Цель: Развитие творческой активности обучающихся, чувства стиля, оригинальности мышления.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с элементами строения книги и с правилами её оформления.
- Закрепить навыки работы с предлагаемым для этого задания материалом.
- Сформировать у детей представление о буквице как элементе книги.
Оборудование
- Для педагога: презентация: с различными вариантами оформления книг, рисунки буквиц, изображения героев конкретной русской народной или авторской сказки, выразительные и яркие.
- Для учащихся: компьютер, программа Paint, и интерактивная доска, технологические карты для правильного выполнения работ.
Занятие рассчитано на 40 мин.
План занятия.
- Организационная часть.
- Беседа (объяснение нового материала, инструктаж по выполнению практического задания). (15 мин.).
- Практическая работа. Индивидуальные консультации.(20 мин.)
- Итоги работы. Выводы. Рекомендации.(5-7 мин.)
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Добрый день!
Художественное оформление начальных букв усиливает впечатление от текста. И сегодня я предлагаю вам очень интересную роль: роль художника-иллюстратора, художника книжной графики. Вы будете иллюстрировать хантейскую сказку "Лисичка со скалочкой". Но это будет не просто картинка-иллюстрация, а иллюстрация, вставленная, в рисованная, встроенная в большую букву. Такая нарядная большая буква называется важно и торжественно: "Буквица". Именно с неё начинается текст, история, повествование. Она своим оформлением должна подготовить читателя к встрече с содержанием произведения. Её внешний вид, характер декоративного решения должны соответствовать стилю и характерным особенностям текста.
Но что, же такое "буквы"? Как они появились? Какими были первые буквы, алфавиты, книги? Об этом мы с вами сейчас побеседуем.
Следует рассказ об истории письменности.
А теперь вспоминаем сказку "Лисичка со скалочкой". На экране по ходу сюжета появляются выразительные фигуры-портреты её героев.
Приступаем к практическому заданию после краткого инструктажа по ТБ в компьютерном кабинете. Каждый обучающийся получает карточку с отрывком из текста сказки и выделенной для оформления буквой. В процессе практической работы проводим индивидуальные консультации нуждающимся в этом обучающимся, помогаем, советуем, направляем. В конце занятия показываем всем и анализируем некоторые работы, удачные и не очень хорошие, с недочётами, привлекаем к аналитической беседе обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
- В программе Paint выберите инструмент Надпись.
- В меню Вид откройте Панель атрибутов текста и выберите стиль шрифта и его размер (48 пунктов и более).
- Щелчком на нужной краске задайте тексту цвет.
- Щелкните в созданном текстовом поле и введите свое имя. (Если для текста требуется больше места, перетащите маркеры, расположенные по сторонам текстового поля.)
- Когда ввод текста будет закончен, щелкните вне текстового поля. (Теперь текст станет частью рисунка. Слова в этом тексте уже нельзя изменить, но форму букв можно подправить так же, как редактируют рисунки.)
- Выберите инструмент Масштаб. (Под панелью инструментов появится значки 1х, 2х, 6х и 8х. Для начало выберите восьмикратное увеличение – 8х.)
- Чтобы изменить цвет отдельной буквы, выберите инструмент Заливка и нужный цвет в палитре. (Щелкните внутри буквы – она будет перекрашена.)
- Если требуется заполнить букву сложным узором, используют инструменты рисования и создания фигур.