Цели урока:
Развивающая:
- Развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.
- Развитие психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти, внимания, развитие познавательных умений/
Воспитательная:
- Воспитание навыков культурного общения, аккуратности, толерантности.
- Воспитание патриотизма к своей родине.
Здоровье – сберегающая.
- Осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими ЗУН.
Задачи:
- Обнаружить несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия.
- Выявить особенности основы этих слов.
- Ввести в порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих предметы, дополнительную проверку при обозначении фонемы <э>.
- Зафиксировать результат своей работы.
- Выполнить тренировочные упражнения по этой теме.
Этапы урока:
- Приветствие. (Организационный момент- положительный настрой, рефлексия своего настроения).
- Создание ситуации успеха (демонстрация детьми ранее полученных знаний).
- Постановка проблемы перед учащимися.
- Учебная деятельность. Открытие нового.
- Учебно- практическая деятельность.
- Итоговая рефлексия.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Оценивание.
Ход урока
1. Приветствие.Долгожданный дан звонок..
Начинается урок.
- За окном прекрасная погода. В нашем классе тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка.
- Откройте тетради. Запишите число, вид работы.
2. Создание «ситуации успеха».- Прочитайте предложение на доске: Всякому мила родная сторона.
- Как вы понимаете слово мила? ( Дорога, близка, любима.)
Это слово часто встречается в пословицах, например: «Своя земля и в горсти мила». Среди дорогих сердцу слов есть одно, которое родственно слову родная, родной.
-Какое это слово? (Родина).
- Как вы понимаете слово Родина?
- Какие близкие слова ему слова по значению вы знаете? (Родной край, Отчизна, родная страна, Отечество, Россия.)
- Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)
- Что значит Отчизна?
- Запишите словарные слова в тетрадь.
- Вставьте одно из этих слов в пословицу, которую сложил народ о своей Родине: В армии быть – _______________ служить .
- Как вы её понимаете?
- Что значит дорожить Родиной?
- Подставляем слово – страна. Окончание е, ударное.
-Подставляем слово – Родина. Родине служить . ж.р. Окончание е. безударное. Как проверяем? (Стране.)
-Подставляем слово – Отчизна. Ж.р.Получается – Отчизне. Как проверить окончание?
- Подставляем слово –Россия. Ж.р. России. Нужно писать е, а у нас выходит и.
3. Постановка проблемы.
-Возможно ли такое?
У нас несколько слов женского рода, а буквы при написании падежных окончаний разные. Может это орфограммы – нарушители? Нам необходимо разобраться в этой ситуации. Какая орфограмма нарушает закон письма и по каким правилам она пишется? Это и есть задача нашего урока.
4.Учебная деятельность. Открытие нового знания.
- Ну а чтобы доказать - нужно представить слово в виде фонем. Выполним звуковой анализ слова Россия - [р а с' и й' а]- ж.р.
- По закону письма мы должны написать в Предложном падеже – е, а мы пишем и. Это и есть слова – исключения. Вместо фонемы <э> пишем букву и .
- Какой вывод мы сделали?
- Вывод:
Вернитесь в пословицу. Какое слово тоже является словом – нарушителем?
- Докажите. Представьте в виде фонем.
армия. ([а р м' и й' а] –ж.р.
- Вывод: (повторить).
5. Учебно- практическая деятельность.(Направлена на закрепление нового знания.)
А) – Прочитайте слова. Какую особенность заметили?
армия
Россия
Мария
Азия
Туркмения
гимназия
история
- На какие фонемы заканчивается эти слова?
- Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
- Что такое Россия, Мария, Азия, Туркмения. Ч
- Что у них общего? (Слова женского рода, оканчивающиеся на [ий'].)
- Поставьте слова в предложный падеж -1 ряд., дательный падеж- 2 ряд, родительный падеж.- 3 ряд. Докажите. Что поставили в нужный падеж. (Самостоятельная работа.)
-Какие буквы написали в падежном окончании?
Б)- (Работа в паре.) Вставьте пропущенные буквы в словах предложений.
-У нас ещё зима, но весна уже наступает. На Кавказ_ уже цветут фиалки, прорастают в Ази_ семена февральских посев_в. Миндаль зацветает в Туркмени_. Птичьи стаи заволновались на Зимовках в Иран_, Египт_. Уже берут курс на север грачи.
- Какие буквы написали. Почему? ( Слова – нарушители. Исключение из правил.)
- Сколько человек справилось с заданием без ошибок. Поднимите руку. (Озвучить количество человек.)
6. Итоговая рефлексия.( на листочках) Ответьте на вопрос.
- Все ли слова пишутся по законам письма? (Нет.)
- У слов какого рода вы наблюдали сегодня нарушение письма? (Ж.р.)
- На что закончивается фонемное написание этих слов? ( На [ий']).
- Какой вывод можно сделать о написании этих слов?
- Разделите предложенные слова на две группы. По какому признаку вы их разделили.
Армия, Родина, Отчизна, Мария, история, сторона.
- Все ли сумели справиться с этим заданием. Поднимите руку.
(Озвучить количество справившихся.)
- Выберите лишнее слово. Армия, Россия, Мария, история, гимназия, санаторий, Азия, Туркмения. ---- Почему?
- Это и есть задача нашего следующего урока: проверить написание падежных окончаний у слов мужского рода, оканчивающихся ни [ий'].
7. Домашнее задание.Упр. 196.
8. Итог урока.- Так почему в пословице «В армии быть – России служить» нужно в слове армии, России писать букву и?
Какой вывод мы сегодня вывели на уроке?
10. Оценивание.-Кто на уроке был самым активным? Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:
- Кто работал на более низком уровне?
- Я надеясь, что на следующем уроке многие ребята будут более активными.
- А я говоря вам спасибо за урок.