Использование ЦОР на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Благодаря государственной программе информатизации, компьютеры появились практически во всех отдалённых от райцентра сельских школах. Но, к сожалению, ещё не везде обеспечен постоянный доступ к современным образовательным ресурсам в Интернет.

Использование учителем ЦОР делает реальным для учащихся получение качественного образования, соответствующего современным запросам, даже если школа находится в сельской глубинке.

Как показывает практика работы в школе, информация, воспринятая зрительно, лучше запоминается учениками. Не зря гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Перед учителем иностранного языка постоянно возникает вопрос: как сделать материал урока запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше лексических единиц. В этом случае незаменимым помощником становятся ЦОР. Что же такое ЦОР?

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

Названный образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD диске или любом другом электронном носителе, а также размещён в сети Интернет. Следует отметить, что ЦОР не может быть представлен в бумажном варианте, иначе его дидактические свойства утрачиваются.

Таким образом, ЦОР расширяют арсенал предъявления информации, т.к. задействованы все каналы восприятия: текст - звук -видео - цвет.

С помощью ЦОР на уроке английского языка учитель может решать целый ряд задач:

  • предъявлять новый учебный материал
  • повторять и закреплять пройденные лексические единицы
  • проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний
  • создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным
  • помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ
  • приобрести навыки работы с компьютером;

Классифицировать цифровые образовательные диски довольно сложно, т.к. нет единого подхода к решению этого вопроса. Методисты, работающие над проблемой использования ЦОР предлагают следующую условную классификацию:

  • Справочники и энциклопедии
  • Тематические библиотеки
  • Путеводители
  • Образовательные комплексы
  • Репетиторы и тренажёры

Указанные электронные ресурсы выгодно отличаются от других средств обучения интерактивностью и мультимедийностью и помогают избежать быстрой утомляемости детей на уроке. Объём учебного материала можно увеличить. Согласно теории ассоциативного запоминания, информация, воспринимаемая через различные сенсорные пути (через текст, видео, графику и звук) усваивается лучше и удерживается в памяти гораздо дольше)

На уроках английского языка в предпрофильных и профильных классах с помощью ЦОР мы с учащимися совершенствуем навыки и умения чтения, устной и письменной речи, используем материалы глобальной сети; пополняем словарный запас. Хочется отметить, что интерес к изучению английского языка в старших классах не снижается, а наоборот, становится всё устойчивее.

Я использую следующие формы работы с ЦОР на своих уроках:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

В кабинете один компьютер, при фронтальном опросе ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. Было отмечено, что при использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремились попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры.

Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.

Многие специалисты считают, что групповая форма обучения создает дефицит речевой деятельности учеников. ЦОР позволяет быстрее выполнить задание, и оставшееся время мы с ребятами посвящаем развитию диалогических и монологических навыков (например, обсуждаем темы после выполнения задания ЦОР).

При изучении английского языка мне кажется, что ЦОР успешнее всего применяется для:

  • формирования новых знаний;
  • применения знаний на практике.

Предлагаю следующие этапы при работе с дисками на уроках английского языка:

1. Вступительное слово преподавателя по теме диска.

2. Предварительная работа с лексикой.

3. Самостоятельная работа с диском.

4. Обсуждение пройденного материала (разговорная практика).

Английский

Путь к совершенству

Talk to me (часть 1-3)

X - Polyglossam English.

Полный курс английского языка для всех уровней.

Преимущества полного интерактивного курса:
  • предлагается большое количество разнообразных стратегий обучения;
  • используются высокоэффективные и продуктивные методы обучени;
  • модульность системы (уроки данного курса представлены в определенной последовательности, рекомендуется изучать курс по порядку);
  • есть возможность самому выбирать модули и определять порядок прохождения курса);
  • помогает развивать навыки устной речи, принимать участие в реальном общении, овладевать навыками чтения и письма;
  • имеется подробное руководство к эксплуатации;
  • курс обучает трем языковым навыкам - разговору, чтению и письму, а также лексике и грамматике.

Имеется раздел "особенности культуры", в котором находятся объяснения нюансов в значениях слов и фраз, советы по поведению в культурной среде, описание деловых и национальных обычаев.

Каждый модуль состоит из глав, которые содержат различные уроки и игры. В видеофрагментах участвуют актеры, занятые в реальных беседах. Можно увидеть проговариваемый текст. В разговоры включены примеры лексики и грамматики, преподаваемой на уроке. За видеофрагментами следуют речевые задания. Имеется возможность записать себя в роли любого персонажа в ролевой игре.

Уроки чтения представляют собой разнообразие общих и специальных текстов: писем, посланий по электронной почте, рекламных объявлений.

Курс содержит около 1200 слов и выражений. Можно услышать правильное произношение слова, увидеть перевод и предложение, показывающее правильное использование слова. В этом курсе подробно преподается грамматика. Игры объединяют языковой материал, пройденный на уроке.

Преимущества мультимедийного курса:

Построен на принципе от простого к сложному; озвучивается носителями языка, предоставляя возможность улучшить произношение, т.к. ваше произношение сравнивается с произношением носителя языка, возможность самому увидеть и понять ошибку; большое количество интерактивных заданий: кроссворды, заполнение пропусков, составление предложений из отдельных слов, выбор ответа, "виселица" и др.

Преимущества:

  • охватывает все ступени изучения ИЯ (начальный, средний, высокий уровни);
  • материал разбит на темы, представленные в виде уроков, рекомендуемых изучать последовательно;
  • содержит много интересных текстов, озвучиваемых носителями языка.

Особенно удобна регулируемая сложность тестов на понимание и диктантов.

Практически все упражнения развивают навыки восприятия английской речи на слух и повышают грамотность письма.

Преимущества:

Содержит большой теоретический и практический материал к урокам.

Большое количество разнообразных заданий по грамматике позволяет закрепить грамматические навыки, знания по синтаксису.

Предлагает большую подборку текстов по темам школьного курса, чтобы потренироваться в разговорной речи.

Особенно полезны варианты олимпиадных заданий для учащихся профильных классов, которые можно использовать при проведении олимпиады по английскому языку.

Удобен при повторении курса английского языка и при подготовке к тестированию или экзамену.

Содержит тренажёр ЕГЭ,

тексты можно прочитать, прослушать и распечатать как дидактический материал к урокам.,

Эффективная форма контроля знаний.

Тематика общения в ЦОР: моя семья и я, мои друзья и я, моя школа, школьное образование, мир вокруг меня.

Речевые умения: говорение, чтение, аудирование, письмо, тесты и игры.

Страноведение: Великобритания, США, Канада, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Россия, тесты и игры.

Языковые знания: графика и орфография, произношение, грамматика, лексика.

Классы: с 5 по 10.

Вид работы с ЦОР: Демонстрация на большом экране для всего класса, групповая работа учащихся, индивидуальная работа

делится на дополнительные подтемы

Виды заданий:

Интерактивное задание "Расставьте фразы" направлено на формирование диалогического высказывания. После прослушивания диалога у учащегося есть возможность выбора своей роли.

Интерактивное задание "Выберите подходящую грамматическую форму" позволяет разнообразить формы работы на уроке, сделать его интересным и сэкономить время (не тратить на переписывание) и позволяет ученикам самостоятельно вспомнить и закрепить подзабытый материал.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского позволяет:

  • улучшить эффективность урока и качество знаний;
  • ориентироваться на современные цели обучения;
  • повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка;
  • учитывать страноведческий аспект;
  • сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  • реализовать индивидуальный подход в обучении

Литература:

  1. Анастази А.С., Урбина С.И. Психологическое тестирование.- СПб., 2004. - с. 134
  2. Андреев А.А. Основы Интернет-обучения: Лекции. - М., 2003. - с.214
  3. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование - 2005, №9, с.113-122.
  4. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе, № 4, 2005.- с.45-57
  5. Коломиец В.А. Интернет ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка/ // Иностранные языки в школе -2005, №3, с.86-90.
  6. Миролюбова А.А. Аудио-визуальный метод.Справочные материалы по ЦОР "Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине "Английский язык (основная школа)" в составе ЦОР. // Иностранные языки в школе.- 2005.-№5, с.22-24.
  7. Никитенко С.Г. Интернет для учителей иностранного языка. // Народное образование - 2007.-№5.-С.217-222.
  8. Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам //Школьные технологии -2004.-№5.-С.198-202.