Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Благодаря государственной программе информатизации, компьютеры появились практически во всех отдалённых от райцентра сельских школах. Но, к сожалению, ещё не везде обеспечен постоянный доступ к современным образовательным ресурсам в Интернет.
Использование учителем ЦОР делает реальным для учащихся получение качественного образования, соответствующего современным запросам, даже если школа находится в сельской глубинке.
Как показывает практика работы в школе, информация, воспринятая зрительно, лучше запоминается учениками. Не зря гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Перед учителем иностранного языка постоянно возникает вопрос: как сделать материал урока запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше лексических единиц. В этом случае незаменимым помощником становятся ЦОР. Что же такое ЦОР?
Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.
Названный образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD диске или любом другом электронном носителе, а также размещён в сети Интернет. Следует отметить, что ЦОР не может быть представлен в бумажном варианте, иначе его дидактические свойства утрачиваются.
Таким образом, ЦОР расширяют арсенал предъявления информации, т.к. задействованы все каналы восприятия: текст - звук -видео - цвет.
С помощью ЦОР на уроке английского языка учитель может решать целый ряд задач:
- предъявлять новый учебный материал
- повторять и закреплять пройденные лексические единицы
- проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний
- создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным
- помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ
- приобрести навыки работы с компьютером;
Классифицировать цифровые образовательные диски довольно сложно, т.к. нет единого подхода к решению этого вопроса. Методисты, работающие над проблемой использования ЦОР предлагают следующую условную классификацию:
- Справочники и энциклопедии
- Тематические библиотеки
- Путеводители
- Образовательные комплексы
- Репетиторы и тренажёры
Указанные электронные ресурсы выгодно отличаются от других средств обучения интерактивностью и мультимедийностью и помогают избежать быстрой утомляемости детей на уроке. Объём учебного материала можно увеличить. Согласно теории ассоциативного запоминания, информация, воспринимаемая через различные сенсорные пути (через текст, видео, графику и звук) усваивается лучше и удерживается в памяти гораздо дольше)
На уроках английского языка в предпрофильных и профильных классах с помощью ЦОР мы с учащимися совершенствуем навыки и умения чтения, устной и письменной речи, используем материалы глобальной сети; пополняем словарный запас. Хочется отметить, что интерес к изучению английского языка в старших классах не снижается, а наоборот, становится всё устойчивее.
Я использую следующие формы работы с ЦОР на своих уроках:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
В кабинете один компьютер, при фронтальном опросе ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. Было отмечено, что при использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремились попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры.
Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.
Многие специалисты считают, что групповая форма обучения создает дефицит речевой деятельности учеников. ЦОР позволяет быстрее выполнить задание, и оставшееся время мы с ребятами посвящаем развитию диалогических и монологических навыков (например, обсуждаем темы после выполнения задания ЦОР).
При изучении английского языка мне кажется, что ЦОР успешнее всего применяется для:
- формирования новых знаний;
- применения знаний на практике.
Предлагаю следующие этапы при работе с дисками на уроках английского языка:
1. Вступительное слово преподавателя по теме диска.
2. Предварительная работа с лексикой.
3. Самостоятельная работа с диском.
4. Обсуждение пройденного материала (разговорная практика).
Английский Путь к совершенству Talk to me (часть 1-3) X - Polyglossam English. Полный курс английского языка для всех уровней. |
Преимущества полного интерактивного
курса:
Имеется раздел "особенности культуры", в котором находятся объяснения нюансов в значениях слов и фраз, советы по поведению в культурной среде, описание деловых и национальных обычаев. Каждый модуль состоит из глав, которые содержат различные уроки и игры. В видеофрагментах участвуют актеры, занятые в реальных беседах. Можно увидеть проговариваемый текст. В разговоры включены примеры лексики и грамматики, преподаваемой на уроке. За видеофрагментами следуют речевые задания. Имеется возможность записать себя в роли любого персонажа в ролевой игре. Уроки чтения представляют собой разнообразие общих и специальных текстов: писем, посланий по электронной почте, рекламных объявлений. Курс содержит около 1200 слов и выражений. Можно услышать правильное произношение слова, увидеть перевод и предложение, показывающее правильное использование слова. В этом курсе подробно преподается грамматика. Игры объединяют языковой материал, пройденный на уроке. Преимущества мультимедийного курса: Построен на принципе от простого к сложному; озвучивается носителями языка, предоставляя возможность улучшить произношение, т.к. ваше произношение сравнивается с произношением носителя языка, возможность самому увидеть и понять ошибку; большое количество интерактивных заданий: кроссворды, заполнение пропусков, составление предложений из отдельных слов, выбор ответа, "виселица" и др. Преимущества:
Особенно удобна регулируемая сложность тестов на понимание и диктантов. Практически все упражнения развивают навыки восприятия английской речи на слух и повышают грамотность письма. Преимущества: Содержит большой теоретический и практический материал к урокам. Большое количество разнообразных заданий по грамматике позволяет закрепить грамматические навыки, знания по синтаксису. Предлагает большую подборку текстов по темам школьного курса, чтобы потренироваться в разговорной речи. Особенно полезны варианты олимпиадных заданий для учащихся профильных классов, которые можно использовать при проведении олимпиады по английскому языку. Удобен при повторении курса английского языка и при подготовке к тестированию или экзамену. Содержит тренажёр ЕГЭ, тексты можно прочитать, прослушать и распечатать как дидактический материал к урокам., Эффективная форма контроля знаний. Тематика общения в ЦОР: моя семья и я, мои друзья и я, моя школа, школьное образование, мир вокруг меня. Речевые умения: говорение, чтение, аудирование, письмо, тесты и игры. Страноведение: Великобритания, США, Канада, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Россия, тесты и игры. Языковые знания: графика и орфография, произношение, грамматика, лексика. Классы: с 5 по 10. Вид работы с ЦОР: Демонстрация на большом экране для всего класса, групповая работа учащихся, индивидуальная работа делится на дополнительные подтемы Виды заданий: Интерактивное задание "Расставьте фразы" направлено на формирование диалогического высказывания. После прослушивания диалога у учащегося есть возможность выбора своей роли. Интерактивное задание "Выберите подходящую грамматическую форму" позволяет разнообразить формы работы на уроке, сделать его интересным и сэкономить время (не тратить на переписывание) и позволяет ученикам самостоятельно вспомнить и закрепить подзабытый материал. |
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского позволяет:
- улучшить эффективность урока и качество знаний;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка;
- учитывать страноведческий аспект;
- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход в обучении
Литература:
- Анастази А.С., Урбина С.И. Психологическое тестирование.- СПб., 2004. - с. 134
- Андреев А.А. Основы Интернет-обучения: Лекции. - М., 2003. - с.214
- Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование - 2005, №9, с.113-122.
- Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе, № 4, 2005.- с.45-57
- Коломиец В.А. Интернет ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка/ // Иностранные языки в школе -2005, №3, с.86-90.
- Миролюбова А.А. Аудио-визуальный метод.Справочные материалы по ЦОР "Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине "Английский язык (основная школа)" в составе ЦОР. // Иностранные языки в школе.- 2005.-№5, с.22-24.
- Никитенко С.Г. Интернет для учителей иностранного языка. // Народное образование - 2007.-№5.-С.217-222.
- Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам //Школьные технологии -2004.-№5.-С.198-202.