х2 = … х1 x х2

Вариант II

1) Если ax2 + bx + c = 0 квадратное уравнение, то b называют … коэффициентом, с – … членом.
2) Уравнение х2 = а, где а < 0, не имеет …
3) Уравнение вида ах2 + с = 0, где а =/= 0, c =/= 0, называют … квадратным уравнением.
4) Корни квадратного уравнения аx2 + bx + c = 0 вычисляют по формулам х1 = …, х2  = …
5) Квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет два различных действительных корня, если b2 – 4ac … 0.
6) Квадратное уравнение вида  x2 + px + q = 0 называют …
7) Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна … коэффициенту, взятому с … знаком, а произведение  корней равно … члену. 

Задание (устно) на определение вида уравнения.

Вопрос.  Ребята, здесь вы видите уравнения, определенные по какому-то признаку. Как вы думаете, какое из уравнений группы является лишним?

а) 1) 2х2 – х = 0                                                  б)     1) х2 – 5х + 1 = 0
    2) х2 – 16 = 0                                                          2) 9х2 – 6х + 10 = 0
    3) 4х2 + х – 3 = 0                                                    3) х2 + 2х – 2 = 0
    4) 2х2 = 0                                                                4) х2 – 3х – 1 = 0

– Как можно решить приведенное квадратное уравнение?
– Сформулировать теорему Виета.
– Как используется теорема Виета при решении квадратного уравнения общего вида ax2 + bx + c = 0.

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение о теореме Виета:

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше скажи постоянства такого:
Умножишь ты корни и дробь уж готова?
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе b, в знаменателе а.

 III. Решение задач с использованием теоремы Виета (прямой и обратной)

1-е задание.

Дано уравнение х2 – 6х + 5 = 0.

Не решая уравнение найти:

  • сумму корней;
  • произведение корней;
  • квадрат суммы корней;
  • удвоенное произведение корней.

2-е задание (устно).

Найти сумму и произведение корней следующих уравнений:

  • х2 – 3х – 4 = 0
  • х2 – 9х + 14 = 0
  • 2 – 5х + 18 = 0
  • 2 + 15х + 1 = 0

3-е задание

Составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни.

а) учитель решает:

х1 = – 3, х2 = 1,  х1 + х2 = – 3 + 1 = – 2, – р = – 2, р = 2
х1 x х2 = – 3 x 1 = – 3, q = – 3, x2 + px + q = 0, х2 + 2х + (– 3) = 0, х2 + 2х – 3 = 0
получили приведенное квадратное уравнение.

б) А теперь самостоятельно по вариантам составить приведенное квадратное уравнение.

Вариант 1:      х1 = 5, х2 = 6
Вариант 2:      х1 = – 5, х2 = 6
Вариант 3:      х1 = 5, х2 = – 6
Вариант 4:      х1 = – 5, х2 = – 6

Во время самостоятельной работы два ученика работают у доски по карточкам.

Карточка №1                                                                   Карточка №2

Составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни:

х1 = 7, х2 = – 3                                                                      х1 = 8, х2 = – 4

После самостоятельной работы сделать вывод о знаке перед свободным членом квадратного уравнения.

IV. Изучение нового свойства квадратных уравнений

1. Ребята, мы с вами решали квадратные уравнения различными способами: выделением квадрата двучлена,  по формуле корней, с помощью теоремы Виета, и каждый раз убеждались в том, что уравнение можно решить легче и быстрее. Сегодня мы познакомимся еще с одним способом решения, который позволит устно и быстро находить корни квадратного уравнения.

2. Задание (устно).

Назовите коэффициенты в каждом уравнении и найдите их сумму:

  1. х2 – 5х + 1 = 0
  2. 2 – 6х + 10 = 0
  3. х2 + 2х – 2 = 0
  4. х2 – 3х – 1 = 0

При решении некоторых квадратных уравнений, оказывается, немаловажную роль играет сумма коэффициентов. Рассмотрим это на уравнениях, которые вы решили дома.  

V. Проверка домашнего задания

Применение решения к изучению нового свойства.
На доске записаны квадратные уравнения, решить которые нужно было дома.

  1. х2 + х – 2 = 0  х1 = 1, х2 = – 2
  2. х2 + 2х – 3 = 0  х1 = 1, х2 = – 3
  3. х2 – 3х + 2 = 0  х1 = 1, х2 = 2
  4. 2 – 8х + 3 = 0  х1 = 1, х2 = 3

Ребята, а сейчас посмотрите на эти уравнения и их корни. Попробуйте найти какую-то закономерность.

  • в корнях этих уравнений;
  • в соответствии между отдельными коэффициентами;
  • в сумме коэффициентов.

Учитель делает выводы вместе с учениками.

VI. Решение задач на закрепление свойства

1. По учебнику № 534 (а, б, д),
2. Обратить внимание на уравнение, которое было решено в начале урока

2 – 9х + 2 = 0
7 – 9 + 2 = 0
х1 = 1  х2 = 2/7

Сделать вывод о значимости данного свойства.

VII. Самостоятельная работа

Решить уравнение.

        Вариант 1                                                             Вариант 2

  1. х2 + 23х – 24 = 0                                                  1.  х2 + 15х – 16 = 0
  2. – 5х2 + 4,4х + 0,6 = 0                                           2. 5х2 + х – 6 = 0
  3. 2 + х – 3 = 0                                                      3. – 2х2 + 1,7х + 0,3 = 0

Учитель выставляет оценки за урок.

VIII. Задание на дом

  1. Придумать три уравнения, в которых a+b+c=0
  2. №550