Играем в загадки

Разделы: Начальная школа


Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам нравиться отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состояния. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающем миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знания педагогам механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загаданного предмета, явления в ней.

Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструировании:

1. Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например:

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например: Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)

Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

3. В загадку включено отрицательное сравнение.

Например: Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделяя в них сходные признаки, группировать их по новому, в другом сочетании.

4. Загадки, в описание которых использованы метафоры.

Например: Под одной крышей четыре братца живут. (Стол)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть их черты и сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Например:

Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За – дача.)

б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении

(кот – ток) или при перестановки слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находит пути решения , приемы отгадывании, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Приведу алгоритм поиска отгадки, выработанный детьми под руководством учителя:

а) определить, что и где нужно искать;

б) выделить и объединить возможные признаки;

в) выдвинуть предполагаемую отгадку;

г) доказать правильность отгадки.

Педагогический процесс работы с загадками может приобретать вид игры. Игровая

Форма удовлетворяет возрастные потребности младших школьников в игровых видах деятельности, в интеллектуальной активности.

Предлагаю методику проведения индивидуальных и групповых игр в загадки, которые можно использовать во внеурочной работе.

Загадки-трафаретки.

На плотном листе вырезаются круглые или прямоугольные отверстия соответственно тем клеткам, куда должны вписываться буквы слова-отгадки. Найдя буквы, играющий вписывает их в отверстия на листе бумаги, подложенном снизу. Следующий играющий должен подложить под трафарет чистый лист бумаги и закрепить его. За каждое правильно отгаданное слово начисляется определенное количество очков (выдается жетон, фишка).

В качестве примера приведем два варианта загадок-трафареток. Ответы на загадки указываются только на контрольных карточках.

Чайнворд загадок.

Эта игра, в которой слова- отгадки должны следовать одно за другим в виде цепочки слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

  1. Красный, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
  2. Сторож плохой: слепой и глухой, не тронешь – молчит, а тронешь – кричит. (Звонок)
  3. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кот)
  4. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор)
  5. Без тела живет, без языка кричит. (Радио)
  6. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки, ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

Рассыпанные загадки.

Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и разгадать ее. Игра начинается с чтения стихотворения-зачина:

Со страницы книжки в гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья.
Очень торопилась, и случилось так, что
На куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте, помните меня и знайте.

Образец набора карточек к загадке:

Меня частенько просят, ждут,
А только появляюсь, и прятаться начнут.
(Дождь)
просят а только начнут частенько
появляюсь меня ждут и прятаться

Лотерея загадок.

Игра заключается в разгадывании или придумывании загадок. Загадка, или предмет, или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого загадки и задания пишутся на отдельных листках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющим. Привожу образец карточек для лотереи. Игровая задача состоит в придумывании шарады с выбранным словом. Слова для шарад: волосы, столяр, парад, грибочки, фантазия, осадок, фасоль, залежи.

Игры в загадки – полезный вид организации досуга детей. Проведение такого рода игр требует от самого педагога смекалки, выдумки, творчества.