В настоящее время модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения для рационального проектирования учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения. В связи с этим и объявлением в улусе «Года информатизации», считаю актуальным введение на уроках химии информационно – коммуникационных технологий, так как они относятся к числу инновационных технологий обучения.
Цель: Обеспечение эффективного усвоения теоретического материала химии, формирование и развитие познавательного интереса на основе технологии компьютерного обучения. Для достижения цели ставились следующие задачи:
- Изучение эффективности использования учебной информации через компьютерные средства обучения.
- Создать собственный образовательный ресурс (разработка презентаций).
- Апробация, внедрение и оценка результативности применения разработанных презентаций.
На уроках химии можно применять самые разнообразные формы работы с использованием информационных технологий. Это может быть:
- Использование готовых программ по химии, имеющихся в медиатеке.
- Работа в Интернете.
- Создание собственных образовательных ресурсов;
Структурирование информации наиболее приемлемо при помощи программы Power Point. Эта программа позволяет быстро и без больших временных затрат подготовить презентацию по любой теме. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Моя презентация состоит из 33 слайдов, рассчитанных на 3 урока.
Первая тема – «Строение атома». В нее включены:
- «Актуализация знаний» - повторение ранее изученной темы по химии и физике для подготовки учащихся к восприятию новой темы.
- Третий слайд и гиперссылка к нему – история открытия строения атома и ученые, работавшие над этими открытиями.
- С четвертого слайда начинается раскрытие самой темы.
Проблема строения атома остается актуальной и для современной науки. Элементарные частицы, ядро атома, атом, молекула – все это объекты микромира, не наблюдаемого нами. В нем действуют иные законы, чем в макромире, объекты которого мы можем наблюдать или непосредственно, или с помощью приборов. Поэтому, обсуждая строение электронных оболочек атомов с помощью слайдов, создается представление о них (планетарная модель атомов по Резерфорду) которое в значительной степени соответствует современным взглядам, хотя и не является абсолютно таким же, как у ученого – химика. Наша модель упрощена. Так же включены проверочные работы с проблемными вопросами для контроля усвоения и корректировки знаний (слайды 5, 7, 12, 16, 18, 23). Можно «Презентацию» использовать как целый урок или на каком-то из его этапов: на этапе введения нового материала, на этапе закрепления, повторения и контроля знаний, умений и навыков обучаемых, выбирая нужные фрагменты из презентации, и лишь комментируя их по ходу занятия. Особенно в этом случае эффектны анимационные модели атомов и молекул, типов химических связей. Основное преимущество – наглядность, компактность. Презентация рассчитана учащимся 8 класса для изучения нового материала, но ими могут пользоваться и учащиеся 11 класса при повторении соответствующих тем
По проделанной работе мы сделали следующие выводы:
- Работа с компьютером – один из вариантов, активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения.
- Введение образовательного электронного ресурса (потенциала) в школе даст возможность повысить уровня качества знаний.
- Обеспечит творческий подход к совершенствованию имеющихся и приобретенных знаний и умений, а так же обеспечит умение применять их в конкретных ситуациях.
- Использование презентации значительно экономит время подачи информации, и учащиеся могут использовать это время для выполнения упражнений, повторения, закрепления.
Таким образом, информационные технологии способствуют формированию базовых компетентностей, таких как умение анализировать, применять информацию для решения тех или иных проблем.